Решение в окончательной форме принято 02 декабря 2013 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ильиной А.А.,
с участием заявителя ФИО15,
представителя заявителя ФИО15 – адвоката ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>9,
представителя заинтересованного лица – Думы Кушвинского городского округа – ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя заинтересованного лица – главы администрации Кушвинского городского округа ФИО14 – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Кужаковой Л.Р.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО15 о признании решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным,
установил:
ФИО15 обратился в Кушвинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В обосновании заявленных требований ФИО15 указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Кушвинского городского округа от № объявлен конкурс на замещение главы администрации Кушвинского городского округа. Указанным решением проведение первого этапа конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Объявление о проведение конкурса и проекта контракта с главой администрации решено опубликовать в газете «Кушвинский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ. В результате, после первого и второго этапов, решением комиссии по проведению конкурса на замещение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, он признан победителем данного конкурса. ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Кушвинского городского округа, которая рассмотрела итоги конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, он назначен на должность главы администрации Кушвинского городского округа. Данное решение вступило в силу с момента принятия. Однако ДД.ММ.ГГГГ глава Кушвинского городского округа ФИО2 созвал экстренное заседание Думы, на котором в срочном порядке рассмотрен только один вопрос – об отмене решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 11.6 регламента Думы Кушвинского городского округа в случае чрезвычайной (кризисной) ситуации на территории городского округа, требующей немедленного решения Думы, глава городского округа вправе собрать экстренное заседание Думы, в течение суток с оповещением депутатов любым доступным способом. Как в дальнейшем оказалось, цель экстренного заседания Думы ДД.ММ.ГГГГ - не предупреждение или ликвидация чрезвычайных ситуаций и не опасные природные явления, катастрофы, стихийные бедствия или иные бедствия на территории городского округа, а только одна – отменить решение думы от ДД.ММ.ГГГГ о назначении его главой администрации Кушвинского округа и воспрепятствовать ему осуществлению полномочий главы администрации.
Считает коллегиальное решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ грубым нарушением его прав и созданием препятствия к осуществлению права на занятие должности главы администрации Кушвинского городского округа в установленном законом порядке.
В судебном заседании заявитель ФИО15 заявленные требования поддержал, просит признать незаконным решение Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № №, дополнительных требований, касающихся принятых Думой Кушвинского городского округа после ДД.ММ.ГГГГ решений не заявил, при этом пояснил, что решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ его кандидатура была утверждена на должность главы администрации Кушвинского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ было проведено внеочередное и одновременное экстренное заседание Думы Кушвинского городского округа, на котором решение от ДД.ММ.ГГГГ о его назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа было отменено. Решение Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным по следующим основаниям. Он не был извещен о проведении внеочередного заседания Думы, узнал об этом только ДД.ММ.ГГГГ. Решение о его назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа вступило в законную силу с момента его оглашения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что никаких нарушений условий конкурса не было. Все документы были представлены им в полном объеме и проверены комиссией. Решение от ДД.ММ.ГГГГ он получил только в суде. Оснований для отмены решения о назначении его на должность Главы администрации Кушвинского городского округа не было. О том, что имело место обращение граждан и депутатов в Думу Кушвинского городского округа, он также узнал только после подачи данного заявления в суд. Обращение граждан г. Кушва не содержит каких-либо претензий лично к нему. ДД.ММ.ГГГГ было проведено экстренное заседание Думы Кушвинского городского округа, но каких-либо оснований для проведения такого заседания, в том числе чрезвычайной (кризисной) ситуации, место не имело.
