Дело № 2-576/2018
(УИД 29RS0005-01-2018-000592-81)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2018 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Тороповой А.С.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат № 2» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат № 2» (далее – ГБОУ АО АСШИ № 2) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы.
В обоснование требований указала, что на основании приказа от 03.06.2017 принята на работу в должности ****** С учетом установленного федеральным законом МРОТ, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в условиях Крайнего Севера, ее заработная плата за полностью отработанный месяц должна была быть до 1 июля 2017 года не менее ****** руб., а после указанной даты - не менее ****** руб. В июне, июле, августе, сентябре 2017 года она полностью отработала норму рабочего времени и выполнила трудовые обязанности, однако, ее заработная плата оказалась меньше вышеуказанных сумм (за исключением августа 2017 года). Просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с июня по сентябрь 2017 года в размере ******., компенсацию за неиспользованный отпуск ****** коп., компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы 910 руб. 65 коп.
Истец ФИО2 в суд не явилась, ее представитель ФИО1 поддержал заявленные требования, пояснив, что задолженность по заработной плате истца образовалась в результате начисления оплаты ниже МРОТ.
Ответчик ГБОУ АО АСШИ № 2 в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном отзыве указал на отсутствие возражений относительно заявленных требований.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 05 июня 2017 года ФИО2 принята на работу в ГБОУ АО АСШИ № 2 на должность ******
В соответствии с условиями заключенного между сторонами трудового договора № 2 от 26 июня 2017 года истцу с 05 июня 2017 года установлен должностной оклад в размере ****** руб., районный коэффициент в размере 20 %, процентная надбавка за работу в условиях Крайнего Севера в размере 50 %.
23 сентября 2017 года истец уволена по собственному желанию на основании п.3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Оценив доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, учитывая позицию ответчика по делу, суд приходит к выводу о незаконности действий работодателя по начислению заработной платы за период с июня по сентябрь 2017 года ниже МРОТ, без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы.
Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 ТК РФ в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 5).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Статьей 130 ТК РФ величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч. 1), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ч. 3), а согласно ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем ч. 2 ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, ТК РФ и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей как обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст.ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст.ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
С учетом изложенного районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.
Кроме того, в соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, сумма задолженности по заработной плате в размере ****** коп., а также компенсации за неиспользованный отпуск ****** коп., за нарушение сроков выплаты заработной платы ****** коп. подлежит взысканию с ответчика.
Расчет истца ответчиком не оспорен, проверен судом, признан арифметически верным.
Наряду с этим на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО2 к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат № 2» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат № 2» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате за период с июня по сентябрь 2017 года в размере 5 682 руб. 78 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск 707 руб. 69 коп., компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы 910 руб. 65 коп., всего 7 301 (Семь тысяч триста один) руб. 12 коп.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат № 2» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Л.А. Шарпалова