Дело №
УИД 75RS0№-43
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального района «Читинский район» об устранении нарушений трудовых прав, возложении обязанности выплатить премию, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Он поступил на муниципальную службу в администрацию муниципального района «Читинский район» на должность <данные изъяты> в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ г. ему стало известно, что в администрации района производилась выплата премии. О содержании распорядительного документа и предмете премии истцу ничего не известно. Согласно устной информации начальника отдела правовой и кадровой работы ФИО4 премия выплачивалась лицам, участвовавшим в выборах 2022 <адрес> этом премия ей была начислена и выплачена, несмотря на то, что она поступила на муниципальную службу в ДД.ММ.ГГГГ г., то есть на дату распределения премии не отработала и 2-ух месяцев и не могла участвовать в выборах 2022 г. Согласно Положению об оплате труда, утвержденному постановлением администрации муниципального района «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к коллективному договору на период 2020-2023 годы администрации муниципального района «Читинский район» основания, по которым происходит полное лишение премии: появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, прогул систематические опоздания на работу или преждевременный уход в работы, порча или утрата муниципального имущества. Такое основание для лишения (уменьшение размера) премии как невыполнение (частичное выполнение) плановых показателей отсутствует. Из ответа прокуратуры <адрес> истцу стало известно, что лимиты на дополнительное премирование работников были доведены до администрации справкой-уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ с мотивировкой «за достижение показателей деятельности органов власти», о выборах 2022 г. речи не шло. В целях распределения премии был утвержден Порядок поощрения за достижение показателей деятельности муниципального района «Читинский район», утвержденный постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Содержание указанного Порядка не содержит конкретных действий (бездействия) работников (специалистов, руководителей) по достижению (не достижению) показателей, отсутствуют критерии эффективности, исходные данные для расчета персонального размера премии. После изучения ответа прокуратуры, из дополнительной устной информации, полученной от ФИО4, следовало, что отказ в установлении премии осуществлен по прямому указанию управляющего делами администрации муниципального района «<адрес>», фактически испытывающей к истцу чувство личной неприязни. Оснований не доверять полученной устной информации не имеется. Перечень показателей установлен Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления». Таким показатели, как кураторство, участие в выборах, работа в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа, участие в праздниках сел, наличие стажа службы и (или) что-либо подобное в содержании Указа Президента отсутствует. <адрес> по итогам проверки данного факта обращено внимание на наличие Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П, определение 2 кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, письма Роструда от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие в администрации документа, определяющего критерии начисления премии, который был утвержден лишь ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что истец отработал к августу 2023 г. в 3 раза больше, чем начальник отдела ФИО4, в связи с дополнительной нагрузкой по обучению ФИО4 положениям законодательства и принципам работы в администрации, имеет значительный стаж службы (работы), исполнил значительный (качественный, отличный) объем работы, ему удалось возвратить в бюджет района денежные средства на сумму более <данные изъяты> руб., удалось предотвратить потенциальные растраты (хищения) на сумму более <данные изъяты> руб., просил с учетом уточнения исковых требований взыскать с администрации «<адрес>» в свою пользу премию в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. (л.д._______).
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что согласно справки уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ были доведены дополнительные бюджетные ассигнования за достижение показателей органов власти. В целях распределения указанных ассигнований принято постановление Главы администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому поощрения за достижение показателей деятельности муниципальной управленческой команды муниципального района «<адрес>» подлежали сотрудники, управленческая команда деятельность которых способствовала организации и проведению электорально значимых мероприятий в 2022 г., в том числе члены штаба по организации выборов, кураторы поселений, а также отработавшие не менее одного месяца в 2022 г. сотрудники администрации муниципального района «<адрес>», которые до настоящего времени продолжают находиться в штате администрации муниципального района «<адрес>» на дату доведения бюджетных ассигнований на цели поощрения. Данная работа по координации и подготовке к выборам, а также по работе кураторов администрации муниципального района «<адрес>» в 2021-2022 гг., а соответственно и премирование по её итогам проводилось ещё до поступления истца на государственную гражданскую службу. Помимо прочего в период создания и подписания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ истец согласно приказу №-к/ув от ДД.ММ.ГГГГ по конец июля 2023 г. отсутствовал на рабочем месте, к выполнению обязанностей в сверхурочное время за весь период работы, в том числе в выходные и праздничные дни не привлекался. Следовательно, поощрению не подлежал. Однако по итогам работы за 2022 г. истец получил премию пропорционально отработанному времени, а также премию за декабрь 2022 г. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 22, 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников.
Из содержания вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что стимулирующие выплаты включены в систему оплаты труда, при этом в зависимости от формулировки указанной в трудовом договоре стимулирующие выплаты (премии, надбавки, доплаты) могут быть как обязанностью работодателя, так и его правом.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае», за безупречную и эффективную муниципальную службу устанавливается поощрение, в частности, в виде выдачи премии, которая выплачивается в порядке и в размерах, утвержденных представителем нанимателя (работодателем) в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был принят муниципальным служащим на должность заместителя начальника в отдел правовой и кадровой работы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).
