ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5743/2015 от 07.09.2015 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ 2015 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ак-кыс А.В., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» о признании действий по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и обслуживания общего имущества многоквартирного дома противоправными в отношении неопределенного круга лиц, прекращении указанных действий,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее – Роспотребнадзор, управление) обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис», управляющая организация) о признании действий по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и обслуживания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выразившиеся в следующих нарушениях: управляющей организацией не обеспечивается своевременная очистка септика, не составляется ежедневный график очистки септика, противоправными, в отношении неопределенного круга лиц. Возложить обязанность на ответчика прекратить указанные противоправные действия и довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации – газеты «Тувинская правда».

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Роспотребнадзор поступило обращение гражданки Куулар А.А., направленное из прокуратуры <адрес>, на действия общества, выразившиеся в нарушении прав потребителя при предоставлении коммунальных услуг, а также услуг по откачке септика общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В результате проведенной Службой государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее – Служба) проверки было установлены нарушения со стороны управляющей организации требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, обществу выдано предписание. В ходе проверки исполнения предписания было установлено, что не были устранены следующие нарушения: с западной стороны указанного дома находится септик, образовалась лужа в виде болота. Септик постоянно переполнен, до конца стоки не выводятся обслуживающей организацией ООО УК «Жилсервис». Из-за образовавшегося болота идет неприятный запах, требуется полностью откачать весь объем септика, разработать ежедневный график откачки септика данного дома. Факт нарушения прав потребителей подтверждается актами проверки и предписаниями об устранении выявленных нарушений, составленных и вынесенных начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, ООО УК «Жилсервис» нарушены права потребителей услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по указанным основаниям и просил удовлетворить, признать противоправными действия ответчика на момент проведения проверок. Решение суда, которым будет установлен факт ненадлежащего оказания услуг ответчиком, будет являться основанием для предъявления потребителями требований о возвращении денежных средств, выплаченных по откачке септика к ответчику.

Представитель ответчика ООО УК «Жилсервис» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседании, с иском не согласился, так как с ДД.ММ.ГГГГ обслуживание жилого <адрес> передано МУП УК «ЖЭУ», в связи с чем, требования искового заявление не могут быть исполнены в случае удовлетворения. Факты нарушений, указанные в иске, имели место осенью 2014 года, в 2015 году истец не выезжал для проверки состояния септика и УК «Жилсервис» не уведомляло, поэтому заявленные требования на момент рассмотрения иска являются не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Графки откачки септика имеется, откачка производится в соответствии с графиком. Кроме того, истцом не установлено, почему 1 септик подключен к двум домам, и 15 по <адрес>, который был первоначально подключен временно, а впоследствии, так и остался подключенным к двум домам, тогда как для каждого из этих домов должен был быть установлен отдельный септик. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав объяснения присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

Исходя из системного толкования частей 1, 3 статьи 46 Закона о защите прав потребителей следует, что Роспотребнадзор вправе обращаться с иском о признании противоправными и прекращении в отношении неопределенного круга потребителей действий, нарушающих права потребителей, поскольку согласно части 3 той же статьи Закона суд может принять решение о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, что учитывается судом при рассмотрении дел по искам конкретных потребителей.

Также в пункте 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

Таким образом, Управление Роспотребнадзора обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц в пределах прав, предоставленных ему в силу закона.

В обоснование иска истцом представлены суду следующие документы: ответ начальника отдела Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Куулар Айсуу Адыг-ооловне на ее обращение о том, что Службой проводились внеплановые проверки, и неоднократно выдавались предписания ООО УК «Жилсервис» для устранения выявленных нарушений.

Акт проверки -ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым выявлены следующие нарушения: на момент проверки по <адрес>, с западной стороны дома, где находится септик, образовалась лужа в виде болота. Септик постоянно переполнен, до конца стоки не выводятся обслуживающей организацией ООО УК «Жилсервис». Из-за образовавшегося болота идет неприятный запах, требуется полностью откачать весь объем септика, разработать ежедневный график откачки септика данного дома.

