УИД 22RS0001-01-2019-000961-56
Гражданское дело № 2-575\2019г.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Качусовой О.В.
при секретаре Тюбиной Ю.А.,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Воропаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Алтайского края, МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края», МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края» об обязании установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Алтайского края, третьим лицам МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края», МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края» об обязании установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению, указывая на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение социальной защиты инвалидов, в том числе общедоступности инфраструктуры на территории г. Алейска. В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.15 Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Согласно п. «а» 4.1 ст.9 «Конвенции о правах инвалидов», для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими надлежащие меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно п.7.1.8 Свода правил 59.13330.2012 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. Администрация г. Алейска Алтайского относится к административноуправленческому учреждению, в компетенцию которого входит решение вопросов местного значения, затрагивающих сферы жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. МБОУ СОШ № и 4 г. Алейска относятся к учреждениям социального назначения. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что здание администрации г. Алейска Алтайского края расположенное по адресу: г. Алейск, <адрес>, находится в собственности муниципального образования г. Алейск Алтайского края. При входе в здание администрации г. Алейска Алтайского края отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения). Аналогичные нарушения выявлены в здании МБОУ СОШ № г. Алейска Алтайского края (г. Алейск, <адрес>) и МБОУ СОШ № г. Алейска Алтайского края (г. Алейск, <адрес>). Отсутствие информационной мнемосхемы, приспособленной для инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан, ограничивает права неопределенного круга лиц, а именно слабовидящих граждан, на получение информации о помещениях в здании и беспрепятственный доступ, а, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, просят обязать администрацию г. Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание расположенного по адресу: г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании. На основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать администрацию г. Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание расположенное по адресу: г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании. На основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать администрацию г. Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание расположенное по адресу: г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании. На основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В ходе рассмотрения дела Алейский межрайонный прокурор представил уточненное исковое заявление, принятое к производству суда определением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором уточнил круг ответчиков по делу, предъявляя исковые требования к Аминистрации г. Алейска Алтайского края, МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края», МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края», и по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении, просил суд: обязать администрацию г. Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать администрацию г.Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» на приобретение и установку информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании; тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать администрацию г.Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» на приобретение и установку информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании; тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» в течение 2 месяцев с момента получения денежных средств установить при входе в здание школы, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м; обязать МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» в течение 2 месяцев с момента получения денежных средств установить при входе в здание школы, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Воропаев В.А. поддержал заявленные требования в полном объеме в редакции уточненного искового заявления, пояснил аналогично изложенному в иске, дополнив, что выполнение перечисленных в исковом заявлении требований не требует проведения какой-либо реконструкции вышеуказанных зданий, производства в них перепланировки и переустройства, поскольку мнемосхема представляет собой информационный тактильный стенд для инвалидов по зрению, а направляющие полосы движения подлежат наклеиванию на существующее в зданиях напольное покрытие либо стены.
Представитель ответчика Администрации г. Алейска Алтайского края в судебное заседание, о месте и времени которого извещен надлежащим образом, не явился, в представленных письменных возражениях исковые требования не признал по следующим основаниям. Согласно Уставам муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений №№, 4 г. Алейска, школа обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Школы №№, 4, согласно Уставу школ, являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печать, штамп и бланки со своим наименованием. Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетные учреждения самостоятельно выступают в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 214, 294, 296). Согласно пунктов 1.5., 1.8. Положения о Комитете по образованию и делам молодежи администрации <адрес>, утвержденного решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту Положение), Комитет является самостоятельным юридическим лицом; в непосредственном ведении Комитета находятся муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения <адрес> Алтайского края. Пункт 3.46. Положения, указывает, что Комитет осуществляет финансирование подведомственных учреждений в объеме поступивших бюджетных средств и контроль за их целевым расходованием. В соответствии и вышеизложенным администрация города может выступать ответчиком только по пункту 1 искового заявления Алейского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица контролирующего органа в пределах предоставленных полномочий обязаны выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По результатам проверки Алейской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Алейск, <адрес> составлен акт проверки, но предписание администрации города не выдавалось, срок для установления при входе в здание по <адрес> информационной мнемосхемы, предложен не был. Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 и пункту 1.4 СП 59.13330.2016 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления". Здание администрации города по <адрес>, не относится к вновь вводимым или прошедшим реконструкцию, капитальный ремонт, модернизацию объектам, построено очень давно, дата ввода здания в эксплуатацию и принятия к учету - ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное, администрации города просит в удовлетворении заявленных требований Алейскому межрайонному прокурору к администрации <адрес> Алтайского края, - отказать.
