ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-573/2021 от 17.05.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-573/21

67RS0007-01-2021-000499-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Басуровой Е.Е.,

при секретаре : Зуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» о взыскании денежных средств. В обоснование иска указала, что с дд.мм.гггг отнесена к категории граждан предпенсионного возраста, в связи с чем, дд.мм.гггг обратилась к ответчику через Портал государственных услуг Российской Федерации с заявлением о предоставлении соответствующей услуги по содействию в поиске подходящей работы, представив при этом все необходимые документы, для получения пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста. Вместе с тем, на расчетный счет заявителя до настоящего времени денежные средства не поступают, размер месячной суммы социальной поддержки неизвестен, направленная досудебная претензия оставлена без ответа. На основании изложенного, ссылаясь на ст.151 ГК РФ, ст.145.1 УК РФ просит взыскать с СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» в свою пользу штраф в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб., компенсацию морального вреда 50% от суммы взысканного штрафа и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Определением суда от 05.03.2021 в принятии искового заявления истца в части требования о привлечении к уголовной ответственности СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района», отказано (л.д.52).

Определением суда от 21.04.2021 от ФИО1 принято уточненное исковое заявление с увеличенными требованиями, в котором последняя просит обязать ответчика назначить досрочно предложенную страховую пенсию по заявлению от 05.10.2020 № ххх с даты подачи заявления и произвести оплату на расчетный счет истца; взыскать с ответчика за период с 25.08.2020 по 25.04.2021 сумму прожиточного минимума трудоспособного населения в размере 101 516 руб.; взыскать денежную компенсацию причиненного морального вреда 50% от взысканной суммы; штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, как необоснованных.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела суд, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (л.д.); с дд.мм.гггг являлась единственным участником (учредителем) ООО «О», а также директором данной организации. дд.мм.гггг налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО «О» (л.д.37).

05.10.2020 ФИО1 обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» в дистанционной форме с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в электронной форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Заявлению № ххх был присвоен статус «Принято», номер ЕПГУ № хххл.д.5, 67).

Порядок и условия признания граждан безработными закреплены в статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Правительство РФ (Постановлением от 8 апреля 2020 г. N 460) утвердило по 31 июля 2021 г. временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными (далее временные правила).

Письмом Роструда от 07.05.2020 N 1349-ТЗ утверждены методические рекомендации, которые определяют правила работы государственных учреждений службы занятости населения, осуществляющих дистанционный режим работы, в период действия временных правил (далее методические рекомендации).

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме (п.1 временных правил).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2 временных правил).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п.3 временных правил).

В случае успешной подачи заявления в электронной форме в Личном кабинете соискателя по данному заявлению указывается статус "Принято". Новое заявление в электронной форме может быть подано гражданином только после рассмотрения (принятия центром занятости решения) и (или) отзыва гражданином ранее поданного заявления в электронной форме (п.11 методических рекомендаций).

В любой момент после подачи заявления в электронной форме и до момента принятия центром занятости населения решения по указанному заявлению гражданин вправе отозвать заявление в электронной форме. Отзыв заявления в электронной форме считается отказом гражданина от предоставления государственной услуги, признания безработным и получения пособия по безработице.

В случае успешного отзыва заявления в электронной форме в Личном кабинете соискателя по данному заявлению указывается статус "Заявление отозвано".

После отзыва заявления в электронной форме гражданин имеет право направить новое заявление в электронной форме (п.12 методических рекомендаций).

После подачи заявления в электронной форме и до момента принятия центром занятости населения решения по указанному заявлению гражданин вправе дополнить и (или) изменить сведения, указанные в заявлении в электронной форме (п.13 методических рекомендаций).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п.8 временных правил).

Как установлено судом, дд.мм.ггггФИО1 обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» с письменным заявлением, в котором указала, что забирает пакет документов в связи с отсутствием одного документа (л.д.66).

Данное заявление истца было расценено ответчиком как отзыв заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (отказ от посредничества). В этой связи СОГКУ «Центр занятости населения Сафоновского района» 15.10.2020 ФИО3 была снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного и, как следствие, лишена пособия по безработице.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд.

Вместе с тем, свое заявление от 05.10.2020 ФИО1 не отзывала и от предоставления государственной услуги, признания безработной и получения пособия по безработице не отказывалась.

Таким образом, правовых оснований для снятия 15.10.2020 с учета ФИО1 как с отказом последней от предоставления государственной услуги, признания безработной и получения пособия по безработице, у ответчика не имелось.

Вместе с тем, абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, и, как следствие, не имеют право на социальную защиту от безработицы.

В статье 2 названного Закона определена категория занятых граждан, к которым в частности отнесены граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

Так, судом установлено, что центром занятости населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия были сделаны соответствующие запросы в налоговый орган.

Согласно представленных налоговым органом справок от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, ФИО1 состоит в ООО «О в статусе «руководитель ЮЛ» с дд.мм.гггг; в организации ООО «О» в статусе «учредитель/участник ЮЛ» с дд.мм.гггг (л.д.99-102).

дд.мм.гггг ООО «Оникс» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо (л.д.37).

Таким образом, учитывая, что по состоянию на дд.мм.гггг (11 день со дня представления заявления в электронной форме) ФИО1 числилась в ЕГРЮЛ как руководитель и учредитель хозяйствующего субъекта и как, следствие, являлась занятой в соответствии с действующим законодательством, центром занятости населения обоснованно было бы отказано в постановке истца на учет в качестве безработной.

Суд также отмечает, что истцом было подано повторное заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске работы; приказом от дд.мм.ггггФИО1 была признана безработной, назначена выплата пособия (л.д.71). Тем самым конституционное право истца на социальную защиту от безработицы было реализовано, каких-либо необоснованных затруднений в реализации этого права истца со стороны органа службы занятости, не создано.

Не выявлено нарушений действующего законодательства о занятости населения со стороны ответчика и по результатам проверки, проведенной Департаментом Государственной службы занятости населения <адрес> (л.д.107).

В уточненных исковых требованиях ФИО1 просит обязать ответчика назначить досрочно предложенную страховую пенсию с даты подачи заявления и произвести оплату, ссылаясь на ст.32 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

В силу ч. 2 ст. 32 указанного Федерального закона, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховойстаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, при этом размер страховой пенсии определяется по формуле, предусмотренной в ст. 15 данного закона.

Согласно п. 154 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.

Поскольку ФИО1 в установленном порядке, в спорный период, безработной признана не была, то суд считает, что вышеуказанные требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика за период с 25.08.2020 по 25.04.2021 сумму прожиточного минимума трудоспособного населения в размере 101 516 руб., как необоснованные. Закон «О прожиточном минимуме в РФ» в данных правоотношениях не применяется.

Доводы истца о том, что действиями ответчика (неправомерное снятие с регистрационного учета) ей причинен моральный вред, суд находит несостоятельными. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не содержит прямого указания на право требования компенсации морального вреда, а каких-либо доказательств того, что ответчиком были совершены действия, нарушающие личные неимущественные права истца, а также действия, посягающие на другие нематериальные блага, истцом представлено не было. Требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" не распространяется, а поэтому суд также отказывает и в требовании о взыскании штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При таких установленных по делу обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 к СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к СОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» о взыскании денежных средств, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Басурова