ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5737/18 от 25.02.2019 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-673/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Омаровой А.С.

при секретаре Перепелицыной К.Ю.

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ПАО «ВымпелКом» - ФИО2, представителя третьего лица ПАО «МТС» - ФИО3,

25 февраля 2019 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ВымпелКом» о защите прав потребителей: возложении обязанности восстановить номер телефона, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «ВымпелКом» о защите прав потребителей: возложении обязанности восстановить номер телефона, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование требований указала, что в соответствии с заключенным с ПАО «ВымпелКом» договором об оказании услуг связи является абонентом номера 903-371-66-66. С целью реализации права на переход к другому оператору с сохранением абонентского номера обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о переносе номера от ПАО «ВымпелКом» в ПАО «МТС». Согласно Правилам оказания услуг подвижной связи переход к другому оператору осуществляется на 8 день после обращения с соответствующим заявлением, при этом абоненту предоставляется право отказаться от перехода. До окончания процедуры переноса номера от одного оператора к другому, "."..г. расторгла договор по временному номеру с ПАО «МТС», предоставленному для переноса номера, при этом сотрудники салона пояснили, что номер телефона (<...>) возвращается обратно к прежнему оператору – ПАО «ВымпелКом». После чего обратилась в салон Билайн ПАО «ВымпелКом», где ей была выдана временная сим-карта для возврата номера телефона (<...>) из «отстойника» неопределенных номеров. За указанную услугу оплатила 300 рублей. Сотрудники салона ПАО «ВымпелКом» также пояснили, что для возврата номера необходимо ожидать 60 дней. Обратившись "."..г. в салон, ей пояснили, что №... выставлен на продажу, и что договор на указанный номер с ней был расторгнут. Вместе с тем договор об оказании услуг связи с ПАО «ВымпелКом» она не расторгала, таких намерений не имела, заявлений на отказ от номера не писала, в связи с чем "."..г. обратилась в ПАО «ВымпелКом» с претензией, в которой просила безвозмездно возвратить ей №.... Однако письменный ответ от ПАО «ВымпелКом» на претензию ей не поступил, по телефону было сообщено, что номер телефона <...> является «золотым», с предложением выкупить его за 15000 рублей. Кроме того, пояснили, что ПАО «МТС» некорректно произвело возврат номера в ПАО «ВымпелКом».

Указанным действием ПАО «ВымпелКом» созданы препятствия к реализации её права, как потребителя, в связи с чем ей причинен моральный вред, который она оценивает в сумме 15000 рублей.

Просит обязать ПАО «ВымпелКом» восстановить и возвратить ей, ФИО1, абонентский №..., выданный на основании заключенного "."..г. договора №...; взыскать с ПАО «ВымпелКом» в свою пользу денежную компенсацию морального вреда 15000 рублей, а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Определением суда от "."..г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ПАО «МТС».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что длительное время являлась пользователем корпоративного номера сотового телефона, предоставленного ей по месту работы. С письменного разрешения работодателя, выразившего согласие по оставлению спорного номера за ней, между ней и ответчиком был заключен договор об оказании услуг связи, по условиям которого она стала абонентом в отношении спорного номера. Поскольку ею было принято решение о переходе от одного сотового оператора к другому, обратилась с заявлением в ПАО «МТС» о переносе номера "."..г., однако по неизвестным ей причинам процедура переноса номера не была осуществлена. В связи с чем такая процедура была вновь возобновлена "."..г.. При обращении с заявлением о переносе номера между ней и ПАО «МТС» был заключен договор об оказании услуг связи в отношении временного номера, предоставленного новым оператором. Поскольку до окончания процедуры переноса номера потребитель вправе отказаться от этого, "."..г. обратилась с этим вопросом в офис ПАО «МТС», где сотрудники предложили ей расторгнуть договор об оказании услуг связи в отношении временного номера, пояснив, что расторжение договора является предусмотренной формой письменного отказа от осуществления переноса номера, с сохранением обязательств по договору услуг связи с ПАО «ВымпелКом». Обратившись в ПАО «ВымпелКом» ей пояснили, что возврат от ПАО «МТС» будет осуществлен в течении 60 дней, однако, по истечении которых услуга связи не была возобновлена. Доводы ответчика, что она в одностороннем порядке расторгла договор об оказании услуг связи с ПАО «ВымпелКом» полагала необоснованными, поскольку с заявлением о расторжении договора в отношении спорного номера к ответчику не обращалась, ею был расторгнут договор в отношении временного номера с оператором ПАО «МТС», который расторгнут в целях отказа от перехода к данному оператору, что предполагает сохранение прав и обязанностей сторон по договору об оказании услуг связи заключенному между ней и ответчиком.