Представитель заявителя ФИО15 – ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в обоснование заявленных требований пояснил, что в соответствии со ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления» устав муниципалитета входит в систему муниципальных правовых актов, имеет высшую юридическую силу и действует на всей территории муниципального образования, а также в случае противоречия нормативных актов представительного органа местного самоуправления. Частью 5 ст. 37 этого же Федерального закона установлено, что порядок принятия назначения на должность главы администрации устанавливается представительным органом. Часть 4 ст. 27.1 Устава Кушвинского городского округа гласит о том, что представительным органом издается правовой акт о порядке принятия такого решения. Решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение главы администрации Кушвинского городского округа», которое никем не отменено и действует до настоящего времени. На основании данного положения прошли первые выборы «О назначении главой администрации Кушвинского городского округа ФИО4». В дальнейшем был назначен следующий конкурс по тем же правовым основаниям. Устав Кушвинского городского округа и решение от ДД.ММ.ГГГГ № - это своеобразный стержень по отношению к решению Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Содержание решения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует указанным нормативным положениям федерального и местного законодательства. Федеральное, региональное и местное законодательство, имеется ввиду Устав, разграничивает такие понятия как инициаторы принятия решения (субъекты) и пленарные заседания. В связи с этим Федеральным законом и Уставом для рассмотрения обращений граждан предусмотрены публичные слушания. Какие-либо решения гражданами принимаются на референдуме. Данные решения по своей юридической силе соответствуют Уставу муниципального образования. В данном случае форма правотворческой инициативы со стороны жителей носит характер собрания. Согласно стенограмме заседания от ДД.ММ.ГГГГ на том заседании происходил отчет депутатов о своей деятельности, а со стороны жителей ставился вопрос о необходимости открытого проведения голосования со стороны депутатов. Экстренность в проведении заседания отсутствовала. Согласно Временному регламенту законодательного собрания Свердловской области экстренное заседание проводится в случае чрезвычайности ситуации, связанной либо с техногенными, либо с природными катаклизмами. Решение от ДД.ММ.ГГГГ принималось Думой Кушвинского городского округа на основании Регламента Кушвинского городского округа, в котором не предусмотрено понятие экстренного заседания. Таким образом, не соблюдена процедура принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд удовлетворить требование ФИО15 о признании данного решения незаконным.
Представитель заинтересованного лица - Думы Кушвинского городского округа ФИО5 с заявленными требованиями ФИО15 не согласилась в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что в соответствии с положениями раздела 11 регламента Думы Кушвинского городского округа, утвержденного решением Думы Кушвинского Городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 1, внеочередное или экстренное заседание Думы Кушвинского городского округа может быть проведено только по решению главы Кушвинского городского округа. В связи с этим, при сложившейся ситуации, возникшей после принятия ДД.ММ.ГГГГ Думой Кушвинского городского округа решения № «О назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15, обусловленной возмущением жителей Кушвинского городского округа, их обращений в количестве 2 583 подписей, адресованных губернатору Свердловской области ФИО6, председателю Правительства Свердловской области ФИО7, председателю Законодательного собрания Свердловской области, ФИО8, обращением депутатов Думы Кушвинского городского округа о нарушении регламента при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № и нарушением их прав на ознакомление с документами на момент принятия соответствующего по ним решения, намерением жителей провести ДД.ММ.ГГГГ публичное мероприятие в форме митинга, целью которого являлось выражение отрицательного мнения населения Кушвинского городского округа по принятому ДД.ММ.