РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Бочарников П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартусиной И.Ж.,
с участием представителя истца Татаринова В.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Кононенко С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область Ахтубинский район г. Ахтубинск ул. Ватутина, д.18А гражданское дело № по иску Администрации МО «Ахтубинский район» Астраханской области к Басаевой А.И.А. о взыскании средств государственной поддержки, третье лицо Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области,
установил:
Администрация МО «Ахтубинский район» Астраханской области обратилось в суд с иском о взыскании с Басаевой А.И.-А. средств государственной поддержки. В обоснование заявленных требований указано, что главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Б.У.Б. был предоставлен грант в размере <данные изъяты> рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Одним из условий целевой программы являлось осуществление деятельности КФХ не менее пяти лет после получения гранта, с предоставлением отчетности о своем финансово-экономическом состоянии по формам устанавливаемым Министерством сельского хозяйства РФ, создавать рабочие места в количестве не менее указанного в бизнес-плане. При заключении соглашения от ДД.ММ.ГГГГБ.У.Б.., как получатель государственной поддержки, обязался исполнить данное обязательство. ДД.ММ.ГГГГБ.У.Б. умер. После его смерти наследником, принявшим наследство, является его супруга Басаева А.И.-а. Истец полагает, что в связи с неисполнением Б.У.Б. обязательства по осуществлению деятельности КФХ не менее пяти лет после получения гранта, у Басаевой А.И.-А., как наследницы, возникли обязательства по возврату суммы гранта.
Представитель истца Татаринов В.В., в судебном заседании поддержал требования изложенные в исковом заявлении в полном объеме. Указав, что сроки исковой давности подлежат исчислению с момента когда администрация МО «Ахтубинский район» узнала о наследнике, принявшем наследство и когда Б.У.Б. был исключен из реестра начинающих фермеров, Б.У.Б. исключен из реестра начинающих фермеров в связи со смертью и не предоставлением отчета. Однако Б.У.Б. с отчетом приходил в администрацию МО «Ахтубинский район» но отчет не был принят и отправлен на доработку.
Представитель ответчика Кононенко С.М. в судебном заседании указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в возражениях. Поскольку после смерти члена крестьянского хозяйства это хозяйство прекращается, в том, числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, обязательство прекращается, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство неразрывно связано с личностью должника. Деньги были потрачены на приобретение скота, Б.У.Б. приходил в администрацию отчитываться о потраченных денежных средствах гранта. Таким образом, поскольку долги по гранту Б.У.Б. прямо связаны с личностью умершего, а именно с прекращением деятельности Б.У.Б. как начинающего фермера, средства государственной поддержки не могут быть признаны и переданы по наследству. Кроме того, заявил о применении срока исковой давности, поскольку с момента смерти Б.У.Б. и принятия Басаевой А.И.-А. наследства до подачи искового заявления прошло три года. Истец знал о смерти Б.У.Б.., поскольку ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Ахтубинский район» Басаевой А.И.-А. направлено обращение с просьбой возвратить средства гранта.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» Астраханской области и главой КФХ Б.У.Б. заключено соглашение № о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
По условиям данного договора Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области обязалось предоставить муниципальному образованию «Ахтубинский район» Астраханской области средства субсидии, полученной из федерального бюджета и средства бюджета Астраханской области для предоставления Муниципальным образованием «Ахтубинский район»Астраханской области гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства получателю государственной поддержки Б.У.Б. в сумме <данные изъяты> рублей. В свою очередь Б.У.Б. обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (абзац 2 пункта 3.5.1 договора). Средства гранта Б.У.Б. потрачены. ДД.ММ.ГГГГБ.У.Б. умер.
Наследницей имущества Б.У.Б. является его супруга Басаева А.И.-А. которой выданы свидетельства о праве на наследство на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Пунктом 2 данной нормы установлена возможность создания фермерского хозяйства одним гражданином.
Как следует из материалов дела, фермерское хозяйство Б.У.Б. было создано одним гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Б.У.Б. средства государственной поддержки были выделены на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что создание Б.У.Б. КФХ, победа в конкурсе на получении гранта, осуществление предпринимательской деятельности Б.У.Б. способствовало получению им государственной поддержки начинающим фермерам. Кроме того, обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не менее пяти лет после получения гранта может быть исполнено только при осуществлении предпринимательской деятельности и при непосредственном личном участии Б.У.Б.., которому выдан целевой грант. Учитывая, что обязательство, вытекающее из соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, неразрывно связано с личностью наследодателя, то оно не может входить в состав наследства, в связи с чем, наследованию не подлежит.
Помимо того, суд приходит к выводу о предъявлении исковых требований с нарушением срока исковой давности.
В силу пункта 3 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах срока исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из обращения от ДД.ММ.ГГГГ управления сельского хозяйства администрации МО «Ахтубинский район» к Басаевой А.И.-А. о добровольном возвращении средств государственной поддержки усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истец знал о смерти Б.У.Б. и о том, кто является его наследником. При таких обстоятельствах обращение с исковыми требованиями к Басаевой А.И.-А. в суд поступило за пределами срока исковой давности, что так же является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Ахтубинский район» Астраханской области к Басаевой А.И-А. о взыскании средств государственной поддержки, третье лицо Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, -отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Мотивированная часть решения изготовлена 19 июня 2020 года.
Судья Бочарников П.В.