Представитель ответчика ПАО «ВымпелКом» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1, просила в иске отказать. Указала, что по состоянию на "."..г. телефонный №... был выделен ФИО1 по договору об оказании услуг связи «Билайн» №... от "."..г.. "."..г. от ФИО1 поступило заявление о переносе номера в сеть другого оператора, которое "."..г. было отклонено сотрудником по заявлению клиента. "."..г. заявление было подано повторно, которому присвоен №..., клиенту поступали СМС сообщения оповещающие о принятии заявления и о начале процедуры переноса номера. На основании указанного заявления "."..г. номер был перенесен в ПАО «МТС». Однако ФИО1 расторгла договор с ПАО «МТС» и номер был возвращен в ПАО «ВымпелКом», который может быть приобретен как новый. Полагает, что поскольку истец расторгла договор с ПАО «МТС», то тем самым ею был расторгнут договор с ПАО «ВымпелКом» и спорный номер поступил в распоряжение оператора и являться свободным.

Представитель третьего лица ПАО «МТС» ФИО3 в судебном заседании разрешение требований истца оставила на усмотрение суда. Пояснила, что "."..г. ФИО1 обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о переносе номера из ПАО «ВымпелКом», в рамках указанной процедуры ПАО «МТС» выделило ФИО1 временный (технологический) №..., с заключением договора по указанному номеру. Однако процедура переноса номера не состоялась, в связи с чем была возобновлена вновь "."..г.. "."..г. ФИО1 обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о расторжении договора по номеру <...>. В связи с чем процедура переноса номера не была завершена, и "."..г. номерная емкость 903-371-66-66 была возвращена в ПАО «ВымпелКом».

Суд, выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что между ФИО1 и оператором сотовой связи «Билайн» ПАО «ВымпелКом» "."..г. заключен договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в отношении абонентского номера <...>.

Указанных договор заключен на Условиях оказания услуг связи «Билайн».

Отношения по оказанию услуг связи регулируются общими нормами установленными Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также специальными нормативно-правовыми актами - Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту Закон), Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее по тесту Правила).

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент, принявший решение сохранить свой абонентский номер, заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на срок действия такого договора в порядке и на условиях, которые установлены правилами оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывавший этому абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи абонентский номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера.

В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342, настоящие Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования.

Указанными Правилами даны определения: "оператор-донор" - оператор подвижной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера; "оператор-реципиент" - оператор подвижной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера; "перенесение абонентского номера" - совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер, сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных настоящими Правилами.

Пунктом 115 Правил предусмотрено, что дополнительно к правам абонента, указанным в пункте 26 настоящих Правил, абонент вправе: а) сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перенесения абонентского номера.

Таким образом абонент, который заключил договор об оказании услуг связи с одним оператором, вправе перейти с сохранением абонентского номера представленного данным оператором, к другому оператору.

Реализуя данное право, "."..г. ФИО1 обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о переносе номера с «Билайн» ПАО «ВымпелКом» (оператор-донор) на ПАО «МТС» (оператор-реципиент), что подтверждается копией заявления (л.д.5), с присвоением заявлению идентификатора номера №....

В указанном заявление истец выразила желание осуществить перенос абонентского номера в сеть оператора ПАО «МТС», и начать оказывать ей услуги связи с использованием переносимого номера с "."..г..

В этот же день между истцом и ПАО «МТС» был заключен договор об оказании услуг связи в отношении абонентского (вспомогательного) номера <...>, с присвоением договору номера аналогичного номеру заявления о переносе – 89№....

Из содержания указанного договора следует, что договор в отношении абонентского (вспомогательного) номера считается заключенным в случае успешного завершения процедуры перенесения абонентского номера от другого оператора – на срок до момента начала оказания оператором услуг с использованием абонентского (перенесенного) номера.

Таким образом, между истцом и третьим лицом был заключен договор в отношении абонентского (вспомогательного) номера, однако начало его действия обусловлено успешным завершением процедуру перенесения абонентского номера, при завершении которой услуги связи будут оказываться в отношении перенесенного абонентского номера, с использованиям лицевого счета по вспомогательному номеру.

Из пояснений третьего лица следует, что по заявлению истца ПАО «МТС» была начата процедура переноса номера, которая однако не состоялась ввиду отказа, который мог быть вызван техническими причинами. Повторно процедура была вновь инициирована "."..г..

