ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5751/2017 от 13.12.2017 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-5751/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2017 года г.Ижевск УР

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шахтина М.В.,

при секретаре Благодатских А.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Л.В. к Министерству Внутренних Дел по <адрес> о признании права на включение периода работы в выслугу лет.

УСТАНОВИЛ:

В.Л.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к МВД по Удмуртской Республике о признании права на включение в выслугу лет для начислекния пенсии по выслуге лет периода службы в должности стажера в органах прокуратуры с 08.08.1986г. по 19.08.1987г., обязании ответчика включить в срок выслуги лет период службы истца в должности стажера в органах прокуратуры с 08.08.1986г. по 19.08.1987г., внести соответствующие изменения в приказ об увольнении истца.

В обоснование заявленных требований истец указала, что после окончания У.Г.У. 08 августа 1986 года была принята на должность стажера прокуратуры <адрес> Прокуратуры Удмуртской АССР (приказ прокурора Удмуртской АССР <номер> от <дата>.), 19 августа 1987 года назначена на должность помощника прокурора <адрес> (приказ прокурора Удмуртской АССР <номер> от 21.08.1987г.).

В указанный период времени, то есть с 08 августа 1986 года по 19 августа 1987 года, являясь стажером прокуратуры <адрес> Прокуратуры Удмуртской АССР, получала заработную плату по должности стажера в соответствии со штатным расписанием и исполняла обязанности стажера по должности помощника прокурора <адрес>, то есть по олжности по которой предусмотрено присвоение классных чинов.

В период с 29 октября 1990 года по 26 сентября 2014 года проходила службу в органах внутренних дел.

При увольнении из органов внутренних дел в стаж для начисления пенсии по выслуге лет не был включен период службы в должности стажера в органах прокуратуры с 08 августа 1986 года по 19 августа 1987 года. В соответствии с федеральным законом от 30.11.2011г. №342-ФЗ (в ред.от 03.04.207г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставлении дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставлении иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок исчисления выслуги лет в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты песий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям». Указанным постановлением на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи, с учетом особенностей прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, распространено действие Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.2013г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Этим же постановлением утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №942, устанавливающие правила исчисления выслуги лет для целей пенсионного обеспечения прокурорских работников.

Так в соответствии с п.1.1 вышеуказанного положения, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»… засчитывается в периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2008г. №566) в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей.

То есть в период службы в должности стажера в органах прокуратуры учитывается при исчислении выслуги лет, как для сотрудников прокуратуры, так и для сотрудников органов внутренних дел и ответчиком незаконно не был включен период службы В.Л.В. в должности стажера в органах прокуратуры с 08.08.1986г. по 19.08.1987 года.

Истец в 2014 году обращалась с рапортом о включении в выслугу лет для начисления пенсии по выслуге лет периода службы в должности стажера в органах прокуратуры, однако ответчиком отказано.

В судебное заседание истец В.Л.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца У.Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МВД по УР С.И.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать. В судебном заседании представила письменный отзыв согласно которому истец проходила службу в органах внутренних дел с 29 октября 1990 года на различных должностях, уволена 26 сентября 2014 года приказом МВД по УР от 26 сентября 2014 года <номер> л/с с должности заместителя начальника отдела организации дознания МВД по УР – начальника отделения зональной работы. Выслуга лет при увольнении составила в календарном исчислении 29 лет 04 месяца 29 дней.

Период работы истца в должности стажера прокуратуры с 8 августа 1986 года по 1 августа 1987 года в расчет выслуги для назначения пенсии МВД по УР не учтен. Доводы истца о том, что подсчет стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам органов прокуратуры и сотрудникам органов внутренних дел должен производиться по единым правилам является ошибочным.

Законодательством предусмотрены два различных порядка исчисления выслуги лет и назначения пенсий для данной категории граждан: один установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно – испорлнительной сиситемы, и их семьям в Российской Федерации» сотрудников органов внутренних дел, а другой – Постановлением Правительства Российской Федерации ото 12 августа 1994 года №942 для прокурорских работников из числа гражданских лиц.

Согласно п.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 19994 года №942, данное Положение определяет особенности исчисления выслуги лет и назначения пенсий работникам прокуратуры, имеющим классные чины.

Поскольку последняя замещаемая должность истца является должностью в МВД по УР, и ее увольнение производилось из органов внутренних дел, при расчете выслуги лет необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. №941. Этим нормативным актом не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени работы стажером прокуратуры, не имеющим классного чина. В соответствии с п.4Положения о классных чинах работников органов прокуратуры СССР от 28 октября 1980 года <номер>, присвоение классного чина по должности стажера прокурора не предусмотрено. Просит отказать в удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании третье лицо – представитель Прокуратуры Удмуртской Республики Б.Т.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что доводы иска основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Истец не относится к категории лиц, пенсия которым исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органов и организаций прокуратуры РФ и их семьям».Пунктом 1 Постановления на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры распространено действие Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Порядок исчисления выслуги лет, в соответствии с п.1.1. которого в выслугу лет засчитывается период со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров, регулирует право на исчисление пенсии сотрудников прокуратуры. Перечень лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с указанным Положением, предусмотрен ст.ст.3-7.

Для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной порядок исчисления стажа.

Согласно п.7 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Аналогичная норма содержится и в абзаце четвертом пункта 1 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций, пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»

Выслуга лет в прокуратуре для зачета в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел исчисляется с даты назначения на должность, предусматривающую присвоение классного чина прокурорского работника.

Указом Президиума ВС СССР от 28.10.1980 № 3178-Х утверждено Положение о классных чинах работников Прокуратуры СССР, в соответствии с п.7 Раздела 2. Присвоение классных чинов, к присвоению классного чина младшего юриста представляются при положительной характеристике работники, имеющие высшее юридическое образование и проработавшие в должности прокурора или следователя прокуратуры не менее 6 месяцев, а молодые специалисты – по окончании срока стажировки и утверждения в должности.

Приказом прокурора УР от 08.08.1986г. В.Л.В. назначена на должность стажера прокуратуры <адрес> на срок до 08.08.1987 года. Приказом от 21.08.1987 В.Л.В. назначена на должность помощника прокурора <адрес>, звание младшего юриста присвоено 13.10.1987г. Таким образом, стаж для начисления пенсии должен исчисляться с момента назначения на должность помощника прокурора <адрес>, то есть с 21 августа 1987 года.

Выслушав пояснения участников по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, В.Л.В. после окончания У.Г.У. 08 августа 1986 года была принята на должность стажера прокуратуры <адрес> Прокуратуры Удмуртской АССР (приказ прокурора Удмуртской АССР <номер> от 08.08.1986г.).

19.08.1987 года назначена на должность помощника прокурора <адрес> (приказ прокурора Удмуртской АССР <номер> от 21.08.1987г.).

Приказом Генерального прокурора СССР от 13.10.1987г. <номер> помощнику прокурора <адрес> УАССР В.Л.В. присвоен классный чин - младший юрист.

Приказом Генерального прокурора СССР от 13.10.1987г. <номер>-а помощнику прокурора <адрес> УАССР В.Л.В. присвоен классный чин - младший юрист.

28.09.1990г. уволена из органов прокуратуры УАССР по личной просьбе (приказ <номер> от 25.09.1990г.).

С 29 октября 1990 года проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях, уволена 26 сентября 2014 года приказом МВД по УР от 26 сентября 2014 года <номер> л/с с должности заместителя начальника отдела организации дознания МВД по УР – начальника отделения зональной работы на основании ч.3 п.1 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011г. №342–ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Выслуга лет при увольнении составила в календарном исчислении 29 лет 04 месяца 29 дней.

Истец после увольнения обратилась в МВД по УР с рапортом о включении в выслугу лет для начисления пенсии по выслуге лет периода службы в должности стажера в органах прокуратуры.

Согласно Протоколу №24 от 18 ноября 2014г. заседания Комиссии МВД по Удмуртской Республике по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Удмуртской Республики В.Л.В. отказано в зачете в выслуге лет для назначения пенсии периода с 08.08.1986 года по 19.08.1987 года.

Уведомление о принятом решении В.Л.В. направлено 09.12.2014г.

В судебном заседании <дата> истец В.Л.В. пояснила, что в период трудовой деятельности с 08 августа 1986 года по 19 августа 1987 года на должности стажера прокуратуры <адрес> исполняла обязанности помощника прокурора, расследовала уголовные дела, получала заработную плату, что подтверждается представленными истцом доказательствами, в частности копиями приговоров и копиями решений суда по гражданским делам в спорный период. Считает, что подсчет стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам органов прокуратуры и сотрудникам органов внутренних дел должен производиться по единым правилам. В связи с чем, МВД по Удмуртской Республике необоснованно отказало в зачете периода с 08 августа 1986г. по 19 августа 1987г.

Законодательством предусмотрены два различных порядка исчисления выслуги лет и назначения пенсий для данной категории граждан: один установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно – испорлнительной сиситемы, и их семьям в Российской Федерации» сотрудников органов внутренних дел, а другой – Постановлением Правительства Российской Федерации ото 12 августа 1994 года №942 для прокурорских работников из числа гражданских лиц.

Согласно п.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №942, данное Положение определяет особенности исчисления выслуги лет и назначения пенсий работникам прокуратуры, имеющим классные чины.

Поскольку последняя замещаемая должность истца является должностью в МВД по УР, и ее увольнение производилось из органов внутренних дел, при расчете выслуги лет необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. <номер>. Этим нормативным актом не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени работы стажером прокуратуры, не имеющим классного чина.

В силу статьи 20 Закона СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР», действовавшей в период работы В.Л.В. в качестве стажера, окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение года.

Следовательно, назначение на должность стажера соответствовало требованиям закона и являлось обязательным условием для назначения на соответствующую прокурорскую должность.

В соответствии с п.4 Положения о классных чинах работников органов прокуратуры СССР от 28 октября 1980 года <номер>-Х, присвоение классного чина по должности стажера прокурора не предусмотрено.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность зачета периода работы в должности стажера прокуратуры в выслугу лет для назначения пенсии истцу как работнику органов внутренних дел.

Ссылки истца на характер должностных обязанностей, которые она фактически исполняла, работая в должности стажера прокуратуры <адрес> УАССР, для разрешения требований в данном случае правового значения не имеют.

При таких обстоятельствах, исковые требования В.Л.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований В.Л.В. к Министерству Внутренних Дел по Удмуртской Республике о признании права на включение периода работы в выслугу лет отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2018г.

Председательствующий судья М.В. Шахтин