Дело № 2-816/2016 | |
р е ш е н и е | |
Именем российской федерации | |
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: | |
Председательствующего судьи | ФИО1 |
При секретаре | ФИО2 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ТСЖ «Пушкинские фасады» об обязании предоставить документы, обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда,
с участием представителя истца – ФИО4, действующей на основании доверенности от 02.09.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику ТСЖ «Пушкинские фасады», и, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» в порядке и объеме, предусмотренном ст. 143, 143.1 ЖК РФ и стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года №731, предоставить ему следующие документы: реестр членов ТСЖ, содержащий сведения, позволяющие идентифицировать членов ТСЖ и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; бухгалтерскую отчетность в 2013-2016 годах, а именно: отчеты об исполнении смет за 2013-2015 года, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок), смету доходов и расходов ТСЖ на 2016 год, утвержденную решением общего собрания (финансовый план деятельности ТСЖ на 2016 год); обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» предоставить сведения об установленных в доме коллективных (общедомовых) приборах учета коммунальных услуг, с указанием даты установки, введения в эксплуатацию, сведений об обслуживающей организации, показаний приборов за 2013-2016 годы; обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» выдать истцу заверенный в установленном порядке акт о вводе приборов учета в эксплуатацию от 22.07.2016 года; взыскать с ТСЖ «Пушкинские фасады» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей; обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за период с ноября 2013 по июнь 2016 года, исключив начисления в сумме 12 792 рубля 76 копеек; обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» произвести перерасчет платы по статье жилищно-коммунальных платежей «административно-управленческие расходы» в связи с неоказанием ТСЖ услуг надлежащего качества, в размере 50 % от сумм, оплаченных в периоды январь-февраль 2014 года, и с августа 2015 года по июнь 2016 года в размере 6 184 рубля 17 копеек; обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» произвести корректировку начислений платы и поступлений денежных средств, учитывая сумму 4039 рублей, внесенную дважды, исключив незаконные начисления за опломбировку приборов учета, выставленные к оплате в квитанции за сентябрь 2015 года в размере 450 рублей и за потери в теплоносителе в размере 480 рублей 99 копеек за июнь 2016 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ..., управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Пушкинские фасады», истец неоднократно обращался в ТСЖ с заявлениями о предоставлении документов, опломбировании приборов учета ТСЖ, запрашиваемые им документы в полном объеме представлены не были; кроме того, членом ТСЖ «Пушкинские фасады» он не является, договор между ним и ТСЖ о содержании и ремонте общего имущества в доме не заключен, в связи с чем взимание с него платы за содержание и обслуживание банком расчетного счета ТСЖ и иных платежей, не имеющих отношения к содержанию общего имущества многоквартирного дома является необоснованным - за период с ноября 2013 по июнь 2016 года подлежат исключению начисления в размере 12 792 рубля 76 копеек; ТСЖ «Пушкинские фасады» были ненадлежащим образом оказаны услуги – не предоставлены ответы на заявления о предоставлении информации от 15.01.2014 года, от 28.01.2014 года, от 06.08.2015 года, не исполнена обязанность по опломбированию приборов учета по заявлениям от 19.08.2015 года и от 28.08.2015 года, не осуществлен перерасчет, 02.09.2015 года ТСЖ «Пушкинские фасады» уклонилось от получения документов от истца, в связи с чем, как полагает истец, плата по статье «административно-управленческие расходы» в квитанциях за январь-февраль 2014 года, и с августа 2015 года по июль 2016 года подлежит снижению на 50 %; действиями ответчика, выразившимися в неисполнении ТСЖ своих обязанностей - нарушении законодательства о предоставлении информации, уклонении от опломбирования приборов учета и проведения перерасчета жилищно-коммунальных услуг, а также в завышенных и необоснованных начислениях, истцу были причинены нравственные страдания.
В судебное заседание истец не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие с участием представителя, которая поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ТСЖ «Пушкинские фасады» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ. Ранее в судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что информация о деятельности ТСЖ, которую просит предоставить истец находится в общем доступе, частично документы сгорели при произошедшем в ТСЖ 29.11.2015 года пожаре, в связи с чем отсутствует возможность их предоставления.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...> д... (л.д.10).
Управление и техническое обслуживание указанного жилого дома осуществляет ТСЖ «Пушкинские фасады», истец членом ТСЖ не является.