Аналогичные пояснения дал представитель ответчика указав, в том числе в письменных возражениях, что "."..г. поступило заявление ФИО1 о переносе номера в сеть другого оператора, которое было отклонено "."..г. сотрудником по заявлению клиента. "."..г. заявление за №... было подано повторно, начата процедура переноса номера, которая завершилась путем переноса номера в ПАО «МТС» "."..г..

Вместе с тем истец отрицала факт повторного обращения с заявлением о переносе номера "."..г., указывая, что с таким заявлением обращалась однократно "."..г., доказательств обращения истца с заявлением от "."..г., которому был присвоен номер идентификатор №... ответчик и третье лицо, суду не представили.

Таким образом, процедура переноса номера осуществлялась по сути в отсутствии заявления от "."..г. абонента ФИО1

Тогда как в соответствии с Правилами разделом «Особенности оказания услуг подвижной связи в сети связи общего пользования» предусмотрены условия необходимые для переноса номера, нормативные сроки его осуществления, и последствия отказа от переноса номера.

В силу п. 120 указных Правил абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера) и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.

Согласно п. 125 Правил в заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения:

а) о переносимом абонентском номере;

б) об абоненте;

в) о дате подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера;

г) о сроке начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом;

д) о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором;

е) о согласии абонента погасить задолженность;

ж) о согласии абонента перейти на авансовую систему оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, предусмотренную пунктом 137 настоящих Правил.

Согласно п.п. 126, 127 Правил в заявлении о перенесении абонентского номера абонент вправе определить дату и время (час), когда оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера (далее - дата начала оказания услуг оператором-реципиентом). Оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в течение 1 часа со времени, указанного в заявлении о перенесении абонентского номера.

При этом дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом не может быть ранее 8-го дня - для абонента - физического лица и ранее 29-го дня - для абонента - юридического лица, но в любом случае не может быть позднее 6 месяцев со дня заключения с оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

В случае если абонент в заявлении о перенесении абонентского номера не определил дату начала оказания услуг оператором-реципиентом, началом оказания услуг оператором-реципиентом является определенный по усмотрению оператора-реципиента час на 8-й день - для абонента - физического лица и на 29-й день - для абонента - юридического лица со дня заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом. Оператор-реципиент должен начать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера в течение 1 часа с указанного времени.

Согласно п.п. 129, 130 указанных Правил между оператором-реципиентом и абонентом заключается договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, составленный по форме и содержащий условия в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил.

Заявление о перенесении абонентского номера прилагается к договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.

В силу п.п. 146, 148, 150 Правил договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный между абонентом и оператором-донором, прекращает свое действие с момента начала оказания услуг оператором-реципиентом.

Перенесение абонентского номера отменяется при подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера оператору-реципиенту или оператору-донору.

Перенесение абонентского номера может быть отменено не позднее чем за 2 дня до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом.

При отмене перенесения абонентского номера:

а) оператор-донор продолжает оказание абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием абонентского номера, перенесение которого отменено;

б) договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный между абонентом и оператором-реципиентом, в отношении неперенесенного абонентского номера прекращает свое действие.

По смыслу указанных правовых норм процедура переноса номера осуществляется исключительно по заявлению абонента, в котором абонент указывает дату начала оказания ему услуг связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного номера. Заявление о перенесении абонентского номера является приложением к договору об оказании услуг связи. Договор об оказании услуг связи заключенный в рамках процедуры перенесения номера начинает действовать в отношении перенесенного номера после положительного завершения процедуры перенесения номера, т.е. включения номера в сеть, базу оператора-реципиента. Договор об оказании услуг связи, заключенный между абонентом и оператором-донором, прекращает свое действие с момента начала оказания услуг связи оператором-реципиентом в отношении перенесенного номера. Такой момент (начало оказания услуг) определяется абонентом или по общему правилу определяется не ранее 8 дня со дня заключения с оператором-реципиентом договора об оказании услуг связи, в рассматриваемом случае не ранее "."..г.. При этом за два дня до даты начала оказания услуг связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного номера абонент вправе отказаться от перенесения абонентского номера, что влечет прекращение договор об оказании услуги связи с оператором-реципиентом в отношении неперенесенного абонентского номера, с сохранением договора услуг связи с оператором-донором.