Предписание 535/409-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно полностью откачать весь объем септика и образовавшееся болото и разработать ежедневный график откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено не выполнение требований предписания -ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно полностью откачать весь объем септика и образовавшееся болото и разработать ежедневный график откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено частичное выполнение требований предписания а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки в течение 2-х часов откачали 20 м3 жидкого бытового отхода, требуется дополнительная откачка канализационного септика и образовавшейся лужи.

Предписание а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно полностью откачать весь объем септика и образовавшееся болото и разработать ежедневный график откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено частичное выполнение требований предписания а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, требуется дополнительная откачка канализационного септика и образовавшейся лужи.

Предписание а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно полностью откачать весь объем септика и образовавшееся болото и разработать ежедневный график откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено частичное выполнение требований предписания а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно требуется увеличить объем вывоза жидкого бытового отхода и ежедневного графика откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено частичное выполнение требований предписания а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, требуется увеличить объем вывоза жидкого бытового отхода и составить ежедневный график откачки септика данного дома.

Предписание а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилсервис» об устранении причин и последствий допущенных нарушений, а именно требуется увеличить объем вывоза жидкого бытового отхода и составить ежедневный график откачки септика данного дома, срок до ДД.ММ.ГГГГ г

Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено не выполнение требований предписания а-ЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки откачали 38 м3 жидкого бытового отхода <адрес>, образовалась лужа. Требуется увеличить объем вывоза жидкого бытового отхода и составить ежедневный график откачки септика.

Работы по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, обслуживаемых ООО УК «Жилсервис» производятся в соответствии с договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО УК «Жилсервис» и МУП «Благоустройство», МУП «Благоустройство.

Представителем ответчика представлены суду письма и претензии, которые направлялись ООО УК «Жилсервис» в МУП «Благоустройство» за период с июля по сентябрь 2014 года о надлежащем исполнении условий договора подряда по откачке септиков домов по <адрес>. Из которых видно, что со стороны ООО УК «Жилсервис» предпринимались меры для обследования и проверки откачки и вывоза жидких бытовых отходов, имеется составленный график ежедневного вывоза ЖБО.

Также установлено, что единственной организацией, занимающейся по откачке и вывозу жидких бытовых отходов в <адрес> является МУП «Благоустройство». В целях принятия мер в отношении МУП «Благоустройство» по надлежащему исполнению условий договора подряда на откачку и вывоз ЖБО, также со стороны ООО УК «Жилсервис» направлялись обращения к Мэру <адрес>, в Управление Роспотребнадзора и в Службу государственной жилищной инспекции, строительного надзора Республики Тыва.

Таким образом, из представленных истцом документов следует, что по обращению жителя <адрес>, Службой государственной жилищной инспекции, строительного надзора РТ проводились проверки и выносились предписания ООО УК «Жилвервис» для устранения выявленных нарушений за период времени с 10 сентября по ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Роспотребнадзора иск подан ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, подтверждающих нарушения прав потребителей коммунальных услуг, то есть жителей <адрес> ООО УК «Жилсервис» на момент подачи иска ответчиком истцом суду не представлено. Тогда как им заявлено требование о признании противоправными действий по не обеспечению своевременной очистки септика, по не составлению ежедневного графика очистки септика, возложении обязанности на ответчика прекратить противоправные действия, довести до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с актом приема-передачи технической документации жилого <адрес> мкр.Энергетиков на обслуживание в МУП УК «ЖЭУ», обслуживание жилого <адрес> передано МУП УК «ЖЭУ» с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, достаточных оснований для удовлетворения иска о признании действий по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и обслуживания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выразившиеся в следующих нарушениях: управляющей организацией не обеспечивается своевременная очистка септика, не составляется ежедневный график очистки септика, противоправными, в отношении неопределенного круга лиц, возложение обязанности на ответчика прекратить указанные противоправные действия и довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации – газеты «Тувинская правда», суд не установил.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» о признании действий по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и обслуживания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выразившиеся в следующих нарушениях: управляющей организацией не обеспечивается своевременная очистка септика, не составляется ежедневный график очистки септика, противоправными, в отношении неопределенного круга лиц, возложение обязанности на ответчика прекратить указанные противоправные действия и довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации – газеты «Тувинская правда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней)

Судья А.В. Ак-кыс