Дело № 2-576/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июля 2014 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Березиной А.О., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Нечаева Е.А., представителя заинтересованного лица главы администрации МО ... ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до ...г.,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до ...г.. В обоснование заявления указывает, что в период с ...г. по ...г. проведена внеплановая проверка исполнения администрацией МО ... возложенных на нее обязательств по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования ... места массового отдыха граждан на водных объектах, оборудованные в соответствии с требованиями нормативных документов, отсутствуют, местом отдыха и купания граждан на территории МО ... является берег реки ... в в районе подвесного моста д. .... В нарушение действующего законодательства и Устава администрация МО ... не оборудовала места массового отдыха жителей поселения на водных объектах, не обеспечила безопасный для здоровья свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; не приняла мер по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на водных объектах в пределах территории поселения. Указанное бездействие администрации МО ... нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности людей на водных объектах, в связи с чем создается угроза жизни и здоровью людей.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Нечаев Е.А. требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица глава администрации МО ... ФИО1 заявленные требования не признал, пояснил, что в границах МО ... находятся 14 населенных пунктов, расположенных друг от друга на расстоянии от 4 до 6 км, в д. ... водных объектов нет, в остальных населенных пунктах традиционно сложившихся мест массового отдыха на реке ... в границах поселения ... не имеется, место на берегу реки ... в районе подвесного моста д. ..., указанное в заявлении прокурора, как место массового отдыха и купания, является запрещенным для купания на основании постановления администрации МО ... от ...г. № ..., доступ к водным объектам граждан не ограничен, безопасность на водных объектах обеспечивается посредством разъяснительной работы среди населения, приняты и доведены до населения соответствующие нормативно-правовые акты по вопросам использования водных объектов для личных и бытовых нужд и обеспечению безопасности граждан на водных объектах, в опасных для купания местах установлены аншлаги с запрещающими знаками и надписями; возможности организовать обустройство и содержание на берегу реки на территории МО ... места отдыха, в том числе в виде пляжей, не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующих для этого условий.
Заслушав помощника прокурора ..., представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, в рамках, предоставленных ему законом полномочий.
Как разъясняет Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Также, в п. 25 данного Постановления разъяснено, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона и иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценить целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Из содержания ст.7, ч.5 ст.37 и ч.1 ст.41 Конституции РФ следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. 15, 24, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Федеральный Закон РФ № 131-ФЗ к полномочиям сельских поселений решение указанных вопросов не относит, между тем в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В силу ст. 7.1.1 Закона Архангельской области от 20.06.2014 № 157-9-ОЗ «О внесении дополнения в Областной закон от 23.09.2004 № 259-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее - закон № 157-9-ОЗ) за сельскими поселениями Архангельской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22-24, 24 27, 31, 32, 33.1 - 34, 36 -38 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ. Указанный закон вступил в силу со дня его официального опубликования- 20 июня 2014 года.
Таким образом, полномочия указанные в п. 15, 24, 26 ч. 1 ст. 14 Закона отнесены к полномочиям сельских поселений.
В соответствии с п. 17, 25, 26 ст.10 Устава МО ..., принятого Советом депутатов ...г. (с изменениями от 20.07.2012), к вопросам местного значения МО ... относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
На основании ст. 30 Устава МО ... администрация МО ... является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
В заявлении исполняющий обязанности прокурора Устьянского района указал, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией МО ... не исполняются полномочия по решению вопросов местного значения сельского поселения, а именно: администрация поселения не оборудовала места массового отдыха жителей поселения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством, не обеспечила безопасный для здоровья свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; не приняла мер по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на водных объектах в пределах территории поселения, заявив при этом требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем к вопросам местного значения сельского поселения, как указано выше, относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. При этом нет указания в законе на то, что к таким вопросам относится обустройство мест массового отдыха населения именно на водных объектах.
К обустройству места массового отдыха на водных объектах предъявляется ряд требований, обеспечение которых зависит не только от органов местного самоуправления, но и от характеристик водных объектов, имеющихся в границах того или иного поселения.
Водные объекты используются для массового отдыха в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, с соблюдением требований охраны людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ.
В силу п. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 года № 769 «О порядке утверждения Правил охраны жизни людей на водных объектах» установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.
В соответствии с п.п.1,2,3 постановления Администрации Архангельской области от 28.04.2009 №119-па/17 «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области» Правила, разработанные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года №769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах», устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах массового отдыха на водных объектах (далее - пляжи), переправах и наплавных местах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Архангельской области. Проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Местом массового отдыха людей на водном объекте является место нахождения больших групп людей (более 50 человек) у водного объекта при проведении отдыха и купания. Места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма, устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Использование акватории водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также могут быть установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области. Ограничения водопользования на водных объектах общего пользования в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления поселений, городских округов через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иным способом.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с Постановлением Минздрава России от 17 мая 2001 №14 «О введении в действие санитарных правил» к местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
Согласно ч.ч.1,11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с ч.9 ст.85, ч.ч.1,2 ст.98 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон- это земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.6 Водным кодексом Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно сведениям ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» (... инспекторский участок) от ...г. администрацией МО ... информация о наличии, оборудовании (готовности к эксплуатации) на территории МО ... мест массового отдыха граждан на водных объектах в адрес ... инспекторского участка ФКУ «ГИМС МЧС России по АО» не направлялась. Технических освидетельствований ... инспекторским участком ФКУ «ГИМС МЧС России по АО» мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ... не проводилось, акты технических освидетельствований не составлялись.
По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (... территориальный отдел) от ...г. фактов обращения администрации МО ... за получением санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, расположенных на территории МО ..., санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования не установлено.
Согласно письму от ...г. ... и доводам главы администрации МО ... в судебном заседании на территории МО ... санкционированные места массового отдыха жителей на водных объектах отсутствуют, возможности организовать обустройство и содержание на берегу реки на территории МО ... места отдыха, в том числе в виде пляжей, не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующих для этого условий.
По доводам прокурора, основанным на информации от ...г., поступившей из ОМВД России по ..., местом отдыха и купания граждан на территории МО ... является берег реки ... в районе подвесного моста в д. ...; указанное место отдыха и купания граждан надлежащим образом не оборудовано и не обследовано.
Между тем согласно постановлению администрации МО ... от ...г. ... «О введении ограничения водопользования на водных объектах общего пользования на территории МО ... в течение купального сезона 2014 года» местами, запрещенными к купанию по МО ... являются: 50 метров вверх и вниз по течению реки ... в районе подвесного моста ....
Доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления в установленном законом порядке на территории МО ... определены места массового отдыха на водном объекте, в суд не предоставлено.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что в пределах границы сельского поселения МО ... нет ни одного места на водных объектах, отвечающего требованиям закона, ничем не опровергнуты, создание же искусственного участка водного объекта, отвечающего данным требованиям, не входит в обязанности органа местного самоуправления.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до ...г., удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования ... по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации, и возложении обязанности на администрацию муниципального образования ... организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до ...г.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья А.М.Рогачева
Мотивированное решение принято судом 14 июля 2014 года
Председательствующий судья А.М.Рогачева