15.01.2014 года истцом ответчику было подано заявление об истребовании документов: устава ТСЖ, реестра членов ТСЖ, бухгалтерской отчетности, протоколов общих собраний за 2012 и 2013 год, технического паспорта на дом, порядка и условий оказания услуг по содержанию общедомового имущества, сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общедомового имущества и их стоимости (л.д. 36); 24.01.2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении выписки по лицевому счету ..., за период с 2010 по 24.01.2014 года, расшифровку строк в платежной квитанции, заверенную копию протокола общего собрания собственников жилого дома, которым установлено взимание комиссии за обслуживание счета ТСЖ банком, заверенную копию протокола собрания, которым утвержден тариф на коммунальные услуги (л.д. 37); 28.07.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации: расшифровки строк в платежной квитанции, заверенной копии протокола общего собрания, которым утвержден тариф на коммунальные услуги, выписки с расчетно-лицевого счета, содержащей сведения обо всех начислениях с 01.11.2012 по 01.08.2015 года, заверенной копии протокола общего собрания собственников жилого дома, которым установлено взимание комиссии за обслуживание счета ТСЖ банком, сведения об установленных в доме коллективных (общедомовых) приборах учета коммунальных услуг: тепловой энергии и горячего водоснабжения, электроэнергии, холодного водоснабжения, с указанием даты установки, введения в эксплуатацию, сведений об обслуживающей организации, показаний приборов, начиная с ноября 2012 года, заверенную копию устава ТСЖ (л.д. 38).
28.08.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением об опломбировании приборов учета в ... (л.д. 43).
В соответствие с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе обеспечивать выполнение требований главы 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
В соответствие со статьей 143.1 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и объеме, которые установлены данным Кодексом и Уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Согласно пункта 3 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Исходя из положений ч. 10 ст. 161 ЖК Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
В развитие данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1).
Согласно пункту 5 настоящего Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Согласно п. 17, 21 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Согласно статье 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со ст. 81 Постановления Правительства от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Учитывая вышеизложенное, и отсутствие в нарушение ст. 56 ГПК РФ со стороны ТСЖ «Пушкинские Фасады» доказательств предоставления истцу информации, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО3 о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу следующей информации: сведений об установленных в доме коллективных (общедомовых) приборах учета коммунальных услуг, с указанием даты установки, введения в эксплуатацию, сведений об обслуживающей организации, показаний приборов за 2013-2016 годы; обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» выдать истцу заверенный в установленном порядке акт о вводе приборов учета в эксплуатацию.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований о предоставлении реестра членов ТСЖ «Пушкинские фасады», поскольку указанная информация в процессе рассмотрения дела истцу ответчиком была предоставлена.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части предоставления бухгалтерской отчетности ТСЖ «Пушкинские фасады» за 2013-2016 годах в связи со следующим.
Судом установлено, что 29.11.2015 года в помещении ТСЖ, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <...>, произошел пожар, в результате которого документация, находящаяся в помещении правления ТСЖ сгорела полностью, в том числе налоговая и бухгалтерская отчетность за 2012-2015 годы, сметы доходов и расходов с 2013 года по 2015 год, финансовые отчеты с 2012 года по 2015 год, что подтверждается актом осмотра помещения ТСЖ от 01.12.2015 года, справкой ОНД Пушкинского района Санкт-Петербурга (л.д.81,82).
По смыслу ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым, поскольку только в этом случае может быть достигнута цель осуществления правосудия - восстановление нарушенных прав.
Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований в указанной части об истребовании документации, которой у ответчика не имеется, решение суда исходя из смысла ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет фактически не исполнимо.
Доводы истца о необходимости произведения перерасчета и исключении из расчета задолженности платы за выполнение операций по приему и перечислению платежей в размере 3% суд считает несостоятельными, поскольку обязанность ответчика нести расходы по управлению многоквартирным домом прямо предусмотрена законом, в том числе и обязанность внесения платы за обслуживание расчетного счета и услуги банка.
Услуги за перечисление денежных средств на счет ответчика правомерно начислены истцу исходя из 3% от суммы платежа, так как данный размер установлен договором № 2008-1/11 от 28.10.2008 года, заключённым между ОАО Сбербанк России ТСЖ «Пушкинские фасады». Размер платы за обслуживание расчетного счета утвержден решениями общего собрания членов ТСЖ «Пушкинские фасады» от 25.03.2014 года, от 06.04.2015 года, и от 22.03.2016 года, которые имеются в материалах дела. Указанные решения никем не оспорены и недействительными не признаны.
Также не подлежат удовлетворению требования истца об обязании произвести перерасчет начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2013 года по июнь 2016 года в части неправомерных начислений, в том числе начислений за установку шлагбаума, поскольку начисления произведены ответчиком в соответствии с решением общего собрания членов ТСЖ «Пушкинские фасады», оформленного протоколом №1 от 06.04.2015 года. Решения, принятые на общем собрании членов ТСЖ, регулирующие данные вопросы, обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований об обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исключив из расчета сумму в размере 4039 рублей 24 копейки за ноябрь 2013 года, по причине оплаты ее двойной оплаты – 27.12.2013 года и 20.01.2014 года. При этом, истцом в материалы дела представлена квитанция о внесении платы за ноябрь 2013 года на сумму 4039 рублей 24 копейки от 20.01.2014 года, транзакция № 414503135, иных документов, подтверждающих повторное внесения истцом указанной суммы в счет оплаты за спорный период в материалы дела не представлено, в связи с чем исковые требования в данной части также удовлетворению не подлежат.
