ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5739/16 от 29.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2- 5739/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2016 года г. Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Чинновой М.В.

при секретаре Микрюковой М.О.

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2

представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Кирову Кировской области о перерасчете пенсии с {Дата изъята} по стажевому коэффициенту 0,75 % и взыскании,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кирову Кировской области о перерасчете пенсии с {Дата изъята} по стажевому коэффициенту 0,75 % и взыскании. В обоснование исковых требований указала, что с {Дата изъята} она является получателем пенсии по старости по закону «О государственных пенсия в РФ». Распоряжением {Номер изъят} от {Дата изъята} Воркутинского городского отдела социального обеспечения ей был определен стажевой коэффициент 0,75 % по получаемой пенсии. Ее общий трудовой стаж (с учетом льготного исчисления) на {Дата изъята} составлял 46 лет 8 мес. 13 дней. Следовательно, при расчете пенсии был применен максимальный стажевый коэффициент 0,75%. В {Дата изъята}. он переехала на постоянное место жительства в г. Киров и перевела документы в Пенсионный фонд г. Кирова. Ей также был определен стажевый коэффициент 0,75 %. {Дата изъята} ей был снижен стажевой коэффициент до 0,67 %. Считает, что ее права нарушены. Просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кирову Кировской области произвести перерасчет пенсии с {Дата изъята} по настоящее время с учетом стажевого коэффициента 0,75 % и взыскать с ответчика 121 470 руб. 15 коп.

В судебное заседание истец не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО2 подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области ФИО3 исковые требования не признала. Просит в иске отказать. Суду пояснила, что с {Дата изъята} вступил в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который предусмотрел новый способ расчета размера пенсии, при котором стаж работы в РКС учитывается не в льготном исчислении, а в календарном. Такой расчет для истца является наиболее выгодным.

Выслушав стороны, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

ФИО1, {Дата изъята} года рождения, является получателем пенсии по старости с {Дата изъята}.

Как следует из пенсионного дела истца, пенсия ФИО1 назначена со снижением возраста при стаже работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, при расчете пенсии был применен максимальный стажевый коэффициент 0,75%.

Согласно Закону «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. № 340 стаж работы в РКС и в местностях, приравненных к РКС, учитывался в полуторном размере.

Общий трудовой стаж ФИО1 на {Дата изъята} с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС составлял 46 лет 1 мес.13 дней.

Следовательно, ее стажевый коэффициент на эту дату составлял: 0,55+0,26=0,81. Максимальный стажевый коэффициент ограничен 0,75.

С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 30 указанного Закона в связи с введением его в действие при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п.2 Закона в действующей редакции расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где СК - стажевый коэффициент.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно п. 4 ст.30 Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где: СК - стажевый коэффициент.

Периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Как следует из материалов пенсионного дела (Протокол Ленинского райОСЗН от {Дата изъята} общий стаж истца по фактически отработанному времени (в календарном исчислении) составил 32 г.7 мес.12 дней. В льготном исчислении соответственно было зачтено 46 лет 1 мес.12 дней.

При перерасчете пенсии в связи с оценкой пенсионных прав на 01.01.2002г. на основании п.2 и 4 ст.30 Закона (в редакции на дату 01.01.2002г.) общий стаж исчислен календарно, и составил, соответственно 32 года 7 мес. 12 дней, что следует из распоряжения от {Дата изъята}

Таким образом, стажевый коэффициент с 01.01.2002г. составил 67% =55%+ (32-20)

{Дата изъята} истец обратилась в Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе города Кирова с заявлением о перерасчете пенсии в связи с учетом периодов работы с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в { ... }.

С 01.12.2002г. указанный период включен в общий стаж, в связи с чем стажевый коэффициент увеличился и составил 0,69.

Из расчета размера пенсии истца, представленного ответчиком, следует, что при расчете пенсии по п.3 ст.30 Закона на 01.11.2016г. размер пенсии истца составляет 15160,58 руб., а по п.4 ст.30 Закона – 9091,31 руб.

Таким образом, для расчета пенсии истца наиболее выгодный вариант – по п.3 ст.30, который предусматривает календарное исчисление периодов работы, в том числе, в РКС. То есть, стаж истца с 01.01.2002г. исчислен верно, прав ФИО1 не нарушает.

Довод представителя истца, что стаж, исчисленный до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», не может быть изменен в связи с принятием нового законодательства, основан на неверном толковании закона, что следует из п.3.1, 3.2, 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан".

Календарное исчисление стажа работы, в том числе, в РКС, было предусмотрено п.4 ст.30 Закона в редакции на дату 29.01.2004.

До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве.

Что касается лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, то в отношении них законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.

Согласно п.3.3 указанного выше постановления Конституционного Суда Российской Федерации содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).

На сегодняшний день формула и порядок расчета пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", воспроизведены в п.4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», расчет пенсии по которому для истца не выгоден.

Применение же формулы расчета пенсии, установленной п.3 ст.30 Закона, при одновременном исчислении стажа в порядке, установленном п.4 Закона, не предусмотрено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что права истца пенсионным органом не нарушены, следовательно, оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирове Кировской области о перерасчете пенсии с 01.01.2002 г. по настоящее время с учетом стажевого коэффициента 0,75 % и взыскании 121 470,15 руб., следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Кирову Кировской области о перерасчете пенсии с 01.01.2002 г. по настоящее время с учетом стажевого коэффициента 0,75 % и взыскании 121 470,15 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Чиннова М.В.

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2016г.