ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-573/2021 от 12.10.2021 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-573/2021

УИД 33RS0018-01-2021-001005 -41

Решение

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Староверовой Т.И.,

при секретаре Мишановой В.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области о признании незаконными действий по взиманию платы за выдачу разрешения по подключение к муниципальной газовой сети газопотребления, взыскании денежных средств по оплате за выдачу согласия к газовым распределительным сетям и судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее по тексту – администрация МО Вяткинское сельское поселение), в котором просит признать незаконными действия данной администрации по взиманию платы за выдачу разрешения по подключению муниципальной газовой сети газопотребления по адресу: ..., д..., ... и взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате за выдачу согласия к газовым распределительным сетям, где получателем выступала администрация МО Вяткинское сельское поселение в размере 28 316 рублей, также комиссию за указанный платеж в размере 283 рубля 16 копеек, расходы за оказание юридических услуг 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего в размере 38 899 рублей 16 копеек.

В обосновании исковых требований указано, что 04 декабря 2020 года в администрацию МО Вяткинское сельское поселение от истца, являющейся собственником жилого дома и земельного участка, находящегося по адресу ..., д..., ... поступило обращение на выдачу разрешения на подключение к муниципальной сети газопотребления в д. Коняево. По результатам рассмотрения 07 декабря 2020 года письмом 01-18-1098 ей был разъяснен порядок получения согласия администрации на подключение к муниципальной сети газопотребления. 08 декабря 2020 года истцом было подано заявление на выдачу разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) распределения, находящимся в собственности МО Вяткинское сельское поселение, по результатам которого 31 декабря 2020 года ей было отказано в выдаче разрешения без указания каких-либо оснований для отказа. Устно ей было предложено произвести оплату за разрешение в размере 28 316 рублей. 27 января 2021 года ею была произведена оплата в сумме 28 316 рублей за выдачу согласия к газовым распределительным сетям, где получателем выступала администрация МО Вяткинское сельское поселение, также была уплачена комиссия, также была уплачена комиссия за указанный платеж в размере 283 рубля 16 копеек. После предъявления истцом квитанции об оплате, в администрации ей сразу выдали разрешение на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) распределения, находящимся в собственности МО Вяткинское сельское поселение от 27 января 2021 года.

Постановлением администрации МО Вяткинское сельское поселение от 03 декабря 2020 года № 225 утверждено Положение о выдаче разрешении на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, находящимся в собственности МО Вяткинское поселение. Согласно п.4 указанного Постановления, оно вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит размещению на официальном сайте МО Вяткинское сельское поселение.

В связи с тем, что порядок исчисления, размер, сроки и (или) условия уплаты на выдачу разрешения не обнародован, основания для взимания платы в размере 28 316 рублей 27 января 2021 года отсутствуют. Считает, что единственной возможностью восстановления ее нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что у администрации в данной ситуации возникло неосновательное обогащение.

Ответчик – администрация МО Вяткинское сельское поселение своего представителя в судебное заседание не направила. В письменном заявлении глава администрации ФИО2 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации.

Ранее в письменных возражениях указано, что администрация с исковыми требованиями не согласна, просила в их удовлетворении отказать. В обосновании возражений указали, что ФИО1 ... обратилась в администрацию поселения с заявлением о выдаче разрешения на подключение к сетям газораспределения объекта недвижимости в д.... Письмом от 07 декабря 2020 года исх. 01-18-1098 был разъяснен порядок получения согласия администрации на подключение к сетям газораспределения. ФИО1 предварительно была ознакомлена с Положением о выдаче разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, находящимся в собственности муниципального образования ......, в том числе с суммой в размере 28 316 рублей оплаты за выдачу разрешения на подключение (технологическое присоединение) жилого ..., Таким образом, она согласилась с предложенными условиями и добровольно произвела данную оплату. Постановление администрации от 03 декабря 2020 года № 225 «Об утверждении Положения о выдаче разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, находящимся в собственности муниципального образования Вяткинское сельское поселение ...» опубликовано в приложении к газете «Судогда и Судогодцы» от 29 апреля 2021 года №16, размещено на официальном сайте администрации 07 декабря 2020 года, а также размещено на информационном стенде в помещении администрации для ознакомления, что давало возможность ознакомиться с ним широкому кругу лиц, что не противоречит п.7 ст.6 Устава МО Вяткинское сельское поселение. Кроме того, данная позиция обусловлена Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 года № 23-П, что муниципальные образования наделены полномочиями самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования, в данном случае информационная сеть «Интернет» и информационный стенд в помещении администрации.

С учетом имеющихся сведений о надлежащем извещении, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика.

Суд, заслушав истца, исследовать письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила), в соответствии с которыми подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.

В соответствии с п. 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 1314, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... и земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., расположенном по вышеуказанному адресу (л.д.35-38).

04 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию МО Вяткинское сельское поселение с заявлением на выдачу разрешения на подключение к муниципальной газовой сети газопотребления в ... (л.д. 57).

По результатам рассмотрения, 07 декабря 2020 года письмом с исходящим номером 01-18-1098 ФИО1 был разъяснен порядок получения согласия администрации МО Вяткинское сельское поселение на подключение к муниципальной сети газораспределения (л.д.54).

