Дело № 2-574/2021
55RS0008-01-2021-000757-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 года с. Азово
Азовский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Амержановой Р.о.,
при секретаре Бочкаревой Р.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Азовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Азовская тепловая компания», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения, выявленные в ходе подготовки к отопительному периоду 2021-2022 в соответствии с предписаниями, выданными Сибирским управлением Ростехнадзора,
установил:
прокурор Азовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию «Азовская тепловая компания», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения, выявленные в ходе подготовки к отопительному периоду 2021-2022 в соответствии с предписаниями, выданными Сибирским управлением Ростехнадзора. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального хозяйства в части подготовки к отопительному сезону 2021-2022 годы. Обязанность организации теплоснабжения населения на территории сельских поселений Азовского немецкого национального района Омской области возложена на администрацию Азовского немецкого национального муниципального района. Положениями действующего законодательства потребителям коммунальной услуги по теплоснабжению гарантируется бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Теплоснабжение, в том числе критически важных и социально значимых объектов на территории сельских поселений Азовского немецкого национального района Омской области осуществляет муниципальное предприятие «Азовская тепловая компания», учредителем которой является администрация Азовского немецкого национального района Омской области. Имущество, используемое МП «Азовская тепловая компания», на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, принадлежит администрации Азовского ННМР Омской области. В июле-августе 2021 года специалистами Сибирского управления Ростехнадзора проведена комиссионная проверка готовности к отопительному сезону, в ходе которой установлены нарушения в деятельности МП «Азовская тепловая компания» при подготовке к отопительному сезону, выразившиеся в следующем: отсутствует лицензия МП «АТК» Азовского ННМР Омской области на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности; отсутствует нормативный запас топлива по углю и дизельному топливу; не представлены договоры поставки топлива и документы, подтверждающие наличие угля и дизельного топлива; не соответствует объем мазута (по справке 44.5 т) утвержденным нормативам РЭК; не прошел первичную проверку знаний «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» в комиссии государственного энергетического надзора специалист по охране труда МП «АТК» Азовского ННМР Омской области ФИО1; отсутствует первичная проверка знаний у вновь принятого машиниста ФИО2 (дата приема на работу ....); истекли сроки проведения испытаний электрооборудования и аппаратов котельных на всех 19 котельных; не проводится выборочная проверка контура заземления 1 раз в 12 лет со вскрытием грунта для оценки корозионного состояния элементов заземления в котельных на всех 19 котельных; не обеспечена надежность и безопасная эксплуатация производственных зданий котельных; не выполнено техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий (1 раз в 5 лет) специализированной организацией в 4 котельных; не обеспечена надежность и безопасность металлических дымовых труб; отсутствует положительный отчет инструментально-визуального обследования металлической дымовой трубы, выполненный специализированной организацией в 4 котельных; не обеспечена надежность и безопасная эксплуатация котлов; не проведено специализированной организацией техническое диагностирование котлов, отработавших расчетный ресурс, в целях определения дополнительного срока службы в 8 котельных; отсутствуют отчеты режимно-наладочных испытаний котлов, которые включают подготовительные работы, экспериментальные работы и балансовые испытания, проведенные специализированной организацией по программе, согласованной в органах государственного энергетического надзора в 11 котельных; отсутствует учет топливно-энергетических ресурсов в 11 котельных; отсутствует оборудование для организации водно-химического режима работы оборудования с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок в 5 котельных; не выполнен ремонт пола в 4 котельных; без проектной документации на кровле здания котельной установлен расширительный бак на 4 котельных. Кроме того нарушения установлены на каждой из 19 котельных, касающиеся в частности, надежности и безопасности эксплуатации зданий котельных (отсутствие обратного клапана, не выполнения мероприятий по ремонту дымовой трубы, отсутствия отмостки по периметру фундамента трубы и другие). По результатам проведенной проверки Сибирским управлением Ростехнадзора .... составлен акт проверки с вынесением предписаний об устранении нарушений. Между тем в ходе проведения проверки прокуратурой района исполнения предписания установлено, что не все нарушения устранены. МП «Азовская тепловая компания» не в полной мере выполнены предусмотренные законодательством требования по подготовке к отопительному периоду, не соблюдены принципы качественного и надежного теплоснабжения потребителей. Выявленные и не устраненные нарушения могут повлечь возникновение негативных последствий, а именно к возникновению аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, перерывы в подаче тепловой энергии и снижении температуры воздуха в помещениях в отопительный период. В связи с чем просит возложить на МП «Азовская тепловая компания», администрацию Азовского ННМР обязанность устранить нарушения, выявленные в ходе подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годы в соответствии с предписаниями, выданными Сибирским управлением Ростехнадзора от .....
В судебном заседании старший помощник прокурора ....ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что на момент рассмотрения иска не все нарушения устранены.
В судебном заседании представитель ответчика МП «Азовская тепловая компания» ФИО4 не возражала против заявленных требований, пояснив, что выявленные в ходе проверки Ростехнадзора нарушения устраняются. Каждый день проводится мониторинг устраненных нарушений, на сегодняшний день из 84 нарушений 54 устранено. В ближайшее время возможно устранение всех нарушений.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Азовского немецкого национального района Омской области участия не принимал, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просит дело рассмотреть без его участия, решение оставляет на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица Сибирское управление Ростехнадзора участия не принимал, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительно сообщил, что в отношении МП «Азовская тепловая компания» в связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ, материалы переданы на рассмотрение в Азовский районный суд Омской области.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3, 4.2 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий; организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены, в том числе, полномочия по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
При этом ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.Согласно ч.1 ст. 8, ч.2 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления администрации Азовского немецкого национального муниципального район ....№ от .... в целях организации теплоснабжения на территории Азовского немецкого национального района Омской области, создано Муниципальное предприятие «Азовская тепловая компания».
Согласно уставу МП «Азовская тепловая компания» целью деятельности предприятия является участие в решении вопросов местного значения Азовского немецкого национального муниципального района. Предметом деятельности является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в услугах водоотведения и теплоснабжения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением администрации Азовского немецкого национального муниципального района ....№ от .... МП «АТК» передано на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество Азовского немецкого национального муниципального района ...., в том числе, имущество, необходимое для организации теплоснабжения населения.
В силу положений ч.5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ч.1 ст. 20 указанного закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
Приказом Минэнерго России от 12.03.20132 № утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Подпунктами 11 и 13 пункта 13 указанных Правил определено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно, отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
Согласно п. 2, 5, 7, 8, 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Как установлено судом, в период с .... по .... специалистами Сибирского управления Ростехнадзора проведена комиссионная проверка готовности МП «Азовская тепловая компания» к отопительному сезону.
По результатам проведенной проверки Сибирским управлением Ростехнадзора составлен акт проверки и МП «Азовская тепловая компания» внесено два предписания № и 36-31/П-ОЗП-45 от .... с установлением в них сроков устранения выявленных нарушений.
МП «Азовская тепловая компания» разработан и утвержден план мероприятий ремонтно-восстановительных работ по подготовке котельных МП «Азовская тепловая компания» к ОЗП 2021-2022 года. Разработан и утвержден сводный перечень материалов и оборудования для ремонтно-восстановительных работ на котельных и т/сетях МП «АТК».
В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждено представленной МП «АТК» документацией об устранении 54 нарушений из 84 выявленных согласно перечню предписаний и 5 частично устраненных. Помощником прокурора в судебном заседании не оспаривалось указанного обстоятельства.
Принимая во внимание, что МП «Азовская тепловая компания», администрацией Азовского немецкого национального района, как учредителем и собственником имущества МП «АТК», нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки Ростехнадзора и отраженные в предписаниях, не устранены в полной мере, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Определяя срок исполнения решения суда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства совершенных нарушений, а также сроки, установленные предписаниями Ростехнадзора и, исходя из принципов разумности, справедливости, соблюдения баланса прав интересов сторон, считает разумным определить срок исполнения ответчиками решения суда до .....
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Азовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Азовская тепловая компания», администрации Азовского немецкого национального муниципального района .... об обязании устранить нарушения, выявленные в ходе подготовки к отопительному периоду 2021-2022 в соответствии с предписаниями, выданными Сибирским управлением Ростехнадзора, удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие «Азовская тепловая компания», администрацию Азовского немецкого национального муниципального района .... устранить нарушения, выявленные в ходе подготовки к отопительному периоду 2021-2022 в соответствии с предписаниями, выданными Сибирским управлением Ростехнадзора .... в срок до .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021.
Судья