ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5742/12 от 12.12.2012 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального общественного самоуправления №<адрес> к Самарской Губернской Думе об отмене решения Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы»,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное общественное самоуправление №<адрес> обратилось в суд с иском к Самарской Губернской Думе об отмене решения Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы». В обоснование своих требований самоуправление указало, что. ДД.ММ.ГГГГ вынесено Решение Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы», которым утверждены рекомендации участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы».

Определяя статус Территориального общественного самоуправления №<адрес> Самарской Губернской Думы нарушил законодательство РФ, права и свободы граждан РФ.

Так, Глава 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» в ст. 130 указывает: Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральный закон -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет местное самоуправление в РФ как форму осуществления народом власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст.27 Закона территориальное общественное самоуправление считается учреждённым с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В своем исходящем от ДД.ММ.ГГГГ ФНС России Межрайонная инспекция по <адрес> по Арбитражному делу №А55-7655/06 указала, что согласно п.4 ст.17 Устава г.о. Тольятти: «территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. В этом случае оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации».

Согласно ст.5 Федерального закона №111-ФЗ в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, настоящему Федеральному закону применяются Конституция РФ и настоящий Федеральный закон.

В соответствии с Конституцией РФ издан Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам прокуратуры РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать классификатор правовых актов при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. В классификаторе правовых актов код 010.150.050 принадлежит территориальному общественному самоуправлению.

Территориальное общественное самоуправление №<адрес> г.о. Тольятти не может являться исполнительной стороной по рекомендациям участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы», так как тем самым нарушаются статьи 2 и 3 Конституции РФ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Территориальное общественное самоуправление №<адрес> г.о. Тольятти является структурой местного самоуправления г.о. Тольятти (Код по ОКВЭД 75.11.3 Основной вид деятельности, который называется «деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера»), к которому применяется ст. 12 Конституции РФ, в которой указано, что в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Ст.133 Конституции РФ указывает, что местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Данные рекомендации участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы» в п. 1.1 главы 1 нарушают Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления в отношении Территориального общественного самоуправления №<адрес> г.о. Тольятти, а именно в порядке подачи и анализе информационно-аналитических материалов по результатам мониторинга Федерального закона -Ф3 в части организации и осуществления ТОС.

Россией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ.

Хартия обязывает РФ применять базовые принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость органов местного самоуправления. Она предусматривает признание принципа местного самоуправления во внутреннем законодательстве и там, где это практически целесообразно, в конституции государства.

Установление в Конституции РФ самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а, следовательно, для развития демократических отношений в стране.

В части 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления указано, что это право (право и способность регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения) осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путём свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчётными или исполнительными органами.

Территориальное общественное самоуправление №<адрес> г.о. Тольятти является подотчётным или исполнительным органом перед референдумом, конференцией, собранием или советом местного населения 8 квартала <адрес> г.о. Тольятти.

Согласно ст. 5 Федерального закона №131-ФЗ осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, соответственно оспариваемое решение нарушает возможность получения информации Самарской Губернской Думой об общественной деятельности Территориального общественного самоуправления №<адрес> г.о. Тольятти по местному самоуправлению.

Ссылаясь на указанные обстоятельства просило отменить решение Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы».

В судебном заседании представители ТОСа заявленные требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить.

Представитель Самарской Губернской Думы, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Советом Самарской Губернской Думы принято решение «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы» от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что истец не согласен с данным решением, считает, что оно нарушает его права. По мнению истца, данное решение Совета Думы как нормативный правовой акт органа государственной власти, противоречит Конституции РФ и части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, данному Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон №131-ФЗ.

Между тем согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пунктах 9 и 10 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утверждённые данным актом, в частности типовые, примерные положения.

Аналогичное понятие нормативного правового акта <адрес> закреплено в статье <адрес> и статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О нормативных правовых актах <адрес>». Статьёй 4 данного <адрес> определена система нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами государственной власти <адрес>, их должностными лицами, в которой отсутствует решение Совета Думы.

Установлено, что оспариваемым решением Совета Думы утверждены рекомендации участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы». Соотвественно, решение Совета Думы не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, оно не имеет обязательной юридической силы ни для участников «круглого стола», ни для органов государственной власти <адрес>, ни для органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, ни для юридических и физических лиц, его положения носят лишь рекомендательный характер.

Совет Думы не является самостоятельной палатой Думы, либо органом государственной власти <адрес>, правомочным принимать нормативные правовые акты <адрес>. Согласно положениям статей 57, <адрес>, Совет Думы не включён в систему органов государственной власти <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О Самарской Губернской Думе», согласно которой Совет Думы формируется Думой для предварительного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Думы, координации деятельности её комитетов и рабочих групп, согласования проектов федеральных законов, принятия заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов РФ и <адрес>.