Представители ответчиков - МБОУ СОШ №<адрес>, МБОУ СОШ №<адрес> в судебное заседание, о месте и времени которого извещены надлежащим образом, не явились, до начала судебного заседания представили письменные возражения на иск, аналогичные возражениям, представленным Администрацией <адрес> Алтайского края. Здания МБОУ СОШ №, МБОУ СОШ № г. Алейска по <адрес> не относятся к вновь вводимым или прошедшим реконструкцию, капитальный ремонт, модернизацию объектам, построены очень давно, ввод зданий в эксплуатацию и принятия к учету - 1965, 2002 годы. Учитывая вышеизложенное, МБОУ СОШ №, МБОУ СОШ № г. Алейска просили в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию и делам молодежи администрации <адрес> в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Воропаев В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ определены способы наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, согласно которым государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В целях реализации указанного Федерального закона Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 года № 605 утвержден Свод правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ).
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015 года утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
В п. 3 данного Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из материалов гражданского дела (Выписок и ЕГРН на объекты недвижимости) следует, что собственником зданий, в которых расположены Администрация <адрес> Алтайского края, МБОУ «СОШ №<адрес> Алтайского края» и МБОУ «СОШ № г. Алейска Алтайского края» является Муниципальное образование <адрес> Алтайского края.
Администрация г. Алейска является административно-управленческим учреждением, МБОУ СОШ №, МБОУ СОШ № г. Алейска относятся к объектам социальной инфраструктуры (образовательным учреждениям), поэтому ответчиком – Администрацией г. Алейска Алтайского края как владельцем здания должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к указанным объектам и предоставляемым им услугам.
В ходе проверок, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Алейской межрайонной прокуратурой, установлено, что в здании Администрация г. Алейска по адресу: г. Алейск, <адрес>, в здании МБОУ СОШ №, по адресу: г. Алейск, <адрес>, в здании МБОУ СОШ № г. Алейска по адресу: г. Алейск, <адрес>, в нарушение требований законодательства при входе в здания для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 7.1.8 Свода правил (л.д.5).
При этом суд обращает внимание, что мнемосхема – это совокупность сигнальных устройств и сигнальных изображений и внутренних связей контролируемого объекта. Информация, которая выводится на мнемосхему, может быть представлена в виде аналогового, дискретного и релейного сигнала, а также графически. В рассматриваемом иске прокурор просит о возложении обязанностей на ответчиков по установке информационных мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов по зрению, отображающих информацию о помещениях в здании, которые по своей сути являются информационными стендами различных модификаций, и об установлении на основных путях движения тактильных направляющих полос с высотой рисунка не более 0,025 м. Исполнение данных требований не требует реконструкции, перепланировки, ремонта зданий (доказательств обратного не представлено). При таких обстоятельствах доводы ответчиков о применении в рассматриваемом споре положений части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, которые применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не могут быть приняты судом во внимание.
Кроме того, согласно представленным прокурором общедоступным сведениям сети Интернет, стоимость тактильных мнемосхем для инвалидов в Барнауле составляет от 3 900 рублей (настенный стенд) до 23 000 рублей (напольный стенд со стойками и опорным поручнем). Суд полагает, что такие затраты для бюджета муниципального образования значительными не являются.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, а также отсутствия соответствующего финансирования для выполнения требований по соблюдению действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проведенные Алейской межрайонной прокуратурой проверки не противоречат действующему законодательству, соответствуют установленным законодательством обязанностям и полномочиям прокурора.
Поскольку прокурором, как стороной по делу, в силу ст.56 ГПК РФ представлены все необходимые доказательства, подтверждающие факт невыполнения ответчиками требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а ответчиками не представлены доказательства наличия объективных препятствий к надлежащему исполнению требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Устанавливая срок исполнения настоящего решения в размере 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – для осуществления соответствующего финансирования, и в размере 2 месяцев – для приобретения и установки информационных мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов по зрению, а также тактильных направляющих полос с высотой рисунка не более 0,025 м, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков. По мнению суда, предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов инвалидов по зрению (в том числе несовершеннолетних детей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию г. Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Обязать администрацию г.Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» на приобретение и установку информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании; тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Обязать администрацию г.Алейска Алтайского края в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» на приобретение и установку информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании; тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Обязать МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» в течение 2 месяцев с момента получения денежных средств установить при входе в здание школы, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Обязать МБОУ «СОШ № г.Алейска Алтайского края» в течение 2 месяцев с момента получения денежных средств установить при входе в здание школы, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании; на основных путях движения расположить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Судья Алейского городского суда О.В. Качусова
Решение не вступило в законную силу