ГГГГ Думой Кушвинского городского округа решения № №, и, как следствие, приводящей к полной дестабилизации в округе, как среди населения, так и в муниципальных предприятиях и учреждениях Кушвинского городского округа, глава Кушвинского городского округа ФИО2 в целях снятия социальной напряженности среди жителей Кушвинского городского округа, стабилизации сложившейся в городском округе ситуации посчитал, что в данном случае необходимо немедленное проведение экстренного заседания. В связи с изложенными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ главой Кушвинского городского округа было издано соответствующее распоряжение № о созыве ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 экстренного заседания Думы Кушвинского городского округа для рассмотрения обращений жителей Кушвинского городского округа по указанному вопросу. Определение кризисной ситуации в регламенте не предусмотрено. Данное понятие оценочное и может определяться главой Кушвинского городского округа по своему субъективному мнению и исходя из сложившейся ситуации, в данном случае социально-политической. Экстренный характер заседание Думы Кушвинского городского округа приняло в связи со следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ глава Кушвинского городского округа узнал о том, что жителями Кушвинского городского округа собраны 2 583 подписи об отмене решения о назначении главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15, об инициативе проведения митинга жителями Кушвинского городского округа по этому вопросу ДД.ММ.ГГГГ. Также ДД.ММ.ГГГГ главе Кушвинского городского округа поступило обращение депутатов Думы с просьбой незамедлительно созвать заседание Думы и вынести на голосование вопрос об отмене принятого решения ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением процедуры его принятия. Именно совокупность этих факторов побудила главу Кушвинского городского округа воспользоваться своим исключительным правом на созыв экстренного заседания Думы Кушвинского городского округа. Игнорирование этих обстоятельств могло повлечь серьезные последствия. Другими словами, поводом к созыву экстренного заседания Думы явилось желание главы Кушвинского городского округа разобраться в ситуации, снять имеющееся непонимание и напряжение между Думой, избранной жителями Кушвинского городского округа, и непосредственно жителями. Глава Кушвинского городского округа, определяющий стратегию развития городского округа, ответственен за организацию управления Кушвинского городского округа в целом, а также за обеспечение стабильности и правопорядка на всей его территории. Главой Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение № «О созыве ДД.ММ.ГГГГ внеочередного заседания Думы Кушвинского городского округа, на которое был вынесен вопрос «О результатах конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа». Однако документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса, от конкурсной комиссии в срок, установленный пунктом 5.1 Регламента, в Думу Кушвинского городского округа не поступили. Таким образом, данные обстоятельства препятствовали депутатам Кушвинского городского округа реализовать своё право на ознакомление с необходимыми документами, относящимися к вопросу, вынесенному на заседание, а также не позволили сформулировать мнение по данному вопросу для принятия депутатами Думы Кушвинского городского округа по нему какого-либо объективного решения. ДД.ММ.ГГГГ был нарушен порядок принятия решения о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15 Соответственно, отмена данного решения осуществлена строго в рамках правового поля и направлена на привидение муниципальных правовых актов Кушвинского городского округа в соответствие с действующим законодательством.
Заинтересованное лицо – глава администрации Кушвинского городского округа ФИО14 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица главы администрации Кушвинского городского округа ФИО14 – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве, при этом суду пояснила, что в соответствии с п. 7.4 Регламента Думы Кушвинского городского округа решение, принятое Думой, может быть отменено только собственным решением или решением суда. Решение об отмене собственного решения Дума принимает самостоятельно по инициативе уполномоченных действующим законодательством органов. Руководствуясь данным пунктом, Дума по собственной инициативе отменила своим решением от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ. Помимо оснований для отмены решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, указанных в решении Думы от ДД.ММ.ГГГГ, имели место быть и иные существенные нарушения, влекущие отмену указанного решения. Процедура принятия Думой Кушвинского городского округа решения от ДД.ММ.ГГГГ была существенно нарушена. Была нарушена процедура принятия повести дня. Согласно регламенту утверждение повестки дня происходит протокольно, а не в виде отдельного решения либо отдельного документа. Следовательно, необходимым и обязательным в процедуре проведения заседания Думы является утверждение повестки дня путем голосования за нее депутатами Думы с той формулировкой, которая зачитана и поставлена на голосование. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ вопрос об утверждении повестки дня, предложенной главой Кушвинского городского округа, на голосование не ставился, голосование не производилось. Соответственно, по вопросам, не включенным в повестку дня, проводить голосование и принимать решение у Думы не было оснований. Голосование о включении в повестку дня вопроса о назначении главы администрации Кушвинского городского округа не проводилось, решение не принималось. Все последующие вопросы, выносимые на голосование в отсутствие включения вопроса о назначении главы администрации в повестку дня, и решения, принятые по ним, являются недействительными с момента их принятия, поскольку нарушена процедура их принятия. Согласно п. 11.9 Регламента Думы Кушвинского Городского округа, решения, принятые на внеочередном заседании Думы, созванном с нарушением указанного в п. 11.1-11.8 настоящего регламента порядка, являются недействительными с момента их принятия.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено экстренное заседание Думы, что предусмотрено регламентом Думы Кушвинского городского округа. Согласно п. 11.6 регламента Думы в случае чрезвычайной (экстренной) ситуации на территории городского округа, требующей немедленного решения Думы, глава городского округа вправе собрать экстренное заседание Думы в течение суток с оповещением депутатов любым доступным способом. В данном случае глава воспользовался правом на созыв экстренного заседания Думы. Определение кризисной ситуации в регламенте Думы Кушвинского городского округа не предусмотрено. Данное понятие оценочное и может определяться главой Кушвинского городского округа по своему субъективному мнению и исходя из сложившейся ситуации. В данном случае имелись все основания для признания сложившейся ситуации кризисной и проведения экстренного заседания Думы. Посредством взаимодействия населения и Думы на заседании Думы ДД.ММ.ГГГГ набирающая обороты кризисная ситуация была разрешена. Однако, несмотря на то, что поводом для заседания Думы были обращения граждан, основанием для отмены решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ послужило существенное нарушение процедуры принятия этого решения, выразившееся в несоблюдении требований п.п. 3.2, 3.3 Регламента Думы.
Суд, выслушав доводы заявителя ФИО15 и его представителя ФИО3, мнения представителей заинтересованных лиц ФИО5 и ФИО1, пояснения свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему поступила информация о проведении заседания Думы Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ с повесткой о результатах конкурса. Документы о результатах конкурса он увидел только на самом заседании Думы Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ. Ранее по его обращениям документы конкурсной комиссией представлены не были. Он изначально не был согласен с решением, принятым Думой Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ. Согласно регламенту, они не вправе были решать на заседании Думы вопросы, не включенные в повестку дня. ДД.ММ.ГГГГ ему на телефон пришло СМС-сообщение о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится внеочередное заседание Думы по поводу обращений граждан. Аналогичное СМС-сообщение поступило и непосредственно ДД.ММ.ГГГГ. На заседании Думы Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ ставился вопрос об отмене решения ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отмены этого решения явились обращения граждан и сложившаяся в связи с этим ситуация, а также нарушение регламента при принятии этого решения. ДД.ММ.ГГГГ депутаты Думы Кушвинского городского округа не имели возможность объективно оценить кандидатуры лиц, претендующих на должность главы администрации Кушвинского городского округа, в связи с отсутствием документов.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное заседание Думы Кушвинского городского округа. О заседании депутаты, в том числе и она, были извещены СМС-уведомлениями о времени заседания. Повестку заседания Думы она предварительно узнала у секретаря Думы Кушвинского городского округа. Основным являлся вопрос о результатах конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа. На её просьбу предоставить документы о результатах конкурса был получен отказ. На следующий день ДД.ММ.ГГГГ перед заседанием Думы Кушвинского городского округа в папке документы уже были: копия протокола, решение конкурсной комиссии. Заседание началось как обычно с голосования, кворум. Затем голосовали по повестке дня, были какие-то споры по повестке. При этом вопрос о назначении главы администрации Кушвинского городского округа на этом заседании не ставился. ДД.ММ.ГГГГ было созвано внеочередное заседание Думы, поскольку принятое ДД.ММ.ГГГГ решение не соответствовало регламенту Думы Кушвинского городского округа. Полагает, что был нарушен пункт о том, что не были предоставлены на заседание Думы нужные документы, то есть это решение заранее является недействительным. Также были обращения депутатов партии «Единая Россия» с подписями граждан, но это роли не играет. Главное, что было нарушение регламента и, как в дальнейшем выяснялось, были нарушения в работе конкурсной комиссии. Поэтому решение, принятое ДД.ММ.ГГГГ, было отменено.
