ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5742/2017 от 12.03.2018 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2018 года

Дело 2-600/2018 12 марта 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,

при секретаре Свистуновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, обратившегося в защиту интересов Ковалева Константина Сергеевича, к СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан РФ без определённого места жительства» о признании права на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства, обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указывая, что Ковалев К.С. впервые обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет и 02.09.2002 года получил отказ по причине отсутствия регистрации в Санкт-Петербурге. Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 года и определением от 18.02.2015 года установлен факт постоянного проживания Ковалева К.С. в Санкт-Петербурге с момента рождения, т.е. с 20.04.1987 года по 13.02.2008 года. С момента вынесения данного решения суда и до настоящего времени Ковалев К.С. постоянно проживал на территории Санкт-Петербурга без регистрации. В 2014 году Ковалев К.С. повторно обратился в Центр с заявлением о постановке на учет и 20.10.2014 года получил отказ по причине отсутствия регистрации на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, Ковалев К.С. обратился в Центр 28.06.2017 года с приложением вышеуказанного решения суда, однако в постановке на учет было отказано. Истец, ссылаясь на то, что отказ Центра в постановке на учет ограничивает права Ковалева К.С. в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, просит признать за Ковалевым К.С. право на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства», обязать ответчика в течение 5 дней поставить Ковалева К.С. на учет в качестве лица без определенного места жительства.

Процессуальный истец – помощник прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга Бакунович М.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Материальный истец Ковалев К.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» - Царёв С.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - комитета по социальной политике по Санкт-Петербургу Матвеева Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, полагала иск не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 02.09.2002 года Ковалеву (ранее Пшикину) К.С. отказано в постановке на учет в СПб ГУ «Городской пункт учета граждан РФ без определенного места жительства».

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 года, вступившим в законную силу 21.02.2008 года, установлен факт проживания Пшикина К.С. ** ** ** года рождения, уроженца ********, на территории Российской Федерации с момента рождения, т.е. с 20.04.1987 года.

Определением Калининского районного суда от 18.02.2015 года разъяснено вышеуказанное решение в части установления факта постоянного проживания Пшикина (в настоящее время Ковалева) Константина Сергеевича на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, с момента рождения, т.е. с 20.04.1987 года по дату принятия решения по делу, т.е. по 13.02.2008 года.

20.10.2014 года Ковалеву К.С. отказано в постановке на учет в СПб ГКУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определённого места жительства» в связи с отсутствием регистрации в Санкт-Петербурге.

Из ответа СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» от 19.07.2017 года следует, что в постановке на учёт в качестве лица без определенного места жительства Ковалеву К.С. отказано в связи с тем, что представленными документами не подтверждена регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге.

Из ответа Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2016 года на обращение Ковалева К.С. следует, что отказ СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» в постановке его на учет в качестве лица без определенного места жительства является правомерным.

Согласно справке о прописке Ковалев К.С. (ранее Пшикин) был временно зарегистрирован с 04.06.1987 года по 28.04.1989 года по адресу: Санкт-Петербург, ********; в период с 28.05.2014 года по 28.08.2014 года, с 22.01.2016 года по 22.04.2016 года, с 04.02.2014 года по 03.05.2014 года по адресу: Санкт-Петербург, ********.

В соответствии с п. 2.1 Устава СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» учреждение создано с целью социального обслуживания граждан Российской Федерации трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомных) и граждан Российской Федерации пожилого возраста без определенного места жительства (бездомных).

Согласно п. 2.3.2 Устава учреждение осуществляет учет граждан Российской Федерации без определенного места жительства в Российской Федерации, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N 1010 (ред. от 07.02.2017) "Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства" постановка на учет граждан, продление срока учета граждан и снятие с учета граждан осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" (далее - ГКУ "Центр учета").

Согласно п. 3 постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются следующие документы:

-документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации,

-документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

Гражданину, поставленному на учет, выдается справка о постановке на учет по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (п. 4).

Гражданину отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения (п.5).

Данная справка представляет собой документ, необходимый для получения гражданами указанной категории мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», а также Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга».

В соответствии со ст. 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга Гражданам без определенного места жительства предусмотренные настоящим Кодексом меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

По смыслу положений ст. 2 и 3 указанного закона регистрация не входит в понятие «места жительства», сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ.

В постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 года № 4-П указано, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» в постановке Ковалева К.С. на учет в качестве лица без определенного места жительства ограничивает его права в области социальной защиты, гражданских, жилищных и др. правоотношений, поскольку в соответствии со ст. 4 Социального Кодекса Санкт-Петербурга гражданам без определенного места жительства предусмотренные настоящим кодексом меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

При этом, суд учитывает решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 года, которым установлен факт постоянного проживания Ковалева К.С. на территории Санкт-Петербурга с момента рождения до принятия решения.

Таким образом, на момент рассмотрения дела имеются сведения, что последним местом жительства Ковалева К.С. является Санкт-Петербург, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.12, 45, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Ковалевым Константином Сергеевичем, ** ** ** года рождения, право на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства».

Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства» в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу поставить Ковалева Константина Сергеевича на учет в качестве лица без определенного места жительства.

Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Фрунзенский районный суд.

Судья