ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-575/2016 от 19.10.2016 Кемского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-575/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 октября 2016 года г. Кемь, РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гордевич В.С.,

при секретаре Гавриловой Н.Б.,

с участием помощника прокурора Кемского района Демьяка Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Куземская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено: ФИО1 на основании трудового договора № 19 от 18.01.2010 года и дополнительного соглашения № 3 от 11.10.2013 года состоит в трудовых отношениях с МБОУ Куземская ООШ в должности <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам заработная плата ФИО1 без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера за июль 2016 года составила – <данные изъяты>,35 рублей, за август 2016 года – <данные изъяты>,50 руб.

Прокуратура района полагает, что заработная плата истцу выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы ФИО1 составила <данные изъяты>,33 рублей.

Прокурор просил взыскать с МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за июль и август 2016 года в размере 3817,33 руб.

Прокурор Демьяк Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» - директор ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. В поступившем заявлении ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представители третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещены о времени и мете судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав прокурора Демьяка Д.В., изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

Установлено, что ФИО1 на основании трудового договора № 19 от 18.01.2010 года и дополнительного соглашения № 3 от 11.10.2013 года работает у ответчика в должности <данные изъяты>. Трудовым договором истцу установлены: ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 120% и постоянная выплата к должностному окладу в размере 25%. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 11 октября 2013 года истцу установлен оклад – <данные изъяты> руб. Согласно расчетным листкам истца ее начисленная заработная плата без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила за июль 2016 года – <данные изъяты>,35 рублей, за август 2016 года – <данные изъяты>,50 руб. В соответствии с табелями учета рабочего времени за июль и август 2016 года истец полностью отработала указанные месяцы.

Истец осуществляет свою трудовую деятельность в МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.4, 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 02.12.2015 г. № 883).

В соответствии с пунктом 5.11 Устава источниками формирования финансовых средств Учреждения являются: средства бюджета Кемского муниципального района в виде субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6.3, 6.3.4. Устава Единоличным исполнительным органом является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Директор назначается и освобождается от занимаемой должности Учредителем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации на основании трудового договора. Директор осуществляет следующие полномочия: планирует и организует работу Учреждения в целом и образовательный процесс в частности, контролирует ход и результаты образовательного процесса, отвечает за качество и эффективность работы Учреждения; устанавливает порядок разработки программы развития Учреждения; принимает решения о разработке и принятии ЛНА; организует работу по исполнению решений органов коллегиального управления, представительных органов (при их наличии); организует работу по подготовке Учреждения к лицензированию и государственной аккредитации; принимает на работу и увольняет педагогических и иных работников, распределяет обязанности между ними; организует учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы; организует делопроизводство.

Директором МБОУ Куземская ООШ ФИО3 20 ноября 2013 года утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Куземская общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, из которого следует, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом, в том числе, государственных гарантий по оплате труда, перечней видов компенсационных и стимулирующих выплат. Размер оклада работнику устанавливается директором Куземской ООШ, исходя из рекомендуемых Министерством образования Республики Карелия средних окладов (должностных окладов). Оклад (должностной оклад) работника устанавливается за норму часов в соответствии с законодательством Российской Федерации с Трудовым кодексом из расчета полной занятости в течение расчетного периода (календарный месяц, год), установленного для каждой категории работников. Фонд оплаты труда работников МБОУ Куземской ООШ формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Кемского муниципального района Республики Карелия и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (раздел 1, пункты 2, 4, 5, 8 Положения). В соответствии с пунктом 2.2.1. раздела 2 сторожу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ) с 01.07.2016 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 руб. в месяц.

Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом.

Вместе с тем из материалов дела следует, что с учетом установленного ФИО1 оклада, а также начисленных надбавок и стимулирующих выплат, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера размер выплаченной в июле и августе 2016 года истцу заработной платы превысил установленный федеральным законом в 2016 году минимальный размер оплаты труда, а именно: за июль начислена заработная плата в размере <данные изъяты>,97 рублей, за август 2016 года – <данные изъяты>,70 руб. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ.

Ввиду того, что размер заработной платы ФИО1 с учетом оклада по должности, начисленных надбавок и стимулирующих выплат, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2016 году, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ, довод прокурора о том, что районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Доводы прокурора о необходимости удовлетворения заявленных требований со ссылкой на статьи 146, 148 Трудового кодекса РФ, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются несостоятельными, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (80%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районе Крайнего Севера (40%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 08.08.2016 г. № 72-КГ16-4.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Кемского района в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Куземская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района о взыскании задолженности по заработной плате – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.С. Гордевич

Решение в окончательной форме вынесено 24 октября 2016 года.