Свидетель ФИО11 суду пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ их как депутатов Думы Кушвинского городского округа собрали на внеочередное заседание Думы. В повестке дня ставился вопрос о результатах конкурса о замещении должности главы администрации Кушвинского городского округа. Докладчиком по этому вопросу выступал председатель конкурсной комиссии ФИО12, который зачитал документы конкурсной комиссии. Затем сразу приступили к голосованию. Полагает, что это не совсем правильно, потому что не заслушали претендентов, не ознакомились предварительно с документами, которые представила конкурсная комиссия. По существу они ничего не имели. ДД.ММ.ГГГГ депутаты были не готовы принять решение по этому вопросу, так как был нарушен регламент – основной документ Думы. Регламент не противоречит Уставу и другим нормативным документам и иным законодательным актам. После того, когда последовало это действие, стали поступать звонки, обращения граждан. Он с депутатами ФИО13, ФИО9 подготовили запрос-обращение к главе, в котором указали, что с решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ они не согласны. Согласно п. 7.4 регламента решение, которое было принято ранее, необходимо отменить. ДД.ММ.ГГГГ ему поступило СМС-сообщение о проведении экстренного заседания Думы Кушвинского городского округа, так как стали поступать главе Кушвинского городского округа многочисленные обращения граждан, недовольных принятым решением, в обществе сложилась нездоровая ситуация. Могли возникнуть волнения, беспорядки. Не видит разницы между экстренным и внеочередным собранием. Считает, что ДД.ММ.ГГГГ решение о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15 было отменено законно, так как изначально имели место нарушения в проведении конкурса и принятии этого решения.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы и созданы препятствия к осуществлению прав свобод, либо на них незаконно возложена какая либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, указанная процессуальная норма не освобождает заявителя от обязанности доказывания самого факта нарушения его прав оспариваемым решением.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования
Статьей 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность исполнения обязанностей главы муниципальной администрации и главы муниципального образования одновременно одним или соответственно двумя лицами.
Структура и наименование органов местного самоуправления Кушвинского городского округа установлена ст. 19 Устава Кушвинского городского округа, из которой следует, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа, глава городского округа, администрация городского округа, управление муниципального контроля городского округа.
В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 21 Устава Кушвинского городского округа, принятого решением Кушвинской городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Думы городского округа относится назначение на должность главы администрации городского округа.
Также п. 8 ст. 20 Устава Кушвинского городского округа предусмотрено, что порядок организации деятельности Думы городского округа определяется регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм её деятельности.
Регламентом Думы Кушвинского городского округа, утвержденным решением Думы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен порядок проведения заседаний Думы и порядок принятия решений.
Согласно п. 7.1 указанного Регламента Дума принимает свои решения на коллегиальной основе, простым большинством голосов (не менее ? от числа депутатов, присутствующих на Думе), за исключением случаев, определенных настоящим Регламентом.
В соответствии с п. 7.4 Регламента решение, принятое Думой, может быть отменено только собственным решением или решением суда. Решение об отмене собственного решения Дума принимает самостоятельно или по инициативе уполномоченных действующим законодательством органов.
Право главы городского округа требовать созыва внеочередного собрания предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 26 Устава Кушвинского городского округа.
В силу п. 11.1 Регламента Думы Кушвинского городского округа внеочередное заседание проводится по решению главы городского округа, в том числе на основании письменных запросов:
1) главы администрации городского округа;
2) председателя постоянной комиссии Думы или назначенной в установленном порядке рабочей депутатской группы;
3) группы депутатов Думы, состоящей не менее чем из 1/3 от установленного Уставом городского округа депутатов Думы;
4) органа территориального общественного самоуправления;
5) пятидесяти и более жителей муниципального образования.
Решение главы городского округа о созыве внеочередного заседания Думы оформляется его письменным распоряжением, копии которого рассылаются или зачитываются по телефону депутатам и главе администрации городского округа. Распоряжение хранится в делах Думы (п. 11.2).
