ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5750/2011 от 28.11.2011 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

  Гражданское дело № 2-5750/59(11)                                   Мотивированное решение изготовлено 28.11. 2011

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации      г.Екатеринбург               21 ноября 2011 года

 Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Медведевой О.Е., при секретаре судебного заседания Шабалиной Н.В.,

 с участием представителя заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица УФМС России по Свердловской области ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аль-Халяфа ФИО12 об оспаривании действий миграционной службы России, связанных с принятием в гражданство Российской Федерации,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО3 обратился в Кировский районный суд г.Екатеринбурга с заявлением об оспаривании действий миграционной службы России, связанных с принятием в гражданство Российской Федерации.

 В обоснование своих доводов заявитель указал, что 02.09.2009 им подано заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке.Заявление с приложенными к нему необходимыми документами принято к рассмотрению отделом Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Кировском районе города Екатеринбурга. Затем оно было передано в УФМС России по Свердловской области. Из УФМС России по Свердловской области в первой половине 2010 года заявление с приложенными к нему материалами было направлено в Федеральную миграционную службу России. Примерно в сентябре-октябре 2010 года материалы по его заявлению переданы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.09.11.2010 на заседании Комиссии по вопросам гражданства принято решение о возвращении материалов по приему в гражданство РФ ФИО3 в ФМС России «для проверки обоснованности и законности проведения процедуры документирования видом на жительство».В январе 2011 года документы по его заявлению возвращены в УФМС России по Свердловской области для проверки обоснованности документирования видом на жительство. Была проведена проверка, которая подтвердила законность выдачи вида на жительство заявителю и материалы по его заявлению о приеме в гражданство РФ вновь направлены в ФМС России.29.03.2011 заявление о приеме в гражданство вновь поступает в ФМС России, где оно находилось примерно до августа 2011 года, а затем вновь по неизвестным причинам возвращено в УФМС России по Свердловской области.05.09.2011 начальник отдела по гражданству УФМС России по Свердловской области <номер обезличен> подтвердила факт возврата материалов по заявлению ФИО3 в УФМС России по Свердловской области.Предоставленные им документы оформлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями Закона «О гражданстве РФ» и Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ». Основания для отклонения заявления о приеме в гражданство, предусмотренные ст.16 Закона «О гражданстве РФ», отсутствуют. На основании изложенного заявитель просил обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области направить в Федеральную миграционную службу России материалы дела по его заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации; обязать Федеральную миграционную службу России направить в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации материалы дела по его заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения по вопросу гражданства Российской Федерации.

 В последующем заявитель уточнил требования, просил признать незаконным превышение предусмотренного законодательством срока рассмотрения его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации со стороны должностных лиц Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, обязав направить в Федеральную миграционную службу России материалы дела о приеме в гражданство Российской Федерации; признать незаконным превышение предусмотренного законодательством срока рассмотрения его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации со стороны должностных лиц Федеральной миграционной службы России, обязав направить в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации материалы дела о приеме в гражданство Российской Федерации.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, действующий по доверенности от 07.10.2009, уточнил требования, просил признать незаконным превышение предусмотренного законодательством срока рассмотрения заявления ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации со стороны должностных лиц Федеральной миграционной службы России, обязав направить в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации материалы дела по заявлению ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации. От требований по признанию незаконным превышения предусмотренного законодательством срока рассмотрения заявления ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации со стороны должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, и возложении обязанности по направлению в Федеральную миграционную службу России материалы дела ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации отказался. Определением суда от 21.11.2011 отказ представителя заявителя от части требований принят судом, производство по делу в этой части заявленных требований прекращено.