Из пояснений истца следует, что до завершения процедуры переноса номера, т.е. до начала оказания ей услуг связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного абонентского номера, она обратилась ПАО «МТС» с целью отказа от переноса номера, ввиду желания продолжить получать услуги связи в ПАО «ВымпелКом», ей было предложено к подписанию заявление о расторжении договора об оказании услуг связи в отношении абонентского (вспомогательного) номера, предоставленного ПАО «МТС», которое ею было подписано "."..г..

Указанные выше Правила не содержат требований к содержанию заявления об отказе от переноса номера, возможность подачи которого регламентирована п. 148 Правил.

Представитель третьего лица ПАО «МТС» не смогла пояснить суду имеется ли у них иная форма заявления об отказе от переноса номера, кроме как заявление о расторжении договора. Однако пояснила, что к моменту принятия такого заявления ПАО «МТС» не оказывало истцу услуги связи с использованием переносимого абонентского номера, поскольку процедура перенесения номера не была завершена, и договор расторгался в отношении абонентского (вспомогательного) номера.

Ответчик, в свою очередь, полагает, что поскольку истец в одностороннем порядке расторгла договор об оказании услуг связи с оператором-реципиентом, т.е. с ПАО «МТС», то между абонентом ФИО1 и оператором-донором ПАО «ВымпелКом» договор также считается расторгнутым, и абонентский номер как свободный возвращается в базу номеров в сеть ПАО «ВымпелКом».

Суд отклоняет данные доводы ответчика как несостоятельные исходя из следующего.

"."..г. ФИО1 обратилась в ПАО «МТС» с заявлением о расторжении договора в отношении абонентского вспомогательного номера, заключенного ею в ходе процедуры переноса абонентского номера (л.д.38).

К моменту расторжения данного договора процедура переноса номера не была завершена и оператор –реципиент ПАО «МТС» не начал оказывать абоненту свои услуги связи с использованием переносимого от ПАО «ВымпелКом» спорного абонентского номера.

Отказ истца от переноса номера в форме расторжения договора с оператор –реципиентом ПАО «МТС» свидетельствует о желании и намерении истца получать услуги связи по спорному абонентскому номеру от оператора-донора ПАО «ВымплеКом», и такой отказ влечет прекращение процедуры переноса номера, следовательно спорный номер подлежал оставлению в сети ПАО «ВымплеКом».

Однако, вопреки требованиям закона, "."..г.№... был перенес из сети ПАО «ВымпелКом» в сеть ПАО «МТС», и в последующем возвращен обратно.

Некорректность прекращения процедуры переноса номера между двумя операторами, которая по неизвестным причинам не была технологически прервана, не может умалять права абонента на сохранение за ней спорного абонентского номера в соответствии с договором заключенным между истцом и ответчиком "."..г..

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 после начала процедуры переноса абонентского номера <...>, инициированного повторно "."..г., "."..г., то есть в установленный срок (до "."..г.), обратилась в ПАО «МТС» (оператор-реципиент) с заявлением об отказе от переноса указанного номера.

Следовательно, с указанного момента технологическая процедура переноса номера подлежала прекращению, и спорный абонентский номер не должен был быть перенесен в сеть оператора ПАО «МТС» из сети ПАО «ВымпелКом».

Таким образом, спорный абонентский №... в отношении которого между истцом и ПАО «ВымпелКом» заключен договор об оказании услуг связи должен был остаться за абонентом ФИО1, поскольку договор об оказании услуг связи между ними не расторгался, с заявлением о расторжении договора ФИО1 в ПАО «ВымпелКом» не обращалась.

Как указывалось выше из буквального содержания договора расторгнутого "."..г. (между истцом и третьим лицом) следует, что договор в отношении абонентского (вспомогательного) номера считается заключенным в случае успешного завершения процедуры перенесения абонентского номера от другого оператора – на срок до момента начала оказания оператором услуг с использованием абонентского (перенесенного) номера.

Таким образом, момент заключения договора, а, следовательно, момент начала его исполнения, обусловлен успешным завершением процедуры перенесения абонентского номера от другого оператора.

Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании закона.

Расторжение договора между истцом и третьим лицом в отношении абонентского (вспомогательного) номера, не влечет расторжение договора в отношении спорного переносимого номера с ответчиком, если такая процедура переноса номера не была завершена и номерная емкость не поступила в базу оператора-реципиента (третьего лица). Об одностороннем отказе от договора связи с использованием спорного номера можно свидетельствовать только при условии завершения процедуры переноса номера, когда оператор-реципиент приступил - начал оказывать услуги связи с использованием перенесенного номера, т.е. когда номерная емкость стала находится в его технологической базе.

Кроме того, Правилами предусмотрены условия для осуществления процедуры переноса номера.

