ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5746/2013 от 30.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-867/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 апреля 2014 года г. Пермь

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

 при секретаре ФИО1

 с участием представителя истца – ФИО2, действующей на основании удостоверения,

 представителей третьего лица главного управления МЧС России по <Адрес> - ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Камастройинвест», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в нормативное состояние, поддерживать защитное сооружение в нормативном состояние в дальнейшем,

 установил:

     Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Камастройинвест» (далее по тексту общество) о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны № (160), расположенное по адресу: <Адрес> в нормативное состояние, поддерживать защитное сооружение в нормативном состояние в дальнейшем.

     В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие) площадью 270,6 кв.м. с порядковым номером № (160), расположенное по адресу: <Адрес> представляет собой объект инженерной инфраструктуры, предназначенный для использования в особы период независимо от того на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности. На основании распоряжения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее по тексту Росимущество) от ДД.ММ.ГГГГ. №р указанное защитное сооружение гражданской обороны учтено в реестре федерального имущества в составе государственной казны РФ. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ. «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны», заключенного между Росимуществом и Обществом, Общество принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование государственное имущество, средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе и объект (защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие) № (160), расположенное по адресу: <Адрес>. Данным договором на Общество возложена обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре. В ходе осмотра, проведенного должностными лицами Главного управления МЧС России по Пермскому краю в сентябре 2013г. установлено, что защитное сооружение, находящееся по адресу: <Адрес> не готово к приему укрываемых, а именно: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации в не рабочем состоянии; снесен оголовок воздухозаборной шахты, полностью разрушен вход в защитное сооружение, нарушена герметизация; защитное сооружение полностью затоплено; документация на защитное сооружение, предусмотренная п.3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. № разработана не в полном объеме. Из акта осмотра также следует, что Обществом с момента передачи защитного сооружения в пользование Общества (с 2004г.) последним не предпринимались меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию.

     На основании определения суда от 24.03.2014г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (л.д.87-88).

     Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным исковом заявлении.

     Ответчик – ООО «Камастройинвест», представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен (л.д. 106). Из ранее представленного отзыва на иск следует, что ответчик исковые требования не признает в полном объеме. Считает, что заключенный между Обществом и Росимуществом договор является договором хранения, в связи с чем, у Общества отсутствует обязанность каким-либо образом изменить состояние переданной на хранение вещи. Полагает, что в данном случае заявленные прокурором требования могут быть предъявлены к собственнику. На момент принятия защитного сооружения гражданской обороны Обществом, оно (сооружение) находилось в состоянии невозможном для использования. Также указывает, что имущество защитного сооружения было ухудшено в результате деятельности ООО «Дедал», в связи с чем, данная организация должная являться ответчиком по заявленному иску. Общество неоднократно обращалось к ЗАО «Дедал» с требованием о прекращении противоправных действия в отношении чужого имущества. Вместе с тем, ЗАО «Дедал» продолжает совершать противоправные действия. Ни администрация Мотовилихинского района г. Перми, ни Росимущество на заявления Общества о действиях ЗАО «Дедал» не реагирует (л.д.70-71).

 Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д.108).

 Представители третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании указали, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению (л.д.91-95).

 В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. №28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п.1 ст. 4).

 Основными задачами в области гражданской обороны являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (абз.1,5 ст. 2).

 В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны (ст.13).

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктом 2 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

 Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в п. 2.1.37. определено, что защитные сооружения гражданской обороны, находятся в федеральной собственности, их приватизация запрещена.

 В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

 На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Указом Президента РФ от 11.07.2004г. №868 утверждено Положение о Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных (далее - Правила N 583).

 В соответствии с п.п. 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 предусмотрена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, а также организаций, в отношении объектов гражданской обороны. При этом лишь на организации возложена обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10).

 Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ от 15 декабря 2002 г. №583 «Об утверждении и введение в действие Правил эксплуатации защитных сооружения гражданской обороны».

 Согласно п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

 Из материалов дела следует, что распоряжением Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ. № внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. № О передаче защитного сооружения на ответственное хранение и безвозмездное пользование ЗАО «Дедал», а именно: пункт.2 изложен в следующей редакции: «Отделу приватизации территориального управления подготовить проект договора о передаче на ответственное хранение ОАО «Камастройинвест» имущества, указанного в п.1 настоящего распоряжения (л.д.29, 76),

 ДД.ММ.ГГГГг. между ООО «Камастройинвест» и Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны № (л.д.30-32, 67-69, 72-74).

 В соответствии с условиями названного договора Росимущество передает, а Общество принимает по акту приема-передачи на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, именуемое стоянка для электрокаров, расположенное по <Адрес> (срок действия договора 10 лет). При этом из содержания договора следует, что Обществу передано отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны (№160), класс II, вместимостью 300 человек, системы жизнеобеспечение в непригодном состоянии.

 Разделом 2 названного договора предусмотрено, что Общество обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (р.1 п.2); накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре (р.2 п.2).

 Разделом 4 договора установлено, что Общество отвечает за пользование имуществом не в соответствии с его назначением; утрату имущества; повреждение имущества.