К письменному запросу инициаторов созыва внеочередного заседания Думы должны быть приложены проект повестки дня этого заседания и согласованные в порядке, установленном настоящим Регламентом, проекты решений Думы (п. 11.3).
Внеочередные заседания Думы созываются не позднее, чем через семь и не ранее, чем через три дня, с момента подписания распоряжения главы городского округа, а в случае поступления запроса о созыве, с момента поступления (регистрации) этого запроса (п. 11.5).
Согласно п. 11.6 Регламента в случае чрезвычайной (кризисной) ситуации на территории городского округа, требующей немедленного решения Думы, глава городского округа вправе собрать экстренное заседание Думы в течение суток с оповещением депутатов любым доступным способом.
Решения, принятые на внеочередном заседании Думы, созванном с нарушением указанного в пунктах 11.1 - 11.8 настоящего Регламента порядка, являются недействительными с момента их принятия (п. 11.9 Регламента).
Судом исследованы письменные материалы дела.
ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией под председательством депутата ФИО12 было принято решение о признании конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа состоявшимся. Победителями конкурса были признаны ФИО15 и ФИО14 (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Дума Кушвинского городского округа второго созыва приняла решение о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15 (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ депутаты Думы Кушвинского городского округа ФИО13, ФИО9 и ФИО11 направили в адрес главы Кушвинского городского округа запрос, в котором поставили вопрос о признании решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО15 на должность главы администрации Кушвинского городского округа незаконным в связи с нарушением процедуры его принятия (л.д. 46).
Жители Кушвинского городского округа собрали подписи на обращении к губернатору Свердловской области, председателю правительства Свердловской области, председателю Законодательного собрания Свердловской области по поводу своего несогласия с назначением ФИО15 на должность главы администрации КГО (л.д. 47)
Решением Думы Кушвинского городского округа второго созыва № от ДД.ММ.ГГГГ решение Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено по результатам рассмотрения обращений жителей Кушвинского городского округа в количестве 2 583 человек, депутатов Думы Кушвинского городского округа в количестве 3 человек (л.д. 48).
Согласно повестке дня экстренного заседания Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной главой Кушвинского городского округа ФИО2, подлежали рассмотрению следующие вопросы: об обращении жителей Кушвинского городского округа и депутатов Думы Кушвинского городского округа, заявления и сообщения депутатов, обращения и заявления, поступившие в Думу Кушвинского городского округа (л.д. 49). Аналогичная повестка дня была обозначена и для внеочередного заседания Думы Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кушвинского городского округа поступило уведомление о проведении митинга ДД.ММ.ГГГГ с целью выражения отрицательного мнения населения Кушвинского городского округа по принятому ДД.ММ.ГГГГ решению о назначении главой администрации Кушвинского городского округа ФИО15 (л.д.53). Предполагаемое количество участников – 686 человек. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кушвинского городского округа было вынесено постановление № о мероприятиях, связанных с проведением публичного мероприятия на территории Кушвинского городского округа (л.д.56).
Согласно протоколу внеочередного заседания Думы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ при решении вопроса о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа одного из двух победивших конкурсантов было заслушано решение конкурсной комиссии и выслушаны оба кандидата. Какие-либо иные документы по этому вопросу не оглашались и не обсуждались (т.2 л.д. 6-11).
На внеочередном (экстренном) заседании ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом № присутствовали, помимо депутатов, около 100 жителей Кушвинского городского округа, высказавшие свое недовольство принятым Думой ДД.ММ.ГГГГ решением (л.д.60).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Думой Кушвинского городского округа был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ прошел первый этап конкурса, по результатам которого к участию во втором этапе были допущены кандидаты ФИО13, ФИО15, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ по результатам второго этапа были признаны победителями ФИО14 и ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ Думой Кушвинского городского округа было принято решение № о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15 При этом, в данном решении отсутствуют какие-либо сведения о признании конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа несостоявшимся. Конкурс был признан состоявшимся решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главой Кушвинского городского округа ФИО2 было принято решение о проведении в этот же день в 15:00 внеочередного заседания Думы Кушвинского городского округа по следующей повестке дня: рассмотрение обращений жителей Кушвинского городского округа и депутатов Думы Кушвинского городского округа, заявлений и сообщений депутатов, обращений и заявлений, поступивших в Думу Кушвинского городского округа. Затем главой Кушвинского городского округа была утверждена повестка проведения экстренного заседания Думы в тот же день и то же время по тем же вопросам. Вынесено распоряжение о проведение экстренного заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Думы Кушвинской городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО15 на должность главы администрации Кушвинского городского округа было отменено.
В это время один из кандидатов на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО13 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса от ДД.ММ.ГГГГ, которым победителями конкурса были признаны ФИО15 и ФИО14 Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление ФИО13 было оставлено без удовлетворения. Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В связи с указанными обстоятельствами решением Думы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ вновь объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Кушвинского городского округа № главой администрации Кушвинского городского округа был назначен ФИО14 Результаты данного конкурса никем не оспаривались.
ФИО15 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Думы Кушвинского городского округа № об отмене решения о назначении его на должность главы администрации Кушвинского городского округа. Данное решение было принято на внеочередном (экстренном) заседании думы Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений представителей заинтересованных лиц следует, что поводом к проведению экстренного заседания Думы Кушвинского городского округа послужило наличие кризисной ситуации в городе, связанной с обращением жителей г. Кушва и депутатов Кушвинской городской Думы, а основанием для отмены решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ явилось существенное нарушение процедуры принятия этого решения, выразившееся в несоблюдении требований Регламента Думы Кушвинского городского округа.
Как следует из стенограммы аудиозаписи заседания Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня как внеочередного, так и экстренного заседания Думы, утверждалась непосредственно главой Кушвинского городского округа (л.д.45-61).
Из протокола заседания Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заседание проводилось не в соответствии с той повесткой, которая была определена. Вопрос об отмене решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в повестку заседания не был включен. В ходе заседания председатель Думы Кушвинского городского округа ФИО2 и депутат ФИО12 также обозначили повестку заседания, при этом ФИО2 неоднократно указывал на то, что нельзя уклоняться от повестки. Только в ходе заседания Думы Кушвинского городского округа возник вопрос об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, который был вынесен на голосование.
В нарушение п. 11.3 Регламента Думы Кушвинского городского округа к письменному запросу инициаторов созыва внеочередного заседания Думы не были приложены проект повестки дня этого заседания и согласованные в порядке, установленном настоящим Регламентом, проекты решений Думы.
Из протокола заседания думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что было проведено экстренное заседание Думы. Вместе с тем, исходя из смысла ст. 11.6 Регламента Думы Кушвинского городского округа экстренное заседание Думы проводится в случаях чрезвычайной (кризисной ситуации).
Таким образом, суд полагает, что изначально был нарушен порядок созыва как внеочередного, так и экстренного заседания Думы.
Понятия внеочередного и экстренного заседаний Думы четко подразделяются Регламентом Думы Кушвинского городского округа. Основания для их проведения совершенно разные, предусмотрены п.п. 11.1, 11.6 Регламента. Однако в протоколе внеочередного (экстренного) заседания Думы от ДД.ММ.ГГГГ эти понятия соединены в одно, соответственно, и процедура проведения заседаний, а также принятия решений нарушена.
Понятие кризисной ситуации в законодательстве отсутствует. Однако если обратиться к справочной литературе (словарям), видно, что кризисная ситуация – это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно – правовых мер по их устранению.
Каких-либо доказательств того, что на территории Кушвинского городского округа на момент принятия оспариваемого решения существовала кризисная ситуация, в том понятии, которое приведено выше, заинтересованными лицами суду не представлено.
Решение о возникновении кризисной ситуации не может быть обусловлено субъективными мотивами кого-либо, а должно вытекать из совокупности объективных обстоятельств.