Так п. 140 Правил определено, что перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера;

б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил;

в) получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом; и прочие.

Несоблюдение указанных в пункте 140 настоящих Правил условий, а также невозможность перенесения абонентского номера в случаях, указанных в пунктах 133 и 152 настоящих Правил, является основанием для отказа в перенесении абонентского номера (пункт 141 Правил).

Следовательно, отсутствие заключенного между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, влечет отказ в переносе номера.

Однако, вопреки требованиям Правил, процедура переноса номер была завершена, и номер несмотря на расторжение "."..г. договора с оператором-реципиентом был перенесен ему "."..г..

Согласно п. 142 Правил оператор-реципиент на 3-й день - для абонента - физического лица до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом обязан уведомить абонента о невозможности осуществления перенесения абонентского номера с указанием нарушенных условий, предусмотренных пунктом 140 настоящих Правил. В случае невозможности перенесения абонентского номера права и обязанности по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному между абонентом и оператором-реципиентом, не возникают и договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи прекращает свое действие в части обязательств, связанных с оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера.

Следовательно, по смыслу Правил при невозможности переноса номера обусловленного отказом от этого абонента, или же несоблюдением условий для завершения процедуры перенесения номера, установленных п. 140 Правил, оператор-донор продолжает оказание абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием абонентского номера, перенесение которого отменено или перенесение которого невозможно, ввиду наличия оснований предусмотренных п. 142 Правил.

Поскольку для процедуры переноса необходимо наличие заключенного договора с оператором-реципиентом, то само по себе отсутствие такого договора влечет невозможность завершения процедуры переноса, но не влечет прекращение услуг связи с оператором–донором.

При этом заключаемый в рамках процедуры договор с оператором-реципиентом носит отсроченный характер, и срок начала действия договора – связан с датой начала оказания услуг связи с уже перенесенным номером. В рассматриваемом случае срок начала оказания услуг связи - "."..г., т.е. не ранее 8 дня, исчисляемого со дня начала процедуры переноса – "."..г.. Следовательно, расторгая договор с оператором –реципиентом истец расторгла договор в отношении вспомогательного номера, так как к моменту расторжения договора оператор–реципиент не начал оказывать свои услуги связи с использованием спорного переносимого номера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки утверждению ответчика, договор об оказании услуг связи, заключенный между истцом и ответчиком "."..г. продолжил свое действие, и права и обязанности сторон договора остались неизменными.

Истец не уведомляла ответчика об одностороннем отказе от договора, от имеющегося абонентского номера не отказывалась, напротив все ее действия были направлены на сохранение спорного номера и на сохранение договорных отношений с ответчиком.

Довод ответчика, что такой отказ был выражен в заявлении о перенесении номера суд отклоняет, поскольку заявление о расторжении договора сделан под условием, допустимым законом только при процедуре переноса номера, которое утрачивает свою силу в случае не завершения процедуры переноса.

Все последующие заявления истца сделанные в ПАО «ВымпелКом» также не умаляют прав истца на сохранение за ней как абонентом по договору спорного номера, поскольку истец была введена в заблуждение относительно возможности продолжения договорных отношений по заключенному "."..г. договору. Ответчик в нарушение требований ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» не обеспечил потребителя достоверной информацией о сохранении между сторонами договорных отношений, вызванных отказом от переноса номера и не завершением процедуры переноса, при которых номер подлежал оставлению в сети оператора-донора, с его сохранением за абонентом.

Суд также находит несостоятельным довод ответчика о том, что процедура переноса была закончена, и ввиду расторжения договора между истцом и третьим лицом, номер, как свободный, вернулся в их сеть, со ссылкой на Приказ Минкомсвязи России от 19.01.2016 N 3 "Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера".

Как указано выше в силу п. 150 Правил перенесение абонентского номера может быть отменено не позднее чем за 2 дня до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом. При отмене перенесения абонентского номера: а) оператор-донор продолжает оказание абоненту услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием абонентского номера, перенесение которого отменено; б) договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный между абонентом и оператором-реципиентом, в отношении неперенесенного абонентского номера прекращает свое действие.

Оператор-реципиент или оператор-донор в течение 1 дня со дня поступления заявления об отказе от перенесения абонентского номера сообщает оператору-донору или оператору-реципиенту, а также оператору базы данных перенесенных абонентских номеров о прекращении процедуры перенесения абонентского номера (п. 151 Правил).