Согласно трудовому договору заработная плата истца состоит из должностного оклада, 30% надбавки за работу в Забайкальском крае, 40% районный коэффициент, 120% надбавки за сложность и напряженность, 30% за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения (п. 4.1). Работнику также могут устанавливаться другие выплаты и надбавки к окладу, выплачиваться премии и другие виды материального вознаграждения и в порядке, и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством и локальными нормативными актами администрации муниципального района «Читинский район» (п. 4.2 трудового договора).
Справкой-уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ до администрации муниципального района «Читинский район» были доведены дополнительные бюджетные ассигнования за достижение показателей деятельности органов власти.
В целях распределения указанных ассигнований постановлением главы муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок поощрения за достижение показателей деятельности муниципального района «<адрес>» (далее – Порядок поощрения) за счет средств дотации (грантов) муниципальному бюджету «<адрес>», которым определены категории лиц, получающих премию, а также условия её получения.
Согласно указанному Порядку поощрения под муниципальными управленческими командами понимается группа лиц, деятельность которых способствовала достижению показателей деятельности: главы поселений района, достигшие результатов показателей деятельности за 2022 год с учетом достижения критериев эффективности по трем группам; муниципальные служащие администрации района, исполняющие дополнительно возложенные обязанности, в том числе с привлечением в нерабочее время (выходные, праздничные дни) – кураторы поселений с учетом выполнения – менее трех месяцев с учетом проведенной работы в данном поселении за истекший период, более трех месяцев; муниципальные служащие и служащие администрации района, исполняющие дополнительно возложенные обязанности, в том числе с привлечением в нерабочее время (выходные, праздничные дни) – члены штаба по выборам 2023 г. с учетом степени ответственности; муниципальные служащие и служащие администрации района, структурных подразделений и подведомственных администрации учреждений и организаций, деятельность которых способствовала достижению значений (уровней) показателей согласно ходатайства руководителей структурных подразделений и организаций с учетом выполнения обязанностей в 2022 г. не менее одного месяца или привлекаемых к выполнению обязанностей в сверхурочное время, в том числе выходные и праздничные дни (п. 2).
Выплата поощрения осуществляется в форме единовременной премии входящему в муниципальную управленческую команду лицу в размере, определенном решением о выплате поощрения (п. 4).
Выплата поощрения осуществляется на основании оценки степени участия должностных лиц, входящих в муниципальную управленческую команду, в достижении значений показателей для оценки степени участия с утверждением списка сотрудников по предложению первого заместителя главы района и управляющего делами (п. 5).
Оценка степени участия осуществляется с учетом результативности показателей по группам согласно п. 2 данного Порядка с учетом обеспечения электоральнозначимых мероприятий и за достигнутые критерии эффективности (п. 6).
Поощрению подлежат лица, которые по состоянию на последний рабочий день 2022 г. замещали должности муниципальной службы, служащие и сотрудники администрации района или структурного подразделения района, подведомственного учреждения администрации района, а также Главы поселений района. При этом указанные лица должны продолжать находиться в штате вышеуказанного учреждения, организации на дату доведения бюджетных ассигнований на цели поощрения (п. 7).
Глава муниципального района «<адрес>» определяет распоряжением перечень участников, подлежащих поощрению и размере поощрения в пределах доведенного объема бюджетных ассигнований (п. 8) (л.д._____).
Учитывая, что истец в 2022 г. выполнял трудовые обязанности менее одного месяца, поскольку был принят на муниципальную службу в администрацию муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, не исполнял дополнительно возложенных обязанностей куратора поселений, члена штаба по выборам 2023 г., в том числе с привлечением в нерабочее время (выходные и праздничные дни), соответственно, поощрению за достижение показателей деятельности муниципального района «<адрес>» в соответствии с утвержденным постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядком не подлежал.
Анализируя условия и содержание Порядка поощрения за достижение показателей деятельности муниципального района «<адрес>», суд приходит к выводу о том, что премирование муниципальных служащих по итогам 2022 года за достижение показателей деятельности муниципального района «<адрес>» являлось правом, а не обязанностью работодателя. Данная премия не является гарантированной выплатой, а носит характер дополнительного материального стимулирования и была выплачена работникам в соответствии с определенными критериями. Доказательств того, что оспариваемая премия за 2022 год не была выплачена только ФИО2, а иным муниципальным служащим, имеющим аналогичный стаж работы, также не исполнявшим дополнительно возложенных на них обязанностей указанная выплата была произведена, суду представлено не было, что свидетельствует об отсутствии дискриминационного или произвольного характера действий работодателя в отношении истца, поскольку сам факт невыплаты премии работнику, без учета определенных работодателем критериев её выплаты, не может расцениваться как дискриминация в сфере оплаты труда.
Таким образом, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной премии в размере <данные изъяты> руб. у суда не имеется.
Поскольку нарушений трудовых прав истца судом установлено не было, в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда также следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья: И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.