Дело № 2-575/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2017 года Корсаковский городской суд
Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Шевченко Р.В.
при секретаре Никитченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости населения» о признании незаконным установление пособия по безработице в размере минимальной величины пособия и возложении обязанности по выплате пособия по безработице в размере средней заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
14 апреля 2017 года Д. обратилась в Корсаковский городской суд с иском к Областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости населения» (далее – ОКУ «Корсаковский ЦЗН») о признании незаконным установление пособия по безработице в размере минимальной величины пособия и возложении обязанности по выплате пособия по безработице в размере средней заработной платы по Сахалинской области в течение шести месяцев.
В обоснование заявленных требований указало, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истица состоит на учете в ОКУ «Корсаковский ЦЗН» и работой не обеспечена. В ответ на заявление о назначении ей пособия по безработице в размере средней заработной платы по Сахалинской области в течение шести месяцев, истица получила отказ в виду того, что пособие по безработице детям – сиротам выплачивается в размере средней заработной платы при наличия того, что дети – сироты ищут работу впервые. ФИО1 ранее работала на условиях трудового договора, в том числе, принимала участие во временном трудоустройстве на основании заключенного с работодателем срочного трудового договора в свободное от учебы время в возрасте от 14 до 18 лет, следовательно, не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ищущих работу впервые. С данными выводами истица не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Истец ФИО1 в судебном заседании вызывалась и не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения.
Третье лицо Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на иск, в котором просило в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Представитель истицы ФИО2, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОКУ «Корсаковский ЦЗН» ФИО3, действующая на основании приказа №16-к от 17 марта 2017 года, исковые требования не признала и пояснила, что истец ФИО1 вступала в трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, в связи с чем, считают, что ФИО1 не относится к категории граждан, впервые ищущих работу, и в силу действующего правового регулирования спорных правоотношений не имеет права на получение пособия по безработице согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации РФ предусмотрено, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статьи 34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется: в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно справке отдела опеки и попечительства Департамента социального развития администрации КГО ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.7).
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что истец ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
На основании статьи 2 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, в том числе:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости).
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Департамента социального развития Администрации Корсаковского городского округа от 07 апреля 2017 года № (л.д. 7).
Согласно срочного трудового договора № (временная занятость несовершеннолетних) от 02.06.2014г. ФИО1 была принята на работу в МБОУ «СОШ №3» Корсаковского городского округа на определенный срок с 02.06.2014г. по 30.06.2014г. на время выполнения временных работ по договору «О совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет» от 23.04.2014г. №43, на должность подсобного рабочего (л.д.23-29).
Приказом от 21 февраля 2017 года № ОКУ «Корсаковский ЦЗН» ФИО1 признана безработной и ей назначена выплата пособия по безработице продолжительностью шесть месяцев (л.д. 30-31).
Письмом ОКУ «Корсаковский ЦЗН» от 13 марта 2017 года №371 ФИО1 отказано в выплате пособия по безработице как детям – сиротам в размере средней заработной платы, сложившейся в Сахалинской области, ввиду того, что она не относится к категории ищущего работу впервые (л.д. 9).
Аналогичное разъяснение содержится и в дополнении к указанному ответу, данному ФИО1 13 апреля 2017 года (л.д. 10).
ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в МБОУ «СОШ №3» Корсаковского городского округа Сахалинской области на основании срочного трудового договора с 02.06.2014 г. по 30.06.2014 г. в качестве подсобного рабочего. Однако в то же время Истец являлась обучающейся в общеобразовательном учреждении, то есть лицом занятым. На учете в качестве безработного ФИО1 тогда не состояла.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что трудовая деятельность истца подсобным рабочим в МБОУ «СОШ №3» являлась ни чем иным как временным трудоустройством в период учебы в школе, что само по себе не является основанием для утраты права на получение дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством.
Поскольку после получения среднего общего образования ФИО1 обратилась для поиска работы впервые, то в силу действующего законодательства она вправе претендовать на назначение пособия по безработице в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Трудоустройство истца в период его обучения в школе, в свободное от учебы время, нельзя расценить как занятость граждан в смысле ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", которое бы служило основанием лишения ФИО1 социальных гарантий в связи с тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что истец в период обучения являлась лицом занятым, поскольку имела статус обучающейся, следовательно, является лицом, впервые ищущим работу, и имеет право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Сахалинской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости населения» о признании незаконным установление пособия по безработице в размере минимальной величины пособия и возложении обязанности по выплате пособия по безработице в размере средней заработной платы, - удовлетворить.
Признать незаконным установленный Областным казенным учреждением «Корсаковский центр занятости населения» ФИО1 размер пособия по безработице в размере минимальной величины.
Обязать Областное казенное учреждение «Корсаковский центр занятости населения» назначить и выплачивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Сахалинской области, со 02 марта 2017 года в течение шести месяцев.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2017 года.
Председательствующий судья Р.В. Шевченко