ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-575/16 от 18.01.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №2-575/16 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре Копыльцовой Е.В.

с участием представителя прокуратуры Демянского района ФИО1, представителя ГОКУ «Новгородавтодор» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демянского районного прокурора Новгородской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Государственному областному казённому учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области» Новгородавтодор», Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области об обязании совершить определённые действия,

установил:

Демянский районный прокурор (далее – Прокурор) обратился в суд с иском к ГОКУ «Новгородавтодор» (далее – Автодор) и Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее – Департамент) об обязании удалить древесно-кустарниковую растительность на откосах земляного дорожного полотна автодороги и в придорожных канавах слева и справа в пределах полосы отвода с 2 по 23 км автодороги «Демянск-Волотино», а также об обязании организовать устранение дефектов дорожного покрытия на 15 км. + 400 м. у примыкания к автодороге «Демянск – Волотино» на дер. Прицепово и с 19 км. +500 м. по 20 км. автодороги «Демянск – Волотино», ссылаясь в обоснование заявленных требований, что данные дороги переданы в оперативное управление Автодора, но выявленные дефекты продолжают существовать по настоящее время, что противоречит действующему законодательству. Департамент же должен нести субсидиарную ответственность по обязательствам Автодора, что следует из Устава. На основании изложенного истец просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель истца требования поддержал по снованиям, указанным в иске.

Представитель ГОКУ «Новгородавтодор» исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие финансирования.

Представитель Департамента и представитель МОМВД России «Демянский» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу, на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что постановлением Администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года №243 утверждён перечень дорог регионального и межмуниципального значения, куда входят межмуниципальные дороги Демянск – Волотино.

Автодор подтвердил, что такие дороги переданы ему в оперативное управление, в связи с чем, названный ответчик организует их содержание и ремонт в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, данное обстоятельство считается судом установленным.

Суду представлены акт проверки от 16 сентября 2015 года, составленный заместителем прокурора Демянского района, старшим инспектором БДД ОГИБДД МОМВД России «Демянский», дорожным мастером «Демянский ДорКомСервис», фототаблица от 16 сентября 2105 года, письмо МОМВД России «Демянский» от 17 сентября 2015 года, из которых следует наличие древесно-кустарниковой растительности на откосах земляного дорожного полотна автодороги и в придорожных канавах слева и справа с 2 по 23 км автодороги «Демянск-Волотино», а также наличие дефектов дорожного покрытия на 15 км. + 400 м. у примыкания к автодороге «Демянск – Волотино» на дер. Прицепово и с 19 км. +500 м. по 20 км. автодороги «Демянск – Волотино».

В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По п.2.1. Устава Учреждения предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Целями деятельности Учреждения являются – организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счёт и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (п.2.2. Устава Учреждения).Как следует из п.п. 1, 5, 6, и 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Судом установлено, что имеются выбоины (ямы) на дорожном покрытии на 15 км. + 400 м. у примыкания к автодороге «Демянск – Волотино» на дер. Прицепово и с 19 км. +500 м. по 20 км. автодороги «Демянск – Волотино», причём все такие дефекты находятся за пределами норм, установленных действующим законодательством.

Как установлено «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п.3.1.). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (п.3.2.).

Установлены и предельные допустимые сроки ликвидации выявленных нарушений дорожного покрытия, которые в данном случае не соблюдены.

Также в нарушение п.3 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на откосах земляного дорожного полотна автодороги и в придорожных канавах слева и справа в пределах полосы отвода с 2 по 23 км автодороги «Демянск-Волотино» имеется древесно-кустарниковая растительность.

Таким образом, следует обязать ответчика удалить допущенные нарушения содержания автодороги «Демянск – Волотино»

Отсутствие у Автодора денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство таких норм не содержит.

Срок для организации требуемого уличного освещения определяется судом – 30 сентября 2016 года, учитывая, что для организации таких работ необходимо проведение установленных федеральным законодательством процедур государственных контрактов, на что требуется указанное время со слов представителя Автодора.

Поскольку Автодор является казённым учреждением, то по п.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Субсидиарную ответственность по обязательствам Автодора следует возложить на Департамент, исходя из Устава.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГОКУ «Новгородавтодор» в срок до 30 сентября 2016 года на откосах земляного дорожного полотна автодороги и в придорожных канавах слева и справа в пределах полосы отвода с 2 по 23 км автодороги «Демянск-Волотино» удалить древесно-кустарниковую растительность.

Обязать ГОКУ «Новгородавтодор» в срок до 30 сентября 2016 года организовать устранение дефектов дорожного покрытия на 15 км. + 400 м. у примыкания к автодороге «Демянск – Волотино» на дер. Прицепово и с 19 км. +500 м. по 20 км. автодороги «Демянск – Волотино».

В случае недостаточности у ГОКУ «Новгородавтодор» денежных средств для исполнения вышеуказанных обязательств субсидиарную ответственность по таким обязательствам ГОКУ «Новгородавтодор» возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Председательствующий С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2016 года