ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2014 от 03.04.2014 Сальского городского суда (Ростовская область)

 Дело № 2-576/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 <адрес>                                  03 апреля 2014 года                        

 Сальский городской суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Матяш А.В.

 с участием ст. помощника Сальской транспортной прокуратуры – Плющева А.А.

 при секретаре Хатько Н.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности,

 УСТАНОВИЛ:

 Сальский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности, указав, что Сальской транспортной прокуратурой 22.08.2013 проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины указав следующее.

 В ходе проверки установлено, что полоса отвода, находящаяся в зоне ответственности <адрес> дистанции пути - структурного подразделения <адрес> дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-№), <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-№) содержится в нарушение требований правил пожарной безопасности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 102 и п. «б» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - Ж РФ), к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определены категории указанных лесов, в том числе защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (далее - ФЗ), земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

 В соответствии со ст. 2 ФЗ полоса отвода железных дорог (далее — Полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей.

 На основании п. 3.7.1. «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной МПС РФ 01.07.2000, № ЦП-774 (далее - ЦП-774), в пределах полосы отвода размещаются: земляное полотно с искусственными и водоотводными сооружениями, защитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, ограждения пути от выхода на него скота, путевые и другие здания, линии связи, энергоснабжения и другие железнодорожные сооружения и устройства.

 Согласно п. 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126, в охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее - Охранные зоны) включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений.

 В ходе проверки установлено, что защитные лесонасаждения, находящиеся в зоне ответственности ПЧ-№ и ПЧ-№ находятся в собственности ОАО «РЖД».

 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

 Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (далее - Правила) п. 1 установлено, что настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов по обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

 В соответствии с пунктом 3 Правил, меры пожарной безопасности включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

 Пунктом 27 главы 6 Правил установлено, что Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров..

 Однако, в нарушение данных норм, на участках, находящихся в зоне ответственности ПЧ-№ и ПЧ-№, в частности железнодорожного пути <адрес>, а именно № км, № км <адрес>, а также на перегоне <адрес> такие работы на момент проверки не проведены.

 В Сальскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Главы <адрес> городского поселения Н.А.В. о том, что на участке, находящемся в зоне ответственности ПЧ-№, увеличилось количество возгораний в зоне ответственности железной дороги, так как противопожарные мероприятия, а именно опашка вдоль железнодорожного полотна за последние 2 года не проводилась.

 Вместе с тем, на основании приказа ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ дистанция защитных лесонасаждений - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД» упразднена. После реорганизации дистанции защитных лесонасаждений балансодержателями лесополос являются ПЧ-№ и ПЧ-№, каждая в своей зоне ответственности.

 Работы по содержанию защитных лесонасаждений в полосе отвода ПЧ-№ переданы на сетевой аутсорсинг ЗАО «<данные изъяты>» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «РЖД». Однако, надлежащее содержание защитных лесонасаждений сторонами договора не организованно

 Содержание защитных лесонасаждений, находящихся в зоне ответственности ПЧ-№, в том числе производство противопожарной опашки защитных лесонасаждений находится в компетенции ПЧ-№, не имеющей специальной техники для опашки лесонасаждений.

 Бездействие руководства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» по месту нахождения ПЧ-№ и ПЧ-№ является нарушением пожарного законодательства. Выявленные нарушения законодательства могут привести к возникновению пожара в полосе отвода или защитном насаждении, причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц, затруднению движения поездов.

 Данное обстоятельство, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного, просит суд:

 1. Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры, выражающиеся в неисполнении требований правил пожарной безопасности.

 2. Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры принять меры по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, а именно произвести противопожарную опашку защитных лесонасаждений на участках, находящихся в зоне ответственности <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» и <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

 В судебном заседании ст. помощник Сальского транспортного прокурора Плющев А.А. представил уточненные исковые требования в силу которых просит суд:

 1. Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры, выражающиеся в неисполнении требований правил пожарной безопасности.

 2. Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры принять меры по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, а именно произвести противопожарную опашку защитных лесонасаждений на участках, находящихся в зоне ответственности <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» и <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

     Представитель ответчика по доверенности Сокол К.П. в судебное заседание прибыл, иск не признал, представив суду письменные возражения.

     Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

     Как установлено в судебном заседании Сальской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины указав следующее.

 В ходе проверки установлено, что полоса отвода, находящаяся в зоне ответственности <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-№), <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» (далее - ПЧ-№) содержится в нарушение требований правил пожарной безопасности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 102 и п. «б» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - Ж РФ), к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определены категории указанных лесов, в том числе защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (далее - ФЗ), земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

 В соответствии со ст. 2 ФЗ полоса отвода железных дорог (далее — Полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей.

 На основании п. 3.7.1. «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной МПС РФ 01.07.2000, № ЦП-774 (далее - ЦП-774), в пределах полосы отвода размещаются: земляное полотно с искусственными и водоотводными сооружениями, защитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, ограждения пути от выхода на него скота, путевые и другие здания, линии связи, энергоснабжения и другие железнодорожные сооружения и устройства.

 Согласно п. 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126, в охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее - Охранные зоны) включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений.

 В ходе проверки установлено, что защитные лесонасаждения, находящиеся в зоне ответственности ПЧ-№ и ПЧ-№ находятся в собственности ОАО «РЖД».

 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

 Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (далее - Правила) п. 1 установлено, что настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов по обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

 В соответствии с пунктом 3 Правил, меры пожарной безопасности включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

 Пунктом 27 главы 6 Правил установлено, что Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров..

 Однако, в нарушение данных норм, на участках, находящихся в зоне ответственности ПЧ-№ и ПЧ-№, в частности железнодорожного пути <адрес>, а именно <адрес>, а также на перегоне <адрес> такие работы на момент проверки не проведены.

 В Сальскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Главы <адрес> городского поселения Н.А.В. о том, что на участке, находящемся в зоне ответственности ПЧ-№, увеличилось количество возгораний в зоне ответственности железной дороги, так как противопожарные мероприятия, а именно опашка вдоль железнодорожного полотна за последние 2 года не проводилась.

 Также согласно письму начальника ОНД по <адрес> М.Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ на территории ж.д. путей <адрес> произошло возгорание сухой растительности, в связи с чем просит принять меры по усилению мер пожарной безопасности на объектах ж.д. транспорта.

 Вместе с тем, на основании приказа ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ дистанция защитных лесонасаждений - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД» упразднена. После реорганизации дистанции защитных лесонасаждений балансодержателями лесополос являются ПЧ-№ и ПЧ-№ каждая в своей зоне ответственности.

 Работы по содержанию защитных лесонасаждений в полосе отвода ПЧ-№ переданы на сетевой аутсорсинг ЗАО «<данные изъяты>» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «РЖД». Однако, надлежащее содержание защитных лесонасаждений сторонами договора не организованно, в настоящее время договор расторгнут.

 Содержание защитных лесонасаждений, находящихся в зоне ответственности ПЧ№, в том числе производство противопожарной опашки защитных лесонасаждений находится в компетенции ПЧ-№, не имеющей специальной техники для опашки лесонасаждений.

 Бездействие руководства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» по месту нахождения ПЧ-№ и ПЧ-№ является нарушением пожарного законодательства. Выявленные нарушения законодательства могут привести к возникновению пожара в полосе отвода или защитном насаждении, причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц, затруднению движения поездов.

 В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

 Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения.

     Учитывая, изложенное суд полагает исковые требования Сальского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

 По смыслу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

 В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

 Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере <данные изъяты> рублей.

 Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 1. Исковые требования Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктурыоб устранении нарушений требований правил пожарной безопасности – удовлетворить.

 2. Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры, выражающиеся в неисполнении требований правил пожарной безопасности.

 3. Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры принять меры по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, а именно произвести противопожарную опашку защитных лесонасаждений на участках, находящихся в зоне ответственности <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» и <адрес> дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 4. Взыскать с ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца.

 Председательствующий -                     А.В. Матяш