ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2011 от 14.12.2011 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 14 декабря 2011 г.                                                                       п.Приобье

 Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Зверевой М.А.

 При секретаре Пузановой В.В.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации сельского поселения Перегрёбное о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

                                                                          УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к жилищной комиссии администрации сельского поселения Перегрёбное. Просит признать в судебном порядке, что имеет право на реализацию льгот по обеспечению жилым помещением в связи с тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика поставить его на учет.

 Обосновывая доводы искового заявления указал, что для реализации права на получение жилья за счет федерального бюджета он должен находиться на учете как нуждающийся в жилом помещении. В августе 2011 года он обратился в администрацию сельского поселения Перегрёбное как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ему было разъяснено в письменном отказе от 22 сентября 2011 года, что постановлением администрации поселения № 72 в марте 2011 года принято решение отказать в постановке на учет так как он не является малоимущим.

 Предоставил суду копию справки о том, что рядовой ФИО1 в составе военной части № с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, Постановление № 72 от 11 марта 2011 года, вынесенное администрацией сельского поселения Перегрёбное об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося, разъяснение на обращение ФИО1 от 22.09.2011 г. о причинах отказа в постановке на учет, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС в 1989 г., копию военного билета, сведения об отсутствии жилого помещения в собственности.

 Ответчик предоставил суду : справку от имени главы поселения о том, что по состоянию на ноябрь 2011 года ФИО1 не состоит в очереди в качестве нуждающегося, Протокол общественной жилищной комиссии № от 11 марта 2011 года заседания комиссии, согласно которому ФИО1 обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как малоимущий, погорелец и участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС. Установлено, что к категории малоимущих заявитель не относится, на учет до 01 января 2005 года не встал согласно имевшейся льготе, Положение о порядке признания граждан малоимущими от 14 июня 2007 года.

 Заслушав представителя истца, изучив представленные суду документы судом установлено, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

 Так, согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 относится к категории граждан указанных как « граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения» по признаку лица, военнообязанного, призванного на специальные сборы и привлеченного в эти годы к выполнению работ по ликвидации последствий катастрофы. Вывод суд основывает на записи в военном билете рядового Рымар о том,что он принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии с ДД.ММ.ГГГГ, имеется <данные изъяты>, на Удостоверении Участника ликвидации последствий катастрофы в 1989 году, удостоверение бессрочное и действительно на всей территории РФ, на Справке, выданной войсковой частью <адрес> рядовому ФИО1 в том, что он в составе части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и имеет льготы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 05 июня 1986 года № 665-195.

 Согласно ст. 15 вышеназванного Закона - о возмещении вреда и мерах социальной поддержки данной категории граждан- Гражданам, указанным в п.4 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренныеп.п.4,6,7,9-12,14 ч.1 ст.14 настоящего Закона и п.2 ч.1 настоящей статьи. Кроме того, им гарантируется постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентировано ст. 52 ЖК РФ где указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

 Истец по делу обратился в органы местного самоуправления с заявлением, в котором, согласно протокола № 2 от 11 марта 2011 г. заседания общественной жилищной комиссии администрации п.Перегрёбное, он указал несколько оснований - погорелец, участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, малоимущий и не имеющий собственного жилья. При рассмотрении заявления ФИО1 основанием для отказа в постановке его на учет явилось отсутствие доказательств того обстоятельства, что истец не является малоимущим лицом. В то же время иные основания для постановки на учет истца ФИО1 названной комиссией не исследовались, но должны были исследоваться. При отказе в постановке на учет ответчик необоснованно сослался на необходимость учета времени постановки на такой учет- как на 01 января 2005 года и на необходимость являться малоимущим в случае если постановка на учет происходит после 01 января 2005 года. Цитируемая ответчиком норма - ст. 15 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г., согласно Протокола № 2, не содержит ссылки на обязательное условие о постановке нуждающихся на учет до 01 января 2005 года. Для той категории лиц, к которой относится истец ФИО1 применению подлежит ч.3 ст. 49 ЖК РФ -жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Федеральный Закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ( в редакции по сост. 26.07.2011 г.)не указывал на установление иного порядка предоставления жилых помещений. Таким образом, признак нуждаемости в жилом помещении являлся основополагающим при комиссионном рассмотрении заявления ФИО1 Следовательно, достаточно было предоставления сведений об отсутствии у него жилого помещения в собственности либо на основании договора социального найма и сведений подтверждающих его льготный статус.

 Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ -принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Следовательно, ФИО1 обратился в надлежащий орган с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

 В Постановлении от 11 марта 2011 года при отказе ФИО1 в постановке на учет не указано, какие именно документы им были предоставлены в обоснование доводов его заявления в части наличия льготы как участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Следовательно, у суда не имеется оснований полагать, что на тот момент заявителем ФИО1 не были выполнены требования ч.4 ст. 52 ЖК РФ, а именно -с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Поскольку, у истца ФИО1 имеется право, предусмотренное Федеральным законом, состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, а не ч.2 ст. 49 ЖК РФ, имеется нуждаемость в жилом помещении, согласно выписке из регистрирующего права граждан на недвижимое имущество органа, при установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит необходимым установить, что восстановление его нарушенного права подлежит исчислять с даты вынесения Постановления № 72 об отказе в постановке на учет, то есть с 11 марта 2011 года.

 Восстановление нарушенного права позволит истцу стать участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» согласно Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 « О некоторых вопросах реализации подпрограммы», где в ч.1 установлено, что формой государственной финансовой поддержки таким категориям лиц является предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения Перегрёбное об обязывании администрации поселения в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

 Обязать администрацию сельского поселения Перегрёбное Октябрьского района ХМАО-Югры принять на учет с 11 марта 2011 года в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО1 в течении 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением суда.

 Мотивированное решение суда сторонам предоставлено для ознакомления 19 декабря 2011 г.

 Судья                                                                                            М.А.Зверева

 =согласовано=

 Судья Октябрьского районного суда ______________ М.А. Зверева