ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2018 от 10.07.2018 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-576/2018

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2018 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области

в составе: председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Ли Е.В.,

с участием прокурора Баймурзина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» о признании незаконным бездействия по непроведению специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда мест согласно штатному расписанию по профессиям с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

04.06.2018 Углегорский городской прокурор обратился в Углегорский городской суд Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1») о признании незаконным бездействия по непроведению специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда мест согласно штатному расписанию по профессиям: водитель по обслуге, кондуктор, кассир билетный, кассир по приему выручки, контролер пассажирского транспорта, сторож, уборщик (автокасса), уборщик служебных помещений, кладовщик, старший диспетчер, начальник пассажирской автоколонны, инженер по БД, секретарь машинистка, инспектор по проведению проф. осмотра, с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 01 августа 2018 года.

В обоснование иска указано, что Углегорской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда при осуществлении деятельности ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1», в результате которой установлено, что ответчиком допускается нарушение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе отсутствие специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в отношении 14 рабочих мест. Согласно штатному расписанию количество штатных единиц в ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» составляет 63,5, однако специальная оценка условий труда по 14 профессиям отсутствует, так же, как и отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда, что нарушает интересы работающих в настоящее время на предприятии лиц, а также может нарушить интересы вновь принимаемых на работу лиц.

В судебном заседании прокурор Баймурзин А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание вызывался и не явился представитель ответчика ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1», о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении дела.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации», установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно статьи 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 21 ТК РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее – Федеральный закон №426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.4 Федерального закона №426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

В силу части 4 статьи 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно частям 1, 2 и 4 ст.8 Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Статья 17 Федерального закона №426-ФЗ предусматривает необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» является действующим юридическим лицом, что усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28.06.2018.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» требований законодательства об охране труда. Так, согласно штатному расписанию количество штатных единиц в ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» составляет 63,5 человек, однако специальная оценка условий труда по 14 профессиям отсутствует.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы прокурора, в суд не представлено.

Не проведение ответчиком мероприятий по организации специальной оценки условий труда влечет нарушение прав работников по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия, что нарушает права и интересы лиц, работающих на предприятии, а также работников, которые будут трудоустроены в будущем.

Согласно договору № 143-о от 08.06.2018, заключенному между ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» и ООО «Сахалинский эксперт центр» поручено выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда. Срок выполнения работ с 08 июня 2018 года по 08 сентября 2018 года.

Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия со стороны ответчика, поскольку на момент проведения прокуратурой проверки ответчиком мероприятия по проведении специальной оценки условий труда мест согласно штатному расписанию по 14 профессиям не проведены.

При таких обстоятельствах, когда ответчиком не исполнена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии федеральным законодательством, учитывая, что только работодатель в силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ может являться заказчиком получения услуг специальной оценки рабочих мест, суд считает, что требования Углегорского городского прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что организация специальной оценки условий труда потребует проведения ряда процедур, на выполнение которых объективно потребуется время, материальные затраты, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчик ООО «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» обязано устранить допущенные нарушения требований трудового законодательства, с учетом заключенного договора, до 10 сентября 2018 года, находя его разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурором предъявлен неимущественный иск, исковое требование удовлