Дело 2-575/2018
Мотивированное решение
изготовлено 17.09.2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г.Данилов Ярославская область
Даниловский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи С.С.Ивановой,
при секретаре Степановой Л.Н.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что 16.07.2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) от 06.08.2018 года №1406 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в подсчет специального стажа не включен период работы с 01.01.2009 г. по 31.12.2017 г. (9 лет 1 день) водителем пожарного автомобиля ППЧ №48 государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6», с учетом реорганизаций данного учреждения (Государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» с 13.07.2011 г. переименовано в государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6», Государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы № 6» с 01.08.2016 г. реорганизовано в форме присоединения к государственному казённому учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», Государственное каченное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» с 01.07.2017 г. переименовано в государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»).
Основанием для отказа включить спорный период работы истца в специальный стаж указано, что в связи с тем, что с 01.01.2009 г. ГУ «Отряд государственной противопожарной службы №6 МЧС России Ярославской области» переименовано в ГУ ЯО «Отряд противопожарной службы №6» (т.е. передано из федерального ведомства в ведомство субъекта РФ), работники данного учреждения утрачивают право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) от 06.08.2018 года №1406 в части не включения в специальный стаж периода работы водителем пожарного автомобиля ППЧ №48 государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» с 01.01.2009 г. по 31.12.2017 г., включить в специальный стаж, период работы в должности водителя автомобиля с 01.01.2009 г. по 22.07.2018 г., обязать ответчика назначить истцу досрочно пенсию по старости с 23.07.2018 г. – со дня достижения истцом 50-летнего возраста.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, из письменного отзыва и пояснений в судебном заседании следует, что из сведений ИЛС ФИО1 за спорный период работы льготный код работодателем не проставлен. В справке от 11.07.2018 г. №18-02-62, подтверждающей стаж работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости содержатся подтверждающие сведения только за период с 30.11.1992 г. по 31.12.2008 г.
В соответствии с ч.ч.2, 4 и 5 ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. №385, Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и, следовательно, не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. №868 (п.8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 №385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего Пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 05.02.2009 г. №552-0-0, основана на объективных различиях в характере содержания профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и, следовательно, не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2014 г. №67-КГ14-1.
Кроме того, субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе Пенсионного обеспечения, что предусмотрено статьей 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и членов их семей.
В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 г. №695-п «О принятии в собственность Ярославской области федеральных государственных учреждений и внесении изменений в Постановление Администрации области от 03.10.2001 г. №141 и в Постановление Правительства области от 14.05.2008 г. №230-п», федеральное государственное учреждение - Государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы №6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ярославской области» с 01.01.2009 г. принято в собственность Ярославской области, включено в состав противопожарной службы Ярославской области и переименовано в государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы № 6».
Как следует из нормы, содержащейся в п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ, в которой работал в спорные периоды истец, данной нормой, не установлено.
Суд, выслушав истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ФИО1 30.11.1992 г. принят на работу водителем пожарного автомобиля ППЧ 48 ОПО 6.
Профессиональная пожарная часть 48 входила в состав 6-го отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Яроблисполкома по охране с.Середа Даниловского района.
Управление пожарной охраны УВД Яроблисполкома переименовано в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Яроблисполкома на основании приказов МВД РСФСР от 15.05.1991 г. №61 УВД Яроблисполкома от 08.06.1991 г. №110.
6-й отряд профессиональной пожарной охраны противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Яроблисполкома переименован в 6-й пожарно-спасательный отряд противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Яроблисполкома на основании приказа УВД Яроблисполкома от 04.11.1991 г. 192.
Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД Яроблисполкома переименована в Управление государственной противопожарной службы УВД Ярославской области на основании приказа УВД №275 от 02.12 1993 г.
6-й пожарно-спасательный отряд Управления государственной противопожарной службы УВД Ярославской области переименован в 6-й отряд пожарной охраны Управления государственной противопожарной службы УВД Ярославской области на основании приказа УВД Ярославской области от 30.04.1994 г. №77.
6-й отряд пожарной охраны Управления государственной противопожарной службы УВД Ярославской области с 01.01.2002 г. переименован в 6-й отряд пожарной охраны Управления государственной противопожарной службы МЧС России Ярославской области на основании приказа №263 от 16.12.2001 г.
6-й отряд пожарной охраны Управления государственной противопожарной службы МЧС России Ярославской области с 01.04.2005 г. переименован в государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы №6 МЧС России Ярославской области» на основании приказа Главного управления МЧС России по Ярославской области №107 от 01.01.2005 г.
Государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы №6 МЧС России Ярославской области» с 01.01.2009 г. переименовано в государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» на основании постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 г. №695 «О принятии в собственность Ярославской области федеральных государственных учреждений.. ».
16.07.2018 года ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.18 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) №1406 от 06.08.2018 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, требуемого в соответствии с подп.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" – 25 лет.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, не включен период работы: с 01.01.2009 г. по 31.12.2017 г. - работа в должности водителя пожарного автомобиля в ППЧ №48 государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6», с учетом реорганизаций данного учреждения (Государственное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» с 13.07.2011 г. переименовано в государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6», Государственное казенное учреждение Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» с 01.08.2016 г. реорганизовано в форме присоединения к государственному казённому учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», Государственное каченное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» с 01.07.2017 г. переименовано в государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»), относящейся к субъектам РФ, поскольку данная организация не относится к Министерству Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.18 п.1 ст.30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы ответчика о том, что действующим пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, не предусмотрено, суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст.5 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. №69-ФЗ, в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.5 Закона Ярославской области от 07.12.2004 г. №52-з "О пожарной безопасности в Ярославской области" на работников противопожарной службы Ярославской области распространяются в полном объеме гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством.
Согласно ч.5 ст.5 названного закона Ярославской области перечень оперативных должностей противопожарной службы Ярославской области, дающих право на установление пенсии по старости работникам, работающим на указанных должностях, по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в Государственной противопожарной службы не менее 25 лет, определяется Правительством Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23.05.2011 г. №392-п утвержден Перечень оперативных должностей противопожарной службы Ярославской области, в который включена должность водителя пожарного автомобиля (6, 7 разряда).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца усматривается, что с 01.01.2009 г. он работал в должности водителя 6 разряда, а с 01.02.2011 г. водителя 7 разряда ГУ Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» (с 13.07.2011 г. ГУ Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» переименовано в ГКУ ЯО «Отряд противопожарной службы №6», с 01.10.2012 должность водителя пожарного автомобиля переименована в «водитель автомобиля», с 02.08.2016 г. переведен в 48 пожарную часть по охране с.Середа Даниловского района пожарно-спасательного отряда №7.
Также из материалов дела следует, что работа водителя пожарного автомобиля в государственном учреждении Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» тождественна работе водителя пожарного автомобиля в федеральной противопожарной службе МЧС России. Должность водителя пожарного автомобиля включена в Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.18 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При поступлении на работу в пожарную часть и в спорный период истец работал в государственной противопожарной службе, характер деятельности и функциональные обязанности истца фактически не изменились, переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень правовых гарантий на получение льготной пенсии и не может быть определяющим при разрешении вопроса о приобретении истцом права на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, конкретных фактических обстоятельств дела (характер работы истца как водителя пожарного автомобиля не менялся при переходе отряда государственной противопожарной службы №6 из системы МЧС России в систему государственной противопожарной службы Ярославской области), а также учитывая, что на момент вынесения решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости истец достиг 50-летнего возраста (23.07.2018 г.), суд приходит к выводу, что спорный период с 1 января 2009 г. по 22.07.2018 г. включительно (всего 9 лет 7 месяцев 25 дней) подлежит включению в стаж, дающий право ФИО1 с 23.07.2018 г. на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) от 06.08.2018 года №1406 незаконным в части не включения в специальный стаж ФИО1 периода работы в должности водителя пожарного автомобиля, водителя автомобиля в Государственном учреждении Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» Ярославской области (с 13.07.2011 г. ГУ Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» переименовано в ГКУ ЯО «Отряд противопожарной службы №6», с 01.10.2012 должность водителя пожарного автомобиля переименована в «водитель автомобиля», с 02.08.2016 г. перевод в 48 пожарную часть по охране с.Середа Даниловского района пожарно-спасательного отряда №7) с 01.01.2009 г. по 22.07.2018 г. включительно (всего 9 лет 7 месяцев 25 дней).
Включить в специальный стаж ФИО1, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии подп.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы водителем пожарного автомобиля, водителем автомобиля в Государственном учреждении Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» Ярославской области (с 13.07.2011 г. ГУ Ярославской области «Отряд противопожарной службы №6» переименовано в ГКУ ЯО «Отряд противопожарной службы №6», с 01.10.2012 должность водителя пожарного автомобиля переименована в «водитель автомобиля», с 02.08.2016 г. перевод в 48 пожарную часть по охране с.Середа Даниловского района пожарно-спасательного отряда №7) с 01.01.2009 г. по 22.07.2018 г. включительно (всего 9 лет 7 месяцев 25 дней).
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп.18 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, в соответствии с подп.18 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ с даты достижения ФИО1 50-летнего возраста – с 23.07.2018 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 17.09.2018 г.
Судья Иванова С.С.