Пунктом 5 статьи 7 Регламента Думы, утверждённого постановлением Думы от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Совет Думы принимает решение о проекте модельного правового акта, носящего рекомендательный характер и используемого при разработке правового акта органами местного самоуправления в <адрес>. Анализ содержания данной нормы позволяет сделать вывод о том, что Совет Думы рассматривает подготовленные работниками аппарата Думы модельные правовые акты по конкретным вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, с учётом поступивших от органов местного самоуправления замечаний и предложений по таким модельным правовым актам и принимает решение о направлении данных модельных правовых актов в органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> для использования ими такого модельного правового акта в своей деятельности. При этом каждый орган местного самоуправления конкретного муниципального образования в <адрес> самостоятельно решает, использовать ли при разработке и принятии муниципального правового акта поступивший из Думы модельный правовой акт, либо внести в него какие-то изменения с учётом, сложившейся практики в конкретной сфере или возможностей местного бюджета, либо самостоятельно разработать соответствующий проект муниципального правового акта. Модельные правовые акты носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.

Оспариваемые истцом рекомендации не являются модельным правовым актом, однако также носят исключительно рекомендательный характер и не имеют обязательной силы.

Таким образом, Совет Думы представляет собой одну из форм работы Думы, деятельность Совета Думы не подменяет деятельности Думы и ограничивается исключительно принятием рекомендаций, не являющихся обязательными для исполнения, соответственно оспариваемое решение Совета Думы не является нормативным правовым актом и не противоречит Конституции РФ и части 3 статьи 5 Федерального закона №131-ФЗ.

При таких обстоятельствах, поскольку, оспариваемым решением Совета Думы утверждены рекомендации, решение Совета Думы в силу своего рекомендательного характера не может нарушать и не нарушает Конституцию РФ и законодательство РФ, права и свободы граждан РФ, не создаёт дополнительных препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учётом изложенного, суд считает, что заявленные истцом требования об отмене решения Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы, не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

Доводы истца о том, что, что данным решением нарушена Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», в части порядка подачи и анализа информационно-аналитических материалов по результатам мониторинга Федерального закона -Ф3 по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, являются несостоятельными и не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Согласно пункту 1.1 раздела 1 рекомендаций Дума рекомендует направить информационно-аналитический материал по результатам мониторинга Федерального закона -Ф3 в части организации и осуществления ТОС в органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.

Установлено, что в информационно-аналитическом материале приведён анализ региональной и международной практики в рассматриваемой сфере правового регулирования; подготовлен перечень показателей осуществления деятельности ТОС в муниципальных образованиях в <адрес> в 2010-2011 годах; выявлены проблемы, препятствующие осуществлению ТОС; разработаны предложения по повышению эффективности осуществления ТОС.

Таким образом, информационно-аналитические материалы подготовлены с целью оказания помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> в целях улучшения взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления. Таким образом пункт 1.1 раздела 1 рекомендаций не нарушает Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления в отношении ТОС 8 квартала.

Положения пункта 3.1 раздела 3 рекомендаций, согласно которому органам местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> рекомендовано урегулировать на местном уровне порядок перерегистрации органов ТОС, созданных до вступления в силу Федерального закона -Ф3, по мнению суда, также не нарушает Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления.

Так, согласно части 5 статьи 27 Федерального закона №131-ФЗ ТОС считается учреждённым с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления поселения. Таким образом, регистрация устава ТОС является тем юридическим фактом, обеспечивающим реализацию права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления.

Установлено, что в настоящее время на территории <адрес> осуществляют деятельность несколько организаций, являющихся юридическими лицами и зарегистрированных в 2005 - 2006 годах Федеральной налоговой службой РФ в организационно-правовой форме ТОС. Однако уставы данных организаций не зарегистрированы в уполномоченных органах местного самоуправления соответствующих поселений в установленном муниципальными правовыми актами порядке, соответственно, такие организации не являются органами ТОС по смыслу статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ.

Частью 5 статьи 27 Федерального закона №131-ФЗ закреплена обязанность регистрации устава ТОС.

Обеспечение соответствия устава ТОС действующему законодательству РФ необходимо для обеспечения прав граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, для выделения ТОС необходимых средств из местного бюджета, оказания содействия в создании финансовой и материально-технической базы ТОС и для обеспечения выполнения требований Федерального закона -Ф3.

Кроме того, истец указывает, что ТОС 8 квартала является структурой местного самоуправления г.о. Тольятти, указывая на присвоенный ТОС 8 квартала как некоммерческой организации код ОКВЭД 75.11.3 «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера», в связи с чем, считает, что решением Совета Думы нарушается статья 12 Конституции РФ, согласно которой в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона №131-ФЗ ТОС представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения; ТОС может быть юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Таким образом, ТОС не может являться органом местного самоуправления или муниципальным учреждением.

Согласно «ОК 029-2007 (КДЕС Редакция 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утверждённому Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст, объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, используется при осуществлении государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, соответственно, приводимый истцом код ОКВЭД подтверждает только его отнесение как некоммерческой организации к определённой группе юридических лиц, осуществляющих конкретный вид экономической деятельности, и не означает наличия у ТОС 8 квартала статуса органа местного самоуправления и не является доказательством нарушения решением Совета Думы статьи 12 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Территориального общественного самоуправления №<адрес> к Самарской Губернской Думе об отмене решения Совета Самарской Губернской Думы «Об утверждении рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О взаимодействии органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления: опыт, проблемы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья