ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-574/2021 от 19.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-574/2021

УИД: 33RS0001-01-2021-000160-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Владимир Владимирской области

19 апреля 2021 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Забавновой Г.П.,

при секретаре Бобык О.В.,

с участием:

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», отмене результатов голосования и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур, взыскании государственной пошлины,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», отмене результатов голосования и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур, взыскании государственной пошлины.

В обоснование иска указано, что в октябре 2020 года в Департаменте социальной защиты населения Владимирской области состоялось заседание комиссии по отбору кандидатов на замещение вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району». На заседании комиссии рассматривалась кандидатура ФИО3, которая и была выбрана по итогам конкурса.

Истец полагает, что решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» является незаконным ввиду нижеследующего.

В силу ст. 161 БК РФ государственное казенное учреждение является государственным органом. При рассмотрении вопроса о назначении на должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» следует применить Указ Президента РФ от 01.02.205 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Недостоверное изложение п. 4.2 Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» в абз. 6 письма Департамента социальной защиты населения Владимирской области от 09.12.2020. Из закона Владимирской области от 27.8.2004 № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе Владимирской области» следует, что должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» относится к должности государственной гражданской службы. Объявление о конкурсе на замещение вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не было опубликовано на официальном сайте ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», Департамента социальной защиты населения Владимирской области, местных средствах массовой информации. Истец узнала о конкурсе от знакомой по истечении месяца и хотела бы участвовать в конкурсе, однако была лишена возможности. Кандидатура ФИО3 была утверждена заранее, кандидаты не были в равных условиях, что противоречит Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Истец обладает достаточным образованием для замещения вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», имеет степень магистра юриспруденции по направлению «Юриспруденция», специализация «Конституционное право, муниципальное право».

Просит суд признать незаконным решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», отменить результаты голосования и назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», взыскать с Департамента социальной защиты населения Владимирской области при подаче иска государственную пошлину в размере 300 руб.

Истец ФИО2 в суд не явилась, о дате и времени судебного заседания извещалась судом надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Владимирской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, изложенных в исковом заявлении. В материалах дела содержится отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно Уставу Владимирской области (Закон Владимирской области от 14.08.201 № 62-ОЗ) ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не является органом государственной власти субъекта РФ. Следовательно, должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не входит в реестр должностей государственной гражданской службы Владимирской области, утв. Законом Владимирской области от 27.08.2004 № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе Владимирской области». Кроме того, п.п. 3.2, 3.3. Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» предусмотрено, что решение вопроса о назначении на должность и освобождении от должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» относится к исключительной компетенции ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району». Директор ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» назначается на должность и освобождается от должности директором Департамента социальной защиты населения Владимирской области.

Третье лицо Государственное казенное учреждение Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» в лице директора ФИО3 в суд не явилось, о дате и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом. В представленном письменном отзыве просило в удовлетворении искового заявления ФИО2 отказать в полном объеме, указав, что директор учреждения назначается и освобождается от должности учредителем. ФИО3 назначена приказом директора Департамента социальной защиты населения Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя ответчика ФИО1, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО2 и третьего лица.

Изучив материалы дела, заслушав позицию представителя ответчика ФИО4, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определено, что целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных учреждений, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта РФ финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с п. 1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок создания государственных казенных учреждений регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

Согласно п. 1.1 Положению о Департаменте социальной защиты населения Владимирской области, утв. Постановлением Губернатора администрации Владимирской области от 10.09.2012 № 1022, Департамент социальной защиты населения является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории области.

Устав ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» утвержден приказом директора Департамента социальной защиты населения Владимирской области ФИО5 № 209 от 18.06.2012 (далее - Устав).

Согласно п.1.1 Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» создано на основании постановления Губернатора Владимирской области от 20.12.2010 № 1335 «О создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере социальной защиты населения» в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.

В силу п.1.2 Устава учредителем ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» является Владимирская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.

На основании п.1.7 Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» находится в ведении Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

В силу п.1.8 Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет распорядителя средств областного бюджета, лицевой счет получателя средств областного бюджета, лицевой счет администратора доходов областного бюджета, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытые в УФК по Владимирской области, печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки.

Согласно п.3.2 Устава к исключительной компетенции Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области относится решение вопроса о назначении на должность и освобождении от должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району».

В силу п.3.3 Устава ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности директором Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области.

Директор Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с директорами подведомственных учреждений в установленном действующим законодательством порядке (п. 4.5.6 Положения о Департаменте социальной защиты населения Владимирской области, утв. Постановлением Губернатора администрации Владимирской области от 10.09.2012 № 1022).

Согласно Уставу (Основному Закону) Владимирской области, утв. Законом Владимирской области от 14.08.2001 № 62-ОЗ, ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не является органом государственной власти субъекта РФ.

Соответственно, должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения Владимирской области» не входит в реестр должностей государственной гражданской службы Владимирской области, утвержденного Законом Владимирской области от 27.08.2004 № 135-03 «О государственной гражданской службе Владимирской области».

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, ст.2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» является некоммерческой организацией, где назначение сотрудников осуществляется в соответствии с нормами ТК РФ.

На основании изложенного, положения действующего законодательства о государственной гражданской при рассмотрении вопроса о назначении на должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения Владимирской области» применению не подлежат.

Согласно п.1.1. Порядка согласования назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, утв. Приказом директора Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области ФИО5 № 112 от 12.03.2017 (далее - Порядок), настоящий Порядок устанавливает механизм согласования назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области.

В силу п.1.2 Порядка согласование (отказ в согласовании) назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, осуществляется Комиссией по согласованию назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее - Комиссия).

На основании п.1.3 Порядка Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным в целях рассмотрения кандидатов на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее - кандидат).

Основными задачами Комиссии являются рассмотрение кандидата и выработка рекомендаций (предложений) для директора Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области (п. 1.4 Порядка).

На основании п. 1.7 Порядка заседании Комиссии является правомочным в случае присутствия на нем не менее половины членов, входящих в состав Комиссии.

В силу п. 1.8 Порядка решение Комиссии принимается в отсутствие кандидата открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих и оформляется протоколом. Протокол заседания Комиссии подписывается председателем и секретарем Комиссии.

В соответствии с п. 1.9 Порядка решение Комиссии сообщается директору Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и носит рекомендательный характер.

Согласно выписке из Протокола заседания Комиссии по согласованию назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области от 01.09.2020 на заседании присутствовали все члены Комиссии: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13

Также из выписки из Протокола заседания Комиссии по согласованию назначения на должности директора, заместителя директора учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области от 01.09.2020 следует, что повесткой дня являлось рассмотрение ФИО3 на замещение вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», Комиссия ознакомилась с представлены резюме, провела собеседование с кандидатом, обсудила его профессиональные и личностные качества, 7 членов Комиссии поддержали кандидатуру ФИО3 и Комиссия приняла решение согласовать назначение ФИО3 на вакантную должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району».

Приказом директора Департамента социальной защиты населения Владимирской области ФИО5 л/c от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была назначена на должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» с 12.10.2020 с установлением срока испытания 6 месяцев.

Таким образом, ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не является государственным органом, а должность директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» не относится к должности гражданской службы, в связи с чем процедура назначения кандидата ФИО3 на замещение вакантной должности директора ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району» полностью соответствует требованиям законодательства РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», отмене результатов голосования и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления ФИО2 была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

Учитывая, что исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения, в возмещении расходов по оплате государственной пошлины надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение вакантной должности директора государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Киржачскому району», отмене результатов голосования и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур, взыскании государственной пошлины – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Г.П. Забавнова

Мотивированное решение постановлено ДД.ММ.ГГГГ.