Судом также установлено, что Постановлением администрации МО Вяткинское сельское поселение от 03 декабря 2020 года № 225 утверждено Положение о выдаче разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, находящимся в собственности муниципального образования ...

Настоящее Положение определяет порядок выдачи разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим на праве собственности и ином законном основании муниципальному образованию Вяткинское сельское поселение. Выдача разрешения на подключение (технологическое присоединение) производится после оплаты за технологическое присоединение рассчитанной в соответствии с Методикой, согласно приложению 1 к настоящему Положению (л.д.64,87).

08 декабря 2020 года в адрес администрации МО Вяткинское сельское поселение от ФИО1 поступило заявление на выдачу разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребеления, находящимся в собственности МО Вяткинское сельское поселение, по результатам рассмотрения которого 31 декабря 2020 года, ФИО1 отказано в выдаче разрешения, о чем он была уведомлена письмом от 31 декабря 2020 года ... (л.д. 32-33, 55-56).

27 января 2021 года ФИО1 на счет администрации поселения осуществлена плата за выдачу разрешения на подключение (технологическое присоединение) ее жилого дома к сетям газораспределения в размере 28 316 рублей. При оплате с ФИО1 была взыскана комиссия в размере 283 рубля 16 копеек (л.д.31).

27 января 2021 года администрацией МО Вяткинское сельское поселение ФИО1 было выдано решение о даче согласия гражданам на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимися в собственности муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (л.д.34, 59).

Истец ФИО1 в судебном заседании в обосновании заявленных требований ссылалась на неосновательное обогащение, полученное администрацией в размере 28 316 рублей в виде оплаты за разрешение на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, поскольку по результатам проверки прокуратурой Судогодского района от 11 мая 2021 года было установлено, что вышеуказанное постановление администрации МО Вяткинское сельское поселение от 03 декабря 2020 года № 225 на момент взимания денежных средств не было официально опубликовано, в связи с чем в законную силу не вступило.

Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

В предмет доказывания истцом по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.

Для установления факта неосновательного приобретения имущества необходимо в совокупности установить условия приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, приобретения или сбережения имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Из постановления администрации МО Вяткинское сельское поселение от 03 декабря 2020 года № 225 следует, что постановление вступает в законную силу со дня его официального опубликования и подлежит размещению на официальном сайте МО Вяткинское сельское поселение.

Действительно, как установлено в ходе рассмотрения дела, вышеуказанное постановление на момент оплаты ФИО1 денежных средств за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления, не было официально опубликовано. Из материалов дела следует, что постановление опубликовано 29 апреля 2021 года в приложении к газете «Судогда и Судогодцы» за № 16.

Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В этой связи в целях обеспечения гарантий информированности граждан о способе доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения в случае, если учредителем средства массовой информации выступают органы местного самоуправления или подведомственные им организации, наименование официального печатного периодического издания и (или) наименование официального сетевого издания, в которых осуществляется (планируется осуществлять) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов и соглашений, подлежит указанию в уставе муниципального образования.

Согласно абз. 4 п.7 ст. 6 Устава МО Вяткинское сельское поселение, муниципальные нормативные правовое акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в сельском поселении. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространения которых ограничено федеральным законом (л.д.101-105).

В данном случае, постановление администрации от 03 декабря 2020 года № 225 размещено на официальном сайте администрации 07 декабря 2020 года, что подтверждается скрин-шотом размещения постановления на сайте (л.д.57).

ФИО1 предварительно была ознакомлена с Положением о выдаче разрешения на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребеления, в том числе и с суммой в размере 28 316 рублей оплаты за выдачу разрешения, что истцом в судебном заседании оспорено не было. Доказательств обратного, суду не представлено.

Таким образом, истец ФИО1 согласилась с предложенными условиями и добровольно произвела оплату за указанное разрешение.

При этом ФИО1 не оспаривала сам факт законности взимания с нее платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления равно как и то, что она решение о даче согласия на подключение получила, данное решение послужило основанием для дальнейшего обращение в газовую службу для последующего оформления документов на подключение ее жилого дома в д. Коняево к сетям газопотребления.

Таким образом, услуга ФИО1, была оказана в полном объеме. Факт того, что на момент взимания платы постановление не было официально опубликовано, ни коим образом, не повлияло на права и законные интересы ФИО1

При этом суд принимает во внимание, что данное постановление в установленном законом порядке недействительным признано не было, оно не отменено и не изменено, поэтому указанные доводы истца, суд не может принять во внимание и они подлежат отклонению, как несостоятельные.

При таких обстоятельствах, правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации - отсутствуют, взимании платы за возмездную услугу, не противоречат положениям Федерального закона от 31 марта 14999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», положениям, утвержденным Правительством РФ от 340 декабря 2013 за №1314» «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 01 декабря 2020 года №39/241 и не нарушают права ФИО1

Таким образом, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, то оснований для возмещения судебных расходов в порядке ст. 98 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд


решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области о признании незаконными действий по взиманию платы за выдачу разрешения по подключению к муниципальной газовой сети газопотребления, взыскании денежных средств по оплате за выдачу согласия к газовым распределительным сетям и судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.И. Староверова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 октября 2021 года.