В соответствии с п.14 Приказа Минкомсвязи России от 19.01.2016 N 3 "Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера" (далее по тексту Приказ), в случае отказа абонента от перенесения абонентского номера оператор-реципиент или оператор-донор, получивший письменное заявление абонента, направляет в виде зашифрованного файла электронную копию указанного заявления (при наличии) оператору-донору или оператору-реципиенту соответственно.

Пунктом 21 Приказа предусмотрено, что при расторжении договора с абонентом, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, по любой причине, кроме перенесения абонентского номера: оператор-реципиент в течение десяти рабочих дней исключает указанный абонентский номер из используемого им ресурса нумерации и направляет соответствующее сообщение оператору базы данных; оператор базы данных в течение суток с момента получения сообщения от оператора-реципиента исключает абонентский номер из базы данных перенесенных абонентских номеров и информирует об этом оператора подвижной связи, которому данный номер был выделен в составе ресурса нумерации, и иных операторов связи, информационные системы которых подключены к базе данных; операторы подвижной связи после исключения абонентского номера из базы данных перенесенных абонентских номеров исключают абонентский номер из базы данных средств связи, выполняющих функции ретрансляции сигнальных сообщений (SRF); оператор подвижной связи, которому данный номер был выделен в составе ресурса нумерации, включает абонентский номер в свой ресурс нумерации и использует его для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с установленным порядком.

Исходя из правового смысла указанных положений Приказа во взаимосвязи с Правилами, возврат оператору абонентского номера в состав его сети – ресурса нумераций, от которого ранее был перенесен номер другому оператору, возможен только после успешного завершения процедуры переноса номера. Когда новый оператор (оператор-реципиент) приступил к оказанию услуг связи с использованием перенесенного абонентского номера. Поскольку закон связывает момент заключения договора об оказании услуг связи с оператором-реципиентом не с даты его подписания, а с даты, когда оператор-реципиент начала оказывать услуги связи именно с использованием перенесенного номера. Следовательно, расторжение договора абонентом, которому оператор-реципиент уже начал оказывать услуги связи с использованием перенесенного абонентского номера, влечет возврат номера первоначальному оператору. Так как в этом случае абонент отказался или расторг договор именно в отношении определенного абонентского номера по которому он получал услуги связи уже от нового оператора.

В рассматриваемом же случае процедура переноса номера подлежала безусловному прекращению, ввиду отсутствия необходимых условий для ее успешного (положительного) завершения и спорный абонентский номер не должен был переноситься от оператора ПАО «ВымпелКома» в ПАО «МТС».

Согласно ответу ПАО «ВымпелКом» от "."..г., абонентский №... принадлежит к ресурсу сети ПАО «ВымпелКом» и на данный момент свободен (находится на складе золотых номеров).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о понуждении ПАО «ВымпелКом» восстановить и возвратить абонентский №..., в отношении которого "."..г. между сторонами заключен договор об оказании услуг связи за №....

Суд также приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда и взыскании штрафа по следующим основаниям.

"."..г. ФИО1 обратилась в ПАО «ВымпелКом» с претензией о безвозмездном возврате ей номера телефона <...> (л.д.28).

В своем ответе на претензию ПАО «ВымпелКом» сообщило, что "."..г. был перенес номер в ПАО «МТС» по ее заявлению, и ввиду расторжению ею договора, абонентский №... может быть предоставлен вновь за плату в размере 15000 руб. (л.д.29).

Таким образом судом установлено, что обоснованная претензия истца не была удовлетворена ответчиком добровольно.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При указанных обстоятельствах, суд находит, что ответчик нарушил права истца на получение услуг связи с использованием спорного абонентского номера, в связи с чем, имеются правовые основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, отказав в остальной части данных требований.

Правомерным и обоснованным в силу положений пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" является и требование истца о взыскании штрафа за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, который с учетом удовлетворенной части требований ФИО1 составит 1500 рублей (3000 х 50%).

Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с тем, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджет городского округа-<адрес> государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ПАО «ВымпелКом» о защите прав потребителей: возложении обязанности восстановить номер телефона, компенсации морального вреда, штрафа, удовлетворить частично.

Обязать ПАО «ВымпелКом» восстановить и возвратить ФИО1 абонентский №..., в отношении которого между ФИО1 и ПАО «ВымпелКом» заключен "."..г. договор об оказании услуг связи за №....

Взыскать с ПАО «ВымпелКом» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей, штраф 1500 рублей, в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в оставшейся части, - отказать.

Взыскать с ПАО «ВымпелКом» в доход бюджета городского округа – <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес>.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..

Судья: