Дело № 2-573/2022
УИД 36RS0004-01-2021-007346-18
Строка 2.093
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2022 г. город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при секретаре Кулешове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о защите прав многодетной семьи, ссылаясь на то, что 02 августа 2021 г. Департамент социальной защиты Воронежской области принял приказ №1475/ОД «О снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области». Из текста приказа следовало, что в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2017 г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», приказом главного управления социального развития Воронежской области от 05 июня 2008 г. №417/ОД ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории: семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет составом семьи 6 человек (он, жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договору социального найма жилого помещения ФИО1 и членам его семьи предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: , общей площадью 62,5 кв.м. Кроме того, ФИО1 и ФИО2 (по ? доли) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: , садоводческое некоммерческое товарищество «Весенние зори», , общей площадью 36,5 кв.м. Также ФИО2 принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: , .
Одним из основных условий, определяющих нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2017 г. №93-ОЗ, является отсутствие жилья либо обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (11 кв.м.)
Принимая во внимание вышеперечисленное, Департамент социальной защиты Воронежской области принял решение снять с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области ФИО1 составом семьи 6 человек.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Впоследствии истец ФИО1 уточнил заявленные требования и просил признать незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области №1475/ОД от 02 августа 2021 г. о снятии ФИО1 с составом семьи 6 человек с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области и восстановить ФИО1 с семьей в составе 6 человек на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории: семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, с 03 апреля 2008 г.
В судебном заседании истец ФИО1, уточненные исковые требования поддержал, просил признать незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области №1475/ОД от 02 августа 2021 г. о снятии ФИО1 с составом семьи 6 человек с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области и восстановить на учете. Пояснял изложенное в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО7, действующий в порядке части 3 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дал объяснения по существу иска.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности ФИО8, в судебном заседании иск не признала.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело ФИО1, и оценив в совокупности предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
С учетом требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом №417/ОД от 05 июня 2008 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории: семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет составом семьи 6 человек (он, жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7)
Приказом №1475/ОД от 02 августа 2021 г. ФИО1 был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области, составом семьи из 6 человек (л.д.9.)
Согласно тексту приказа №1475/ОД от 02 августа 2021 г. ФИО1 и членам его семьи по договору социального найма предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: общей площадью 62,5 кв.м. Кроме того, ФИО1 и ФИО12 (по ? доли) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: , садоводческое некоммерческое товарищество «Весенние зори», , общей площадью Также ФИО2 принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: , садоводческое некоммерческое товарищество «Весенние зори», , общей площадью 30 кв.м.
Одним из основных условий, определяющих нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2017 г. №93-ОЗ, является отсутствие жилья либо обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (11 кв.м.)
Согласно договору купли-продажи от 21 мая 2018 г. ФИО2 приобрела два земельных участка:
площадью 607+/-8 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный для садоводства из земель сельскохозяйственного назначения с размещенным на нем жилым строением без права регистрации проживания общей площадью 30 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , , что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости;
площадью 982+/-11 кв.м. с кадастровым номером № предоставленный для садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: , участок 210 (огород), без жилых строений (л.д.11)
Кроме того согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО12 (по ? доли) принадлежит садовый домик, расположенный по адресу: , садоводческое некоммерческое товарищество «Весенние зори», , общей площадью 36,5 кв.м. (л.д.12,13), что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно решению Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании жилого дома садовым домом от 03 сентября 2021 г. №01, жилой дом, расположенный по адресу: участок 157, домик 157 признан садовым домом (л.д.15)
Согласно решению Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района о признании жилого дома садовым домом от 06 сентября 2021 г. №02, жилой дом, расположенный по адресу: , признан садовым домом (л.д.15)
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пункта 4 статьи 1 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма относятся семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» при принятии на учет гражданина и членов его семьи, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются все постоянно проживающие совместно с ним члены семьи, в том числе отсутствующие в связи с призывом на военную службу, командированные на работу за границу, в другой населенный пункт, выехавшие на учебу в другие населенные пункты и иные лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право проживания в данном жилом помещении.
В силу статьи 5 указанного Закона граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с действующим законодательством подлежат включению в списки очередности граждан в соответствии с регистрацией граждан в книгах регистрации в зависимости от оснований их принятия на учет по каждой из категорий граждан. Ежегодно в четвертом квартале орган местного самоуправления проводит проверку сведений граждан, состоящих на учете. В случае, если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, то гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся с учетом новых представленных документов.
Согласно статьи 7 названного Закона граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Учетная норма площади жилого помещения в городском округе город Воронеж установлена решением Воронежской городской Думы от 07 июля 2005 г. № 102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, одним из оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является увеличение размера площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, в результате чего размер площади на каждого члена семьи заявителя станет превышать учетную норму.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из представленного суду реестрового дела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по №, выписки из единого государственного реестра недвижимости, следует, что спорный объект недвижимости по адресу: , участок 157, домик 157 является жилым строением без права регистрации проживания в нем.
Термин «жилые строения» был введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», утратившим силу с 01 января 2019 г. Статьей 1 указанного закона гражданам было разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений.
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень объектов, относимых к жилым помещениям: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
При определении правового режима (целевого назначения) любого объекта капитального строительства необходимо учитывать назначение земельного участка, на котором он расположен (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 36, пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанное строение не может быть признано жилым помещением, поскольку возведено на земельном участке, имеющем разрешенное использование - под садоводство.
Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур.
Что касается садового домика, расположенного по адресу: , садоводческое некоммерческое товарищество «Весенние зори», , общей площадью 36,5 кв.м., то он также не может быть признан жилым помещением.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым, а жилой - садовым в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Порядок такого признания приведен в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47
Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом.
Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов, предусмотренных пунктом 56 настоящего Положения, с указанием их перечня и даты получения уполномоченным органом местного самоуправления. В случае представления документов заявителем через многофункциональный центр расписка выдается многофункциональным центром.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления.
Уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом направляет заявителю способом, указанным в заявлении, такое решение по форме согласно приложению № 3. В случае выбора заявителем в заявлении способа получения лично в многофункциональном центре такое решение направляется в указанный в настоящем пункте срок в многофункциональный центр.
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:
а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения;
б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;
в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;
г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;
д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;
е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом);
ж) размещение садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления (при рассмотрении заявления о признании садового дома жилым домом).
Согласно решениям Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании жилого дома садовым домом от 03 сентября 2021 г. и от 06 сентября 2021 г. №01 и №02, жилой дом, расположенный по адресу: , участок 157, домик 157 признан садовым домом (л.д.15)
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что приказ департамента социальной защиты №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с составом семьи 6 человек с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда нельзя признать законным, поскольку противоречит нормам указанным выше.
Оснований для снятия учета ФИО1 с составом семьи 6 человек на основании наличии у семьи жилья общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (11 кв.м.) не имелось. ФИО1 необходимо восстановить с семьей в составе 6 человек на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории: семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, с 03 апреля 2008 г.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным приказ департамента социальной защиты Воронежской области №1475/ОД от 02 августа 2021 г. о снятии ФИО1 с составом семьи 6 человек с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области.
Восстановить ФИО1 с семьей в составе 6 человек на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории: семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, с 03 апреля 2008 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.М. Манькова