 Представитель заинтересованного лица ФМС России по Свердловской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 22.04.2011, в судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении не согласился, указав, что 22.09.2009 в УФМС России по Свердловской области на исполнение передано дело ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке.В заявлении и представленных документах выявлен ряд недостатков и 29.09.2009 дело возвращено на дооформление в отдел УФМС России по Свердловской области в Кировском районе Екатеринбурга. По материалам, вновь представленным в УФМС России по Свердловской области отделом УФМС России по Свердловской области в Кировском районе Екатеринбурга,выявлены расхождения в месте рождения заявителя и 02.04.2010 заявитель представил справку Посольства Сирийской Арабской Республики в Москве с разъяснением административно-территориального деления Сирии применительно к месту рождения ФИО3 Полный пакет документов был сформирован 02.04.2010. 04.05.2010 дело о приеме в гражданство направлено для дальнейшего рассмотрения в ФМС России.12.012011 ФМС России дело о приеме в гражданство Российской Федерации заявителя возвращен в УФМС России по Свердловской области для проверки обоснованности и законности проведения процедуры документирования заявителя видом на жительство.Заключением УФМС России по Свердловской области от 15.02.2011 вид на жительство гражданину Сирии ФИО3 признан выданным обоснованно. 24.03.2011 после представления отделом виз и регистрации иностранных граждан указанного заключения в отдел по вопросам гражданства составлено новое заключение о возможности удовлетворения заявления о приеме в гражданство и вместе с материалами дела вновь направлено в ФМС России.25.07.2011 материалы вновь возвращены из ФМС России для проработки вопроса законности проживания заявителя в Российской Федерации по виду на жительство на предмет наличия оснований для его аннулирования.13.09.2011 письмом ФМС России сообщено, по результатам вновь проведенной проверки, УФМС России по Свердловской области не установлено оснований для аннулирования вида на жительство гражданину Сирии ФИО3 28.10.2011 УФМС России по Свердловской области дело о приеме в гражданство Российской Федерации заявителя вновь направлено для дальнейшего рассмотрения в Управление по вопросам гражданства ФМС России.

 Заинтересованное лицо ФМС России своего представителя в судебное заседание не направило, представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.

 Представитель заинтересованного лица ФИО5, действующий по доверенности от 27.12.2010, направил в суд письменные возражения, из которых следует, что ФМС России полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.35 Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Принятие решений осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов. В силу п.28 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, в целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предварительного рассмотрения заявлений Президент России образует комиссию по вопросам гражданства при Президенте российской Федерации. В соответствии с п.29 Положения Федеральная миграционная служба организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов. Составляет на основании заключений территориальных органов Федеральной миграционной службы заключения об изменении гражданства в общем порядке, затем вместе с заключением ФСБ России, всеми необходимыми документами и материалами направляет в Комиссию для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту Российской Федерации. Территориальный органы ФМС России в соответствии со своей компетенцией принимают заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением, составляют заключения в общем порядке, направляют их в Федеральную миграционную службу (п.30 Положения). 04.05.2010 материалы дела по заявлению ФИО3 о приеме в гражданство российской Федерации впервые поступили в Управление по вопросам гражданства ФМС России из УФМС России по Свердловской области. 23.07.2010 материалы дела направлены для рассмотрения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. ФМС России 12.01.2011 возвращено дело № 46120 о приеме в гражданство Российской Федерации ФИО3 в УФМС России по Свердловской области для проверки обоснованности и законности проведения процедуры документирования видом на жительство. Заключением УФМС России по Свердловской области от 15.02.2011 вид на жительство гражданину Сирии ФИО3 признан выданным обоснованно. 24.03.2011 материалы дела повторно поступили на рассмотрение в адрес ФМС России. 25.07.2011 материалы дела возвращены в УФМС России по Свердловской области для проработки вопроса законности проживания ФИО3 в Российской Федерации по виду на жительство на предмет наличия оснований для его аннулирования. Для устранения сомнений 20.05.2011, 03.06.2011 и 08.07.2011 в адрес Управления по организации визовой и регистрационной работы ФМС России и Правового управления ФМС России направлялись запросы о законности документирования ФИО3 видом на жительство. 13.09.2011 письмом № 4/5402 ФМС России сообщено по результатам вновь проведенной проверки УФМС России по свердловской области не установлено оснований для аннулирования вида на жительство гражданину Сирии ФИО3 28.10 2011 УФМС России по Свердловской области дело о приеме в гражданство Российской Федерации гражданина Сирии ФИО3 вновь направлено для дальнейшего рассмотрения в Управление по вопросам гражданства ФМС России. 03.11.2011 материалы дела поступили в Управление по вопросам гражданства УФМС России по Свердловской области. В настоящее время ФМС России проводится проверка по материалам личного дела заявителя. В кратчайшие сроки указанное дело о гражданстве будет направлено в Комиссию.

 Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В силу ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также принятым в соответствии с данным Федеральным законом Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325.

 В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается лицом, проживающим на территории Российской Федерации, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя.

 Согласно ч.1, 2 ст.35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

 В соответствии с п.8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

 В силу п.29, 30 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» Федеральная миграционная служба:

 принимает заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

 составляет на основании заключений территориальных органов Федеральной миграционной службы заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

 организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов;

 осуществляет взаимодействие с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;

 осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением.

 Территориальные органы Федеральной миграционной службы:

 принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением;

 составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Федеральную миграционную службу в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения.

 В силу п.35 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим на территории Российской Федерации, и представленные заявителем документы после их проверки вместе с заключениями территориального органа Федеральной миграционной службы и территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Федеральную миграционную службу. Срок рассмотрения заявлений в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.

 Согласно ст.40 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

 Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 02.09.2009 заявитель ФИО3, <данные изъяты>, подал в отдел УФМС России по Свердловской области в Кировском районе г.Екатеринбурга заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, которое было зарегистрировано за № 263 (л.д. 8).

 Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 11.03.2010 удовлетворен иск ФИО3 к Управлению Федеральной миграционной службы по Свердловской области об обязании выдать справку; на Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области возложена обязанность выдать заявителю справку от 02.09.2009 о приеме заявления и документов для рассмотрения вопроса о е го принятии в гражданство Российской Федерации. Из решения усматривается, что Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области признало исковые требования ФИО3 в полном объеме, в связи с чем, решение об удовлетворении исковых требований вынесено в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ. Решение вступило в законную силу 23.03.2010 (л.д. 15).

 В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 04.05.2010 по окончанию проверки представленных заявителем документов и составления заключения об изменении гражданства в общем порядке материалы о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации были направлены для дальнейшего рассмотрения в Управление по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы России (л.д.47).

 23.07.2010 материалы перенаправлены для рассмотрения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

 09.11.2010 Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации приняла решение о возврате материалов в ФМС России для проверки обоснованности и законности проведения процедуры документирования видом на жительство.

 12.01.2011 документы ФИО3 были возвращены без рассмотрения, для проведения обоснованности документирования видом на жительство (л.д. 48).

 24.03.2011 дело заявителя о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке поступило в Федеральную миграционную службу России, по завершению проверки обоснованности и законности проведения процедуры документирования видом на жительство (л.д.57).

 29.03.2011 материалы поступили на рассмотрение в адрес ФМС России.

 25.07.2011 материалы дела возвращены в УФМС России по Свердловской области для проработки вопроса законности и проживания ФИО3 в Российской Федерации по виду на жительство на предмет наличия оснований для его аннулирования (л.д.58).

 13.09.2011 УФМС России по Свердловской области не установлено оснований для аннулирования вида на жительство гражданину Сирии ФИО3 (л.д. 59).

 28.10.2011 УФМС России по Свердловской области дело о приеме в гражданство Российской Федерации заявителя ФИО3 вновь направлено для дальнейшего рассмотрения Управлением по вопросам гражданства ФМС России (л.д. 60).

 Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ФИО3 и последующих проверочных мероприятий УФМС России по Свердловской области неоднократно были вынесены заключения о возможном удовлетворении заявления ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», однако до настоящего времени материалы проверки по заявлению о приеме в гражданство в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации Федеральной миграционной службой России не переданы (л.д.49-56).

 Проанализировав все представленные и исследованные в ходе судебного заседания документы, суд находит установленным факт несоблюдения со стороны Федеральной миграционной службы России предусмотренных как ст.35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», так и п.35 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, сроков рассмотрения заявления ФИО3 о приеме в гражданство Российской Федерации, проверки представленных документов и составления заключения по нему и направлению материалов проверки в вышестоящие инстанции для принятия окончательного решения по делу.

 Доказательств обратного представителем заинтересованного лица суду не представлено.

 Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 При указанных обстоятельствах суд находит заявление ФИО3 об оспаривании действий Федеральной миграционной службы России, связанных с принятием гражданства Российской Федерации подлежащим удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Заявление Аль-Халяфа ФИО12 об оспаривании действий Федеральной миграционной службы России, связанных с принятием в гражданство Российской Федерации, удовлетворить.

 Признать незаконным превышение предусмотренного законодательством срока рассмотрения заявления Аль-Халяфа ФИО12 о приеме в гражданство Российской Федерации со стороны должностных лиц Федеральной миграционной службы России,

 Обязать Федеральную миграционную службу России устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Аль-Халяфа ФИО12.

 Обязать Федеральную миграционную службу России сообщить в Кировский районный суд г.Екатеринбурга об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

 Судья         О.Е. Медведева