Из представленных суду материалов и показаний свидетелей следует, что ни чрезвычайной, ни кризисной ситуации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Кушвинском городском округе не существовало. Возможность возникновения кризисной ситуации являлась вымышленной, действия депутатов и главы Кушвинского городского округа были направлены на перспективу, не подтвержденную реальными фактами. Выражение жителями Кушвинского городского округа недовольства принятым ДД.ММ.ГГГГ решением о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО15 является их правом, а также могло служить поводом к созыву внеочередного собрания в случае оформления установленным количеством граждан письменного запроса на имя главы Кушвинского городского округа (п. 11.1 Регламента).
Суду была представлена копия обращения граждан с некоторым количеством подписей, но адресована она была губернатору Свердловской области, председателю правительства Свердловской области, председателю Законодательного собрания Свердловской области, а не главе Кушвинского городского округа и не Думе Кушвинского городского округа, в том числе с указанием на то, что жители выражают недоверие депутатам, проголосовавших за решение об избрании ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кушвинского городского округа ФИО15
Имел место также депутатский запрос о не законности принятого решения ДД.ММ.ГГГГ. Однако данный запрос депутатами был составлен непосредственного ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день проведения внеочередного (экстренного) заседания, и подписан 3 лицами. Данное количество депутатов значительно меньше 1/3 части депутатов Думы Кушвинского городского округа, обращение которых могло бы служить основанием для проведения внеочередного заседания Думы. Также на данном запросе представленному суду депутатом ФИО9 рядом с подписями депутатов ФИО13, ФИО9, ФИО11 имеется запись неизвестного автора «<данные изъяты>» (л.д. 238).
Из объяснений представителей заинтересованных лиц и свидетелей, являющихся депутатами Кушвинского городского округа, следует, что была нарушена процедура принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность главы администрации Кушвинского городского округа ФИО16, то есть, нарушен Регламент Думы Кушвинского городского округа. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что если и имел место в действительности данный факт нарушения Регламента Кушвинской городской Думы, то каждый депутат имел право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов непосредственное соблюдение Регламента, что в действительности на тот момент сделано не было, следовательно, допущенные нарушения Регламента Кушвинской городской Думы могли быть устранены без объявления нового конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа.
Довод представителей заинтересованных лиц о нарушении Регламента при принятии решения Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был представлен суду только после возобновления производства по данному делу.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что как при первоначальной подготовке дела к судебному разбирательству, так и на само судебное разбирательство, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, запрашиваемые судом документы, в том числе решение Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства, подтверждающие возражения против заявленных требований, суду представлены не были.
Согласно ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Однако, в силу общего принципа диспозитивности гражданского процесса, вытекающего из конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации), предмет заявленных требований для судов обязателен, в связи с чем суд вправе и обязан дать оценку только тому решению вопроса, которое непосредственно оспаривается в рамках данного дела.
Рассматривая требования заявителя с учетом этих пределов и вышеизложенных обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № принято с нарушением требований законодательства.
Законность и процедура проведения конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа проверена решением Кушвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.232-235), которое оставлено без изменения определением Свердловского областного суда и вступило в законную силу (л.д.236-237).
При этом суд обращает внимание, что предметом рассмотрения в данном деле являлась законность принятого ДД.ММ.ГГГГ Думой Кушвинского городского округа решения, а не порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Кушвинского городского округа и его результаты. Неопределенность в статусе проведенного ДД.ММ.ГГГГ заседания Думы Кушвинского городского округа, нарушение регламента проведения заседания не может служить основанием для признания принятого ДД.ММ.ГГГГ решения № законным. Поэтому, суд считает требование ФИО15 о признании данного решения незаконным, подлежащим удовлетворению.
Судом заявителю разъяснялось право на изменение либо дополнение заявленных требований. Заявитель таким правом не воспользовался. Поэтому, решение вынесено по первоначально заявленному требованию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ФИО15 о признании решения Думы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным удовлетворить.
Решение Думы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с принесением жалоб через Кушвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья