ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5742/18 от 29.11.2018 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-5742/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,

при секретаре Горулевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения,

установил:

государственная жилищная инспекция Архангельской области обратилась в Октябрьский районный суд города Архангельска в интересах ФИО1, ФИО2 с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения.

В обоснование своих исковых требований указала, что <адрес>, которые занимают истцы по договору социального найма, находятся в <адрес> в городе Архангельске. Здание оборудовано печным отоплением, последний капитальный ремонт проводился в 2976 году. По данным ДФГУП «АЦТИ» на ДД.ММ.ГГГГ износ здания составлял 53%, в том числе: фундамент, перекрытия, крыша, полы, отделочные работы – 50%; наружные и внутренние капитальные стены, перегородки, оконные и дверные проемы, печи, электроосвещение, крыльца – 55%. При проведении проверки установлено, что управляющей организацией выполнены работы по демонтажу отопительных печей в квартирах и . Поскольку непринятие ответчиком мер по капитальному ремонту жилого помещения отопительных печей приводит к нарушению прав истцов на жилище и на благоприятный климат в жилых помещениях, Государственная жилищная инспекция Архангельской области просит обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту жилого помещения, а именно по капительному ремонту отопительных печей (полное восстановление) в помещениях квартир и <адрес> в городе Архангельске. При этом необходимо выполнить работы по капительному ремонту всего печного стояка в квартирах и , а также выполнить капитальный ремонт фундамента под печью и капитальный ремонт цокольного перекрытия в <адрес> районе печи и межэтажного перекрытия в <адрес> районе печи.

Представитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Истец ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Архангельск» ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. Полагала, что требования удовлетворению не подлежат.

Третье лицо Департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.

Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

На основании п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденной постановлением Администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-па, ГЖИ АО является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.

Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем организации и проведения проверок, за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством (п. 8 указанного Положения).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

ФИО2 на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

При проведении проверки (ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что организацией ООО «Окраина» для обеспечения безопасности проживающих выполнены работы по демонтажу отопительных печей в <адрес>. По данным ДФГУП «АЦТИ» на ДД.ММ.ГГГГ износ здания составлял 53%, в том числе: фундамент, перекрытия, крыша, полы, отделочные работы – 50%; наружные и внутренние капитальные стены, перегородки, оконные и дверные проемы, печи, электроосвещение, крыльца – 55%. Выявлено поражение гнилью фундамента, сруба выгребных ям, искривление горизонтальных линий дома. Требуется организовать мероприятия по решению вопроса по проведению капитального ремонта отопительных печей в квартирах ,3, фундамента дома и печей, выгребных ям.

Согласно акта осмотра технического состояния общего имущества многоквартирного дома (жилого помещения) от ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра установлено: в <адрес> полностью убраны печные стояки (два печных стояка). Наблюдается видимый уклон полов, зыбкость, в <адрес> местами излом. Межэтажные перекрытия, чердачное и цокольное в местах печных стояков зашиты. Единственное отопление в доме – печное. Фундамент дома и печей деревянный, сваи значительно поражены гнилью. Часть свай расщеплена, имеются уклоны от вертикальной оси. Электропроводка в доме в неудовлетворительном состоянии. Вывод комиссии: рассмотреть вопрос о признании квартир и непригодными для проживания, восстановление печных стояков в квартирах нецелесообразно.

На момент рассмотрения дела жилые помещения в установленном порядке непригодными для проживания не признаны.

Поскольку в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ со стороны ответчика доказательств, подтверждающих проведение каких-либо работ по капитальному ремонту по восстановлению отопительных печей в <адрес> в городе Архангельске представлено не было, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность их проведения на администрацию муниципального образования «Город Архангельск».

При этом суд учитывает следующее.

Положениями статьей 209 - 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Положения статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно статье 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Категория «бремя содержания» подразумевает не только несение материальных затрат, связанных с эксплуатацией имущества, но и поддержание имущества в таком состоянии, чтобы оно не могло повлечь нарушение прав и законных интересов иных лиц, в том числе и право на безопасность.

Исходя из толкования данных правовых норм в совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения действующее законодательство возлагает на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем.

В силу пункта 3 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приложения № 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», работы по переоборудованию печей относятся к капитальному ремонту.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и никем не оспаривается, отопительные печи в квартирах, занимаемых истцами, отсутствуют, в связи с этим услуга отопления, обязанность предоставить которую лежит на ответчике, оказывается ненадлежащим образом, что приводит к нарушению прав истцов на жилище и на благоприятный климат в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

При этом в силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

С учетом приведенных нормативных положений, наймодатель жилого помещения после проведения работ по капитальному ремонту, должен передать нанимателю жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, то есть пригодное для проживания.

Договор найма жилого помещения, заключенный между сторонами является действующим, в связи с чем обязанности по настоящему договору подлежат исполнению, в соответствии с положениями статьи 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 ЖК РФ, администрация муниципального образования обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению работ по капитальному ремонту, в частности по капитальному ремонту отопительных печей в помещениях квартир и <адрес> в городе Архангельске возлагается на администрацию муниципального образования «Город Архангельск», как на собственника муниципального жилищного фонда, обязанного в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества.

Вместе с тем оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта фундамента, цокольного перекрытия, межэтажного перекрытия суд не усматривает.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. "б" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Нормы п. 3 ч. 2 ст. 65 и ч. 2 ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации исчерпывающим образом определяют права нанимателя при необходимости капитального ремонта жилого помещения по договору социального найма.

Право нанимателя требовать капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, находящегося за пределами предоставленного ему жилого помещения, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В силу ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 данной статьи.

Таким образом, оснований возложения на администрацию МО «Город Архангельск», не являющуюся единоличным собственником помещений в многоквартирном доме, обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества, не имеется.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.

Принимая во внимание, что для выполнения ремонтных работ капитального характера необходимо соблюсти определенную процедуру и установленные действующим законодательством сроки, суд полагает возможным возложить на ответчика Администрацию МО «Город Архангельск» обязанность провести указанные работы по капитальному ремонту жилого помещения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и обеспечивает баланс прав и интересов истцов и ответчика.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковое заявление государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту жилого помещения, а именно по капитальному ремонту отопительных печей (полное восстановление) в помещениях квартир и <адрес> в городе Архангельске.

В удовлетворении иска в остальной части государственной жилищной инспекции Архангельской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 декабря 2018 года.

Председательствующий И.А. Валькова