Разрешая по существу требования ФИО3 о признании начислений за опломбировку приборов учета в размере 480 рублей 99 копеек, начисленных в сентябре 2015 года, и признавая данные требования истца в данной части обоснованными, суд исходит из следующего.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предусмотрено, что оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю.
Из содержания указанных норм следует, что обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию возложена на исполнителя, а не на потребителя.
Указанные нормы согласуются с пунктами 31 и 33 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 31 указанных Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
На основании пункта 33 указанных Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Поскольку указанными Правилами возложена обязанность по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию на исполнителя, то действия ТСЖ «Пушкинские фасады» по начислению и взиманию платы по первоначальному опломбированию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения являются незаконными.
Разрешая по существу требования истца об исключении начислений за потери в теплоносителе в размере 480 рублей 99 копеек, начисленные ответчиком и предъявленные к оплате в квитанции за июнь 2016 года, суд исходит из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). В пунктах 7, 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении). Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета установлен Правилами № 354 (пункты 42, 42(1), формулы 2 приложения № 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
Таким образом, возможность расчета по тепловым нагрузкам или по прибору учета, установленному в центральном тепловом пункте с возложением на исполнителей коммунальных услуг стоимости тепловых потерь в сетях, не являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, жилищным законодательством не предусмотрена.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил № 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Учитывая, что истцом иных оснований, кроме того, что данные начисления не предусмотрены законом, не указано, суд в удовлетворении требований об исключении начислений за потери на теплоноситель отказывает. Расчет суммы начисления истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет по статье «административно-управленческие расходы», в связи с оказанием ТСЖ «Пушкинские фасады» услуг ненадлежащего качества, и снижения суммы начислений по данной статье на 50%, суд отказывает, поскольку в ходе рассмотрения дела факты оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества объективного подтверждения не нашли.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из того, что ТСЖ «Пушкинские фасады» является организацией, оказывающей жильцам жилых домов услуги по содержанию объектов коммунального хозяйства, правоотношения между истцом и ответчиком регулируются, в том числе, Законом РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Материалами дела установлено нарушение прав истца, как потребителя, выразившееся в не предоставлении испрашиваемой информации, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в данной части.
То обстоятельство, что информация о деятельности ТСЖ «Пушкинские фасады» до обращения истца в суд была размещена на сайте в сети Интернет на сайте «Реформа ЖКХ» и являлась свободной для ознакомления в общедоступных местах, не может являться основанием для отказа истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено нарушение прав истца на получение требуемой ему информации, обращение истца за которой ответчик не отрицал и доказательств письменного ответа на заявления истца не представил суду. Кроме того ответчиком не исполнена обязанность по опломбировке приборов учета в квартире истца, как на момент обращения истца с заявлением в ТСЖ, так и на момент рассмотрения дела по существу.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца ФИО3 - 10 000 рублей - суд учитывает в соответствии со статьей 1101 Гражданского Кодекса РФ характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а так же требования разумности и справедливости.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснено в п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду, (пункт 6 статьи 13 Закона).
Поскольку из материалов дела усматривается, а ответчиком в ходе рассмотрения дела не опровергнут факт нарушения прав истца как потребителя, не предоставлением ему информации в обоснование расчета квартирной платы, ответчиком не удовлетворено в добровольном порядке требование потребителя о предоставлении информации, об опломбировании индивидуальных приборов учета, с ответчика в пользу истца на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию штраф в размере 5000 рублей (10000 / 2 = 5000), исходя из удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 10 0000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, указанные расходы подтверждаются чек-ордером от 12.10.2015 года (л.д.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ТСЖ «Пушкинские фасады» удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «Пушкинские Фасады» предоставить ФИО3 сведения об установленных в доме коллективных (общедомовых) приборах учета коммунальных услуг, с указанием даты установки, введения в эксплуатацию, сведений об обслуживающей организации, показаний приборов учета за 2013-2016 годы.
Обязать ТСЖ «Пушкинские фасады» выполнить действия по вводу в эксплуатацию установленного в квартире истца по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ..., индивидуального прибора учета, с выдачей ФИО3 акта о вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.
Взыскать с ТСЖ «Пушкинские фасады» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей, а всего взыскать 15 300 (пятнадцать тысяч триста) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья