ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5752/2016 от 15.03.2017 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2-61/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода

в составе председательствующего судьи Карцевской О.А.,
при секретаре Деминой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Х.", обществу с ограниченной ответственностью "П." о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Советский районный суд ... с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Х.", обществу с ограниченной ответственностью "П." о защите прав потребителей.

В обоснование иска указано, что (дата) между К.Е.А. и ООО "Х." заключен договор розничной купли-продажи. Согласно данному договору истец приобрела в собственность для личного потребления настенную плитку (товар) на сумму 95 328,63 рублей. Стоимость товара в согласованном размере оплачена истцом в полном объеме.

Поскольку товар истцом приобретался дистанционно через интернет - магазин, соответственно предусмотрена доставка груза через перевозчика (экспедитора) ООО «ООО "П." за отдельную плату, которая также истцом оплачена в размере 6 525,30 рублей.

Поручением экспедитору №... от «21» декабря 2015 г., ООО "П." приняло на себя обязательство по организации оказания услуг, связанных с перевозкой груза, в количестве 1-го места, весом 470 кг, объемом 0,77м3, на сумму 95 328,63 рублей по маршруту: пункт отправления: 105122, ..., строение 1, пункт назначения: ..., с доставкой до двери.

(дата) товар (настенная плитка) перевозчиком ООО "П." доставлен по месту проживания истца (...). При получении груза, при вскрытии упаковки, истцом обнаружено, что доставленный товар имеет ряд существенных недостатков. Так, в частности, поврежден (сломан) бордюр ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук, настенная плитка ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук имела повреждения в виде сколов, настенная плитка ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук имела повреждения в виде сколов. В Акте №... от (дата), оказанных ООО "П." услуг (по факту выдачи груза) истцом сделана отметка о наличии множественных повреждений на доставленном товаре. Общая сумма ущерба составила 21 624,84 рублей (бордюр ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук * 680 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук * 1 918,38 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук * 1 727,02 рублей (стоимость товара за штуку)) = 21 624,84 рублей.

(дата) в адрес продавца ООО "Х." истцом направлена претензия, содержащая требование о добровольном возмещении стоимости поврежденного товара на сумму 21 624,84 рублей.

(дата) претензия продавцом получена.

Письмом от (дата) Исх. №... ответчик ООО "Х." отказался возмещать причинный ущерб, ссылаясь на то, что ответственность за повреждение груза должная быть возложена на экспедитора ООО "П.".

Истцом направлена претензия экспедитору ООО "П." с требованием о добровольном возмещении стоимости поврежденного товара (груза) на сумму 21 624,84 рублей.

Письмом от (дата) ответчик ООО "П." отказался возмещать причинный ущерб, ссылаясь на то, что ответственность за повреждение груза должна быть возложена непосредственно на продавца ООО "Х.", так как, по его мнению, повреждение груза произошло до его приемки на склад экспедитора.

(дата) истец повторно отправил в адрес экспедитора ООО "П." претензию, (дата) Нижегородский филиал ООО "П." получил данную претензию. Ответа на повторную претензию до настоящего времени не последовало.

Согласно п. 1 - 3 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В силу ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

По смыслу п. 2 ст. 4 указанного Закона при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Как следует из положений ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Учитывая то обстоятельство, что убытки потребителю К.Е.А. причинены в результате некачественно оказанной услуги, то она праве требовать возмещения причиненных убытков в полном объеме с продавца ООО "Х." и с экспедитора ООО "П.".

Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя.

Так, согласно п. 1 ст. 23 указанного Закона, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 32 Постановления от (дата)№... «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что а) неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, без ограничения какой-либо суммой. При этом судам надлежит учитывать, что если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная пунктом 1 статьи 23 Закона.

В случае, когда продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, сроки соразмерного уменьшения покупной цены товара, сроки возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, сроки возврата уплаченной за товар денежной суммы, сроки возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

Таким образом, истец праве требовать уплаты неустойки (пени) за нарушение сроков по возмещению убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Расчет неустойки (пени), истребуемой с ответчика ООО "Х.":

21 624,84 рублей (размер убытков, причиненных истцу вследствие продажи товара ненадлежащего качества) * 1 % * 128 дней (период просрочки с (дата) - истечение десятидневного срока для добровольного удовлетворения требования истца о возмещении убытков) по (дата) (день подачи настоящего иска в суд) = 27 679, 79 рублей.

Расчет неустойки (пени), истребуемой с ответчика ООО "П.":

21 624,84 рублей (размер убытков, причиненных истцу вследствие доставки товара ненадлежащего качества) * 1 % * 102 дня (период просрочки с (дата) - истечение десятидневного срока для добровольного удовлетворения требования истца о возмещении убытков) по (дата) (день подачи настоящего иска в суд) = 22 057 рублей.

(дата) истец повторно отправил в адрес экспедитора ООО "П." претензию, (дата) Нижегородский филиал ООО "П." получил данную претензию. Ответа на повторную претензию до настоящего времени не последовало

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда

Поскольку ответчиками нарушены права истицы как потребителя, то требование о компенсации морального вреда является обоснованным. Определяя размер такой компенсации, истец с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий и исходя из принципа разумности и справедливости, признает соразмерной сумму в счет компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.

Также истцом понесены судебные расходы на представителя в размере 15 000 рублей, расходы, связанные с составлением копии искового заявления с приложениями по числу лиц, участвующих в деле, в размере 700 рублей и расходы по составлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1 200 рублей.

На основании изложенного, истец просит суд: взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. причинные в результате некачественно оказанной услуги убытки в размере 21 624,84 рублей; взыскать с ответчика ООО "Х." в пользу истца К.Е.А. неустойку (пеню) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 27 679, 79 рублей, взыскать с ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. неустойку (пеню) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 22 057 рублей, взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей; взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. понесенные судебные расходы на представителя в размере 15 000 рублей, расходы, связанные с составлением копии искового заявления с приложениями по числу лиц, участвующих в деле, в размере 700 рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1 200 рублей пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, согласно ст. 98 ГПК РФ, взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Впоследствии истец изменил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и окончательно просил взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. причиненные в результате некачественно оказанной услуги убытки в размере 21 624,84 рублей, взыскать с ответчика ООО "Х." в пользу истца К.Е.А. неустойку (пеню) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 27 679, 79 рублей, взыскать с ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. неустойку (пеню) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 22 057 рублей, взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. понесенные судебные расходы на представителя в размере 15 000 рублей, расходы, связанные с составлением копии искового заявления с приложениями по числу лиц, участвующих в деле в размере 700 рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1 200 рублей пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, согласно ст. 98 ГПК РФ, взыскать с ответчика ООО "Х." и ответчика ООО "П." в пользу истца К.Е.А. штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебном заседании представитель истца Г.А.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "Х." участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях просил в их удовлетворении иска отказать по мотивам того, что продавцом товар передан перевозчику ООО "П." в надлежащем состоянии, таре и упаковке, в связи с чем не может нести ответственность за повреждение груза при перевозке.

В судебном заседании представитель ООО "П." по доверенности начальник судебного отдела Т.Н.С. возражал относительно удовлетворения заявленных требований, полагая, что надлежащим ответчиком является продавец ООО "Х.", вина ООО "П." в причинении ущерба истцу не доказана.

Представитель ООО "Я." в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в удовлетворении исковых требований просил отказать по мотиву недоказанности вины ООО "П." в повреждении груза.

С учетом наличия данных о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимной связи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от (дата) N 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности" до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Материалами дела установлено, что(дата) между К.Е.А. и ООО "Х." заключен договор розничной купли-продажи. Согласно данному договору истец приобрела в собственность для личного потребления настенную плитку (товар) на сумму 95 328,63 рублей. Стоимость товара в согласованном размере оплачена истцом в полном объеме.

Поскольку товар истцом приобретался дистанционно через интернет - магазин, (дата) между истцом и ООО "П." заключен договор транспортно-экспедиционного обслуживания(л.д.38, 89-95).Указанный договор является официальным предложением общества с ограниченной ответственностью "П." физическому лицу, в данном случае К.Е.А., заключить договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию на указанных в нем условиях и публикуется в сети Интернет на сайте экспедитора по адресу (марка обезличена)

В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ данный документ является публичной офертой.

Договор считается заключенным с момента его акцепта путем присоединения Клиента к его условиям. Фактом присоединения к условиям Договора является заказ услуги, и/или сдача груза, и/или оплата услуги, и/или получение груза. Акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте.

Согласно договора транспортно-экспедиционного обслуживания перевозки груза, перевозке подлежала настенная плитка.

Поручением экспедитору №... от «21» декабря 2015 г., ООО "П." приняло на себя обязательство по организации оказания услуг, связанных с перевозкой груза, в количестве 1-го места, весом 470 кг, объемом 0,77м3, на сумму 95 328,63 рублей по маршруту: пункт отправления: ..., строение 1, пункт назначения: ..., с доставкой до двери.

В соответствии с экспедиторской распиской №... от (дата) грузоотправителем ООО "Х." передан экспедитору груз под наименованием "настенная плитка" (л.д. 84). Грузополучателем указана К.Е.А.

Как следует из отзыва ООО "Х." при оформении заявки за перевозку ООО "П." сделано указание на хрупкость груза, его объявленную ценность, груз застрахован получателем.

Покупателем услуги является К.Е.А., которой оказываются транспортно-экспедиционные услуги стоимостью 6525 руб. 30 коп.

Истец свои обязательства по оплате услуг экспедитора выполнила в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от (дата) и кассовым чеком на сумму 6525 рублей 30 копеек(л.д. 22).

Оплата компенсации за организацию страхования груза по поручению экспедитору №... в размере 95 рублей 33 копейки, подтверждена квитанцией к приходному кассовому ордеру и чеком от (дата). (л.д.22).

Согласно ст. 4 Федерального закона от (дата) N 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности":

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 3 данного закона предусматривает, что экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

В соответствии с экспедиторской распиской №... от (дата), груз принят по количеству грузовых мест -одно, без проверки на соответствие внутритарного содержимого, повреждений не имеет, упаковка груза - картон - полиэтилен, каких-либо повреждений упаковки груза не отмечено, стоимость груза не указана.

Как следует из расписки, подписанием данного документа грузоотправитель подтверждает, что ознакомлен и согласен с условиями договора публичной оферты и уведомлен о необходимости изготовления жесткой упаковки для данного вида груза для обеспечения его целостности и сохранности при оказании транспортно - экспедиционных услуг.

Согласно п. 5 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, к экспедиторским документам относятся:

- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции)

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя)

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Пункт 7 данного Порядка устанавливает, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Как следует из материалов дела, истцу оказаны транспортно -экспедиционные услуги - забор по ..., жесткая упаковка груза в ..., транспортно - экспедиционные услуги Москва - Нижний Новгород, доставка по ..., дополнительные услуги при доставке по ....

Приняв груз в представленной истцом упаковке, осуществив жесткую упаковку груза, ответчик принял на себя риск убытков при повреждении груза во время его доставки.

Исходя из положений приведенного Федерального закона от (дата) N 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитор исходя из требований ст. 3, 4 должен действовать в интересах клиента, и приняв груз, тем самым, принимает на себя риск повреждения данной упаковки и груза.

Согласно ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Обосновывая свои исковые требования, К.Е.А. ссылается на то, что принадлежащее ей имущество повреждено при оказании экспедиционной услуги.

(дата) при получении груза, при вскрытии упаковки в присутствии представителей перевозчика, истцом обнаружено, что доставленный товар имеет ряд существенных недостатков. Так, в частности, поврежден (сломан) бордюр ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук, настенная плитка ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук имела повреждения в виде сколов, настенная плитка ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук имела повреждения в виде сколов.

В Акте № №... от (дата), оказанных ООО "П." услуг (по факту выдачи груза), истцом сделана отметка о наличии множественных повреждений на доставленном товаре. Общая сумма ущерба составила 21 624,84 рублей (бордюр ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук * 680 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук * 1 918,38 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук * 1 727,02 рублей (стоимость товара за штуку)) = 21 624,84 рублей.

Ответчик отрицал факт повреждения груза при перевозке, ссылался на то, что внутреннее содержание груза при его принятии не осматривалось, истцом не доказан факт нарушения груза по вине ответчика, у экспедитора имеется акт оказанных услуг, в котором истец претензий к качеству доставленного груза не имела, никаких отметок не делала, в своем экземпляре акта отметка о порче груза сделена позднее.

Как следует из объяснений истца, подтвержденных показаниями свидетелей Г.В.С., Р.И.А., К.А.Г., отраженных в протоколе судебного заседания от (дата), при получении груза и обнаружении повреждений, сотрудники экспедитора пояснили, что все вопросы с возмещением ущерба подлежат рассмотрению в офисе ООО "П.", куда истцу следует обратиться с претензией, но истец должен принять товар и поставить в акте подпись об этом, что истцом и сделано.

Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств порчи груза именно ответчиком судом отклоняется в силу следующего.

Из показаний свидетеля Г.В.С., присутствовавшего при доставке плитки следует, что доставку осуществляло ООО "П.", плитку привезли на автомобиле данной компании. До квартиры плитку донесли сотрудники ООО "П.". При перевозке плитка находилась в жесткой упаковке. Один из сотрудников ООО "П." вскрывал упаковку монтировкой. После подъема плитки в квартиру, осмотра плитки обнаружились повреждения бордюров в количестве около 10 штук и настенной плитки в количестве около 5 штук. Бордюры сломаны на 2-3 части, на плитке имелись отколотые углы и сколы, истец попросила сотрудников ООО "П." расписаться в документе, однако, от подписи сотрудники ООО "П." отказались. Потом К.Е.А. связалась с оператором ООО "П.", который ей пояснил, что необходимо подписать документы о приеме плитки, после этого написать заявление и приложить к нему фотоматериалы, на которых изображены имеющиеся недостатки, и приехать с данным заявлением в ООО "П.". Водитель и экспедитор доставляли плитку. За подъем заплатили дополнительные денежные средства.

Свидетель Р.И.А. пояснил в судебном заседании, доставкой плитки занимались два сотрудника данной компании, плитка находилась на деревянном поддоне, представитель ООО "П." вскрыл данный поддон, потом плитку доставили до квартиры, стали вскрывать упаковку и проверять целостность плитки. При проверке плитки обнаружили повреждения бордюров в количестве около 10 штук, а также настенной плитки в количестве около 5-6 штук. Истец сфотографировала имеющиеся повреждения. Водитель ООО "П." пояснил, что они отношения к этому не имеют, необходимо предъявить претензию в офис ООО "П.". К.Е.А. сразу позвонила в офис ООО "П.". Недостатки обнаружились в момент приема плитки. Груз находился в жесткой упаковке, плитка находилась на деревянном поддоне.

Свидетель К.А.Г. в судебном заседании пояснил, что плитку доставили к подъезду, потом ее подняли в квартиру. При вскрытии упаковки, при этом присутствовал представитель ООО "П.", обнаружились повреждения. При вскрытии обнаружились повреждения бордюров в количестве около 10 штук (сломаны пополам) и настенной плитки в количестве около 5-6 штук. К.Е.А. сообщила представителям ООО "П." об обнаруженных недостатках, они пояснили, что никакие документы не подпишут. К.Е.А. произвела фотофиксацию обнаруженных повреждений, потом позвонила, ей пояснили, что необходимо подписать документы о приеме плитки, а потом обратиться в офис ООО "П." с заявлением. Повреждения обнаружили сразу после вскрытия упаковки, К.Е.А. пыталась отказаться от принятия груза, вернуть его, по телефону ей пояснили, что необходимо принять плитку, подписать соответствующий акт, а потом обратиться с заявлением о наличии обнаруженных повреждений. К.Е.А. написала претензию.

Из цветных фотографий, представленных истцом в материалы дела (л.д. 13-34) усматривается повреждение груза, заявленное истцом.

Объяснения сторон, фотографии, показания свидетелей образуют совокупность доказательств с Актом № от (дата), составленным и подписанным представителями ООО "П." и К.Е.А.

Исследовав представленные доказательства, доводы истца о повреждении груза ответчиком ООО "П." в период его доставки не опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Согласно ст. 7 ч. 1 Федерального закона от (дата) N 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

По смыслу п. 1 ст. 15ст. 309, п. п. 1 и 2 ст. 393, п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 803 ГК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от (дата) N 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности", вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор, в связи с чем, он должен предоставить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его повреждение произошло вследствие непреодолимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть.

Таких доказательств ответчиком не представлено.

Истец, как лицо, обратившееся с требованиями о возмещении убытков, должен доказать не вину экспедитора, которая презюмируется, а факт того, что повреждение груза имело место в период со дня его принятия экспедитором и до дня выдачи груза получателю.

Из представленных доказательств следует, что каких-либо замечаний по упаковке груза, его целостности при приемке груза экспедитором не заявлялось и не зафиксировано надлежащим образом в представленных документах, а вот при приемке груза получателем указанными выше документами зафиксированы повреждения груза.

Ссылка ответчика на то, что груз принимался без проведения осмотра его содержимого, не исключает ответственность ООО "П.", поскольку в силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от (дата) № 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитору предоставлено право проверять достоверность, в том числе и информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения им своих обязанностей по договору. Ответчик данным правом не воспользовался, от приемки груза без осмотра его содержимого не отказался, в связи с чем несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, указанные в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Следовательно, повреждение груза произошло по вине ответчика ООО "П." вследствие ненадлежащего оказания им услуги по договору транспортной экспедиции.

Оснований для возложения ответственности за утрату груза на продавца ООО "Х." судом не установлено, и сторонами не доказано.

Доказательств обращения экспедитора ООО "П." в ОАО Страховое общество "Я." для выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю К.Е.А. в материалы дела не представлено.

В процессе рассмотрения дела (дата) от К.Е.А. в страховую компанию поступило заявление о наступлении страхового случая с приложением соответствующих документов, однако, страховщик не нашел правовых оснований для признания случая страховым и выплате страхового возмещения, поскольку ООО "П." не предоставолено акта осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки, в представленных К.Е.А. документах отсутствовали доказательства, подтерждающие интерес К.Е.А. в застрахованном имуществе, как того требует п. 10.3 Правил страхования.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от (дата) № 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу.. ., в следующих размерах:

- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В соответствии с экспедиторской распиской №... от (дата), доверенностью №... от (дата) грузоотправителем ООО "Х." передан экспедитору груз под наименованием «настенная плитка» (л.д. 84). При этом в указанном документе, подписанном отправителем, цена груза не указана.

В связи с чем, в силу ст. 7 Федерального закона от (дата) № 87-ФЗ (ред. от (дата)) "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор должен нести ответственность перед клиентом за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Пункт 6 указанной нормы права определяет, что действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Истцом в материалы дела представлена достаточная совокупность доказательств, подтверждающих стоимость груза, которая не опровергнута ответчиком.

Согласно реализации №...(0000-003379), выданного ООО "Х." от (дата), общая стоимость настенной плитки, декора и бордюра составила 95328 рублей 63 копейки.

Судом установлено, что в результате повреждения бордюра ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук, настенной плитки ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук имеющей повреждения в виде сколов, настенной плитки ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук, имеющей повреждения в виде сколов, общая сумма ущерба составила 21 624,84 рублей (бордюр ImolaNuanceB. 1B1,5 x 75 в количестве 16 штук * 680 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceB25x75 в количестве 2 штук * 1 918,38 рублей (стоимость товара за штуку) + настенная плитка ImolaNuanceTO25x75 в количестве 4 штук * 1 727,02 рублей (стоимость товара за штуку)) = 21 624,84 рублей.

Доказательств иной стоимости повреждения груза в материалы дела не представлено.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании действительной стоимости поврежденного груза подлежат удовлетворению в сумме 21624 рубля 84 копейки.

Доводы ответчика о том, что К.Е.А. не может вернуть испорченный товар экспедитору, не освобождают экспедитора от ответственности за повреждение груза, поскольку такие основания не предусмотрены действующим законодательством.

Разрешая требования о взыскании с ответчика неустойки на основании п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за отказ в добровольном порядке от удовлетворения требований потребителя о возмещении убытков, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в силу слудеющего.

С момента направления претензии о возмещении убытков, в соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите прав потребителей», (дата) до момента подачи искового заявления (дата), ответчиком не предпринято никаких мер, направленных на разрешение вопроса.

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» размер неустойки не может превышать суммы оказанной услуги, из чего следует, что сумма неустойки зa указанный период составляет 6525 рублей 30 копеек, исходя из стоимости оказанной услуги.

Истцом так же заявлены требования о взыскании морального вреда в размере 30000 руб.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №... от (дата) "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Нарушение прав потребителя является безусловным основанием для компенсации морального вреда, что прямо предусмотрено законом.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что подлежат удовлетворению частично требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку установлено, что права истца как потребителя нарушены ответчиком. При определении размера компенсации учитывается степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, степень нравственных страданий, при отсутствии физических, в связи с чем взысканию подлежит компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей.

В силу п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от (дата), при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона РФ от (дата) N 2300-1 "О защите прав потребителей") в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

50 процентов от суммы 31149,3 руб. (21624 руб. + 6525,30 руб. + 3000 руб.) составляет 15575 руб.

Принимая во внимание характер нарушения прав истца, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь принципом разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 15575 руб. Оснований для снижения размера штрафа суд не усматривает.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от (дата) N 454-О, при рассмотрении вопросов о взыскании судебных расходов в обязанность суда входит установление баланса между правами лиц, участвующих в деле. Обязанность суда по взысканию расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований ст. 17 Конституции РФ.

При данных обстоятельствах, оценив представленные в материалах дела доказательства, учитывая объем оказанных юридических услуг, время на подготовку материалов, стоимость схожих услуг в регионе, продолжительность рассмотрения дела и количество, состоявшихся по делу с участием представителя истца судебных заседаний, суд приходит к выводу о том, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению с учетом принципа разумности и соразмерности в размере 5000 руб.

Исходя из положений ст. 94, 98 ГПК РФ, суд находит требования истца о взыскании с ответчика понесенных нотариальных расходов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 1200 руб.

С учетом требований ст. 98, 103 ГПК РФ, с учетом удовлетворенных исковых требований, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец освобожден при подаче в суд иска, в размере 1345 руб.

Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования К.Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Х.", обществу с ограниченной ответственностью "П." о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "П." в пользу К.Е.А. убытки в размере 21624 рубля 84 копейки, неустойку в размере 6525 рублей 30 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в размере 15575 рублей, нотариальные расходы в размере 1200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований К.Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Х.", обществу с ограниченной ответственностью "П." о защите прав потребителей отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "П." в местный бюджет государственную полшину в размере 1345 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд ....


Судья О.А. Карцевская


(марка обезличена)а