ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5738/18 от 21.02.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-727/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2019 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Ховалыг А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Монгуш Аяне Ангыр-ооловне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., ответчика Монгуш А.А.,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указано на то, что прокуратурой г. Кызыла установлен факт нецелевого использования ответчиком средств по реализации Государственной программы в Республике Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы» подпрограммы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 17 ноября 2016 года №479.

Так, 11 июля 2018 года между ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» и ИП Монгуш А.А. заключено соглашение о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий в области содействия трудоустройству многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

На основании данного соглашения ответчику перечислена субсидия в размере 335160 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2.1 соглашения ИП Монгуш А.А. обязуется не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента перечисления субсидии предоставить документы, подтверждающие затраты, произведенные на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства многодетного родителя, подтвержденные платежными документами.

По состоянию на 23 октября 2018 года Монгуш А.А. фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность, не предоставила в ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» подтверждающие документы о расходовании субсидии.

В соответствии с п.2.2.6 соглашения в случае невыполнения обязательств, предусмотренных п.2.1 соглашения, ИП Монгуш А.А. обязуется возвратить суму финансовых средств в полном объеме в республиканский бюджет Республики Тыва.

Исковое заявление подано прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 335160 руб. в бюджет Республики Тыва.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. поддержала исковые требования по указанным основаниям.

Ответчик Монгуш А.А. с иском согласилась и пояснила, что деньги потратила на собственные нужды в связи с возникшими непредвиденными обстоятельствами.

Представитель третьего лица на стороне истца ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п.3 ч.1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией программ субъектов Российской Федерации (включая субъекты Российской Федерации, не отнесенные к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда), предусматривающих следующие дополнительные мероприятия в целях создания и сохранения рабочих мест для работников организаций значимых для субъектов Российской Федерации видов экономической деятельности, включая транспортное машиностроение, жилищное строительство, автомобильную промышленность, легкую промышленность и иные отрасли промышленности (далее - региональные программы) (п.1).

Согласно п.6 данных Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор, осуществляемый межведомственной рабочей группой по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - межведомственная рабочая группа), в порядке, утверждаемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, на основании критериев, установленных пунктом 4 настоящих Правил.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.11.2016 №479 утверждена государственная программа Республики Тыва «Труд и занятость на 2017 - 2019 годы», в состав которой включена подпрограмма 2 «Снижение напряженности на рынке труда».

Согласно разделу IV указанной программы реализация мероприятий будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников.

11 июля 2018 года между Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Центр занятости населения г. Кызыла» в лице директора М и индивидуальным предпринимателем Монгуш А.А. (Работодатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения, предусматривающего содействие трудоустройству многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Согласно данному соглашению Работодателю (ИП Монгуш А.А.) предоставляется субсидия в размере 335160 рублей на 3 рабочих места (п.2.2.1); Работодатель обязуется не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента перечисления субсидии предоставить документы, подтверждающие затраты, произведенные на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства многодетного родителя, подтвержденные платежными документами (п.2.1).

Факт перечисления ответчику субсидии в размере 335160 руб. подтвержден платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно письменной информации директора ГКУ Республики Тыва «Центр занятости населения г. Кызыла» по состоянию на 23 октября 2018 года Монгуш А.А. фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность, не предоставила в ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» подтверждающие документы о расходовании субсидии.

В соответствии с п.2.2.6 соглашения в случае выявления факта нецелевого использования субсидии работодатель осуществляет возврат субсидии в установленном законодательством порядке.

Таким образом, поскольку установлено, что в рамках региональной государственной программы ответчику была предоставлена субсидия на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения в размере 335160 рублей, однако согласно пояснениям самого ответчика денежные средства были потрачены на личные нужды, то есть ответчиком получено неосновательное обогащение, при этом ответчик сам с иском согласен, то при данных обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению. Возврат денежных средств следует произвести в пользу Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Центр занятости населения г. Кызыла», предоставившего ответчику субсидию, а указанное учреждение, в свою очередь, осуществляет возврат денежных средств в бюджет Республики Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Монгуш Аяне Ангыр-ооловне о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Монгуш Аяны Ангыр-ооловны сумму неосновательного обогащения 335160 рублей в пользу Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Центр занятости населения г. Кызыла» для возврата в бюджет Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.

Судья Л.Т. Сватикова