ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-575/15 от 06.11.2015 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2- 575/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2015 г. п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Поплавских С. Н.,

при секретаре Гребенщиковой М. А.,

с участием:

помощника прокурора Зоричевой Д. С.,

представителя ответчика ФИО1,

представитель третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации к администрации Кондинского района об обязании организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кондинского района с учетом уточненных исковых требований обратился в суд в интересах Российской Федерации к администрации Кондинского района о понуждении организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления требований природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства на территории муниципального образования Кондинский район обнаружены на участке переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Сапрытья (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Ах (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйного катера со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Ах (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки бесхозяйных труб со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки бесхозяйных труб со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии.

Указанные выше остатки металлических корпусов бесхозяйных барж, катеров, автомобилей, бесхозяйные металлические трубы утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежат, представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии. Их нахождение на участках береговой полосы является нарушением природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства и напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В судебном заседании помощник прокурора Кондинского района Зоричева Д. С. настаивала на удовлетворении исковых требований со ссылкой на ст.ст.1, 3, 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 4, 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 25.11.2004 г. № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и ст.45 ГПК РФ.

Представитель ответчика администрации Кондинского района ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что обязанность по приведению названных в иске участков береговой полосы в соответствие с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, поскольку на основании ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ. Также отметила, что для осуществления организации утилизации и переработки промышленных отходов администрация района должна принять на себя определенные расходные обязательства. Решением Думы Кондинского района от 29 декабря 2014 г. N 518 «О бюджете муниципального образования Кондинский район на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден бюджет Кондинского района на ДД.ММ.ГГГГ. В бюджете ДД.ММ.ГГГГ данные расходы не предусмотрены, кроме того бюджет района принят с дефицитом, а поскольку с ДД.ММ.ГГГГ из полномочий органов местного самоуправления исключается организация утилизации и переработки промышленных отходов, внести изменения в нормативные правовые акты муниципального образования в части принятия расходных обязательств на 2016 г. не представляется возможным. Кроме того, предложенный прокурором срок для исполнения исковых требований является нереальным, так как работы по подъему и транспортировке отходов к месту их утилизации являются сезонными работами. Это связанно с местонахождением объектов.

Представитель третьего лица – Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей Югры ФИО2 иск прокурора поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Кондинского района организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация Кондинского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования к полномочиям которой в области обращения с отходами ч. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и п. 14 ч. 1 ст. <адрес> отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов барж, катеров, автомобилей, их детали и механизмы со следами коррозии являются источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.

На основании актов по итогам проведения мероприятий по контролю при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон, фототаблиц к ним (л.д.12-14, 16-20, 22-25, 41-43, 51-57), комиссионного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы к нему (л.д. 114-139), информации Федерального агентства по управлению государственным имуществом (л.д. 28, 45, 62), Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО - Югры (л.д. 31, 47, 65), администрации Кондинского района (л.д. 34, 59, 68), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (л.д. 49), выписок из Реестра муниципального имущества муниципального образования Кондинский район (л.д. 35-39), материала проверки ОМВД России по Кондинскому району по отдельному поручению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-75) суд пришел к выводу, что обнаруженные спорные металлические остатки корпусов барж, катера, автомобилей, а также металлические трубы со следами значительной коррозии, находятся на территории муниципального образования Кондинский район на участке переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу р. Конда (<адрес>), на правом берегу р. Сапрытья (<адрес>), на левом берегу р. Ах (<адрес>), на левом берегу р. Ах (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на правом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на правом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>), на левом берегу р. Конда (<адрес>) идентификации не подлежат, потребительские свойства утратили, к использованию и эксплуатации не пригодны, их собственник не установлен, следовательно, они являются бесхозяйными и по смыслу ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются ломом черного металла, т.е. промышленными отходами.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов " лом черных металлов является отходами.

Мер по организации их утилизации и переработки администрацией района не предпринимается.

При таких обстоятельствах администрация района обязана организовать утилизацию и переработку спорного и бесхозяйного, непригодного для эксплуатации имущества.

По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация Кондинского района должна совершить действия по организации утилизации и переработки промышленных отходов (ДД.ММ.ГГГГ), суд находит разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного постановления.

Доводы ответчика, основанные на положениях Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее по тексту КВВТ РФ) и Водного кодекса РФ, которые спорные правоотношения не регулируют, суд во внимание не принимает.

Доказательств того, что спорные объекты отнесены к затонувшему имуществу, под которым в силу ч. 2 ст. 45 КВВТ РФ понимаются потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег, в материалы дела не представлено.

Вопрос об очистке непосредственно внутренних водных путей предметом настоящего дела не является. Доказательств того, что спорное имущество находится в пределах внутренних водных путей, в материалах дела не имеется. Водный кодекс РФ вопрос утилизации отходов производства не регулирует.

Участки переменно затопляемых береговых полос, на которых находятся спорные промышленные отходы, расположены в границах территории муниципального образования Кондинский район.

Обеспечение благоприятной для проживания населения муниципального района среды согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, отнесение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к вопросам местного значения муниципального образования, будучи направлено на определение его собственной компетенции, характеризующей пределы самостоятельного осуществления им местного самоуправления, и на обеспечение экологических прав граждан, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные гарантии местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и несовместимое с его конституционным предназначением.

Закрепление пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения муниципального района организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» одновременно закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3и 5-7).

Установленные обстоятельства, при указанном выше нормативно-правовом регулировании, приводят суд к неопровержимому выводу о том, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и прав проживающего в районе неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Данные выводы являются основанием считать заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению. Суд также приходит к выводу, что указанный прокурором ответчик является надлежащим в силу полномочий, которыми наделено муниципальное образование район.

Следовательно, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Согласно п.п. 19 п. 1, п. 9 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное, суд на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, абз. 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации к администрации Кондинского района о понуждении организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования, удовлетворить.

Обязать администрацию Кондинского районо в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию и переработку промышленных отходов, находящихся в границах муниципального образования Кондинский район на участках переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на правом берегу р. Сапрытья (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Ах (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйного катера, на левом берегу р. Ах (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на правом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки бесхозяйных труб, на правом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки бесхозяйных труб, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (<адрес>) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2015 г.

Судья С. Н. Поплавских