 ДД.ММ.ГГГГг. между прежним балансодержателем указанного сооружения, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью, 270,6 кв.м и Обществом подписан акт приема-передачи названного имущества (л.д.33,34).

 Из учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны № (160) следует, что защитное сооружение расположено по адресу: <Адрес>, класс убежища II, проектная вместимость человек – 300, общая площадь 270,6 кв.м, здание – отдельно стоящее в горной выработке; дата ввода в эксплуатацию декабрь 1977г., требует капитального ремонта, заключен договор по постановлению Правительства РФ от 23.04.1994г. №359, сооружение не используется; все системы жизнеобеспечения выведены из строя; убежище затоплено грунтовыми водами, разрушение строительных конструкций. Карточка составлена руководителем организации, на балансе которой находится защитное сооружение гражданской обороны и начальником МУП «Пермское городское управление гражданской защиты (л.д.35-38). Указанные обстоятельства подтверждены также паспортом убежища №, заполненным ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.39-42, 62-63).

 ДД.ММ.ГГГГ Росимуществом по Пермскому краю принято распоряжение № которым Отделу учета федерального имущества и информационно-аналитического обеспечения поручено включить в реестр федерального имущества (казан РФ) защитное сооружение гражданской обороны № общей площадью, 270,6 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес>, находящееся на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании ООО «Камастройинвест» по договору от 28.07.2004г. №18. Отделу регистрации права сосбвтенности РФ обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на объект гражданской обороны, указанный в п.1 настоящего распоряжения (л.д.65-66).

 Согласно акту проверки содержания и использования защитного сооружения № от ДД.ММ.ГГГГ., составленному должностными лицами ГУ МЧС Росси по Пермскому краю, установлено, что защитное сооружение, находящееся по адресу: <Адрес> не готово к приему укрываемых; системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации в не рабочем состоянии; снесен оголовок воздухозаборной шахты, полностью разрушен вход в защитное сооружение, нарушена герметизация; защитное сооружение полностью затоплено (л.д.16-17).

 Суд, оценив относимости, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требований прокурора подлежат удовлетворению, поскольку указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненормативном состоянии, в нарушение требований Правил, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов.

 Поскольку убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения, а также условий использования, и этот объект создан исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы мероприятий на территории РФ, суд приходит к выводу о том, что нарушения, выявленные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч., граждан Российской Федерации, и их (нарушения) следует устранить, путем приведения защитного сооружения в состояние, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом № 583 от 15.12.2002 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Суд соглашается с доводами ответчика о том, что спорное защитное сооружение гражданской обороны уже на момент заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ. находилось в ненадлежащем состоянии, что подтверждается исследованными судом доказательствами.

 Вместе с тем в силу п. 1,2 разд. II договора Общество приняло на себя обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

 При таких обстоятельствах, с учетом анализа п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583, п. 1,2 разд. II договора, суд приходит к выводу о том, что обязанность по приведению защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к приему укрываемых должна быть возложена именно на ОАО «Камастройинвест».

 При этом Росимущество по Пермскому края не является надлежащим ответчиком по настоящему спору. Как было указано выше, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1309, обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию возлагается на основании договоров о передаче на ответственное хранение и в безвозмездное пользование государственного имущества на организации, в рассматриваемом случае - на ОАО «Камастройинвест»

 Доводы Общества о невозможности привести защитное сооружение гражданской обороны в нормативное состояние ввиду противоправных действий ЗАО «Дедал», препятствующих допуску Общества к указанном имуществу, не влекут отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как указано выше, такая обязанность имеется у Общества в силу п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил № 583 и п. 1,2 разд. II договора. Между тем, при наличии соответствующих доказательств в обоснование приведенных доводов ответчик вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенного права.

 Ссылки представителей ответчика на то, что заключенный между Обществом и Росимуществом договор является договором хранения, в связи с чем, у Общества отсутствует обязанность каким-либо образом изменить состояние переданной на хранение вещи основаны на неверном толковании условий договора и норм материального права, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, в связи с чем, признаются судом несостоятельными.

 В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд ограничен в принятии решения пределами заявленных истцом требований.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

     исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части –

     возложить на общество с ограниченной ответственностью «Камастройинвест» обязанность привести защитное сооружение гражданской обороны № (160), расположенное по адресу: <Адрес> в нормативное состояние, а именно: привести в рабочее состояние системы вентиляции, энергоснабжения, водоотведения, канализации; произвести откачку воды; восстановить оголовок воздухозаборной шахты; вход в защитное сооружение; обеспечить герметизацию сооружения; восстановить документацию на защитное сооружение гражданской обороны, предусмотренной п.3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. №583.

     возложить на общество с ограниченной ответственностью «Камастройинвест» обязанность поддерживать защитное сооружение гражданской обороны № (160), расположенное по адресу: <Адрес> в нормативном состоянии.

 В удовлетворении иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, отказать.

     Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми, со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Председательствующий:    п/п    (Л.И. Мехрякова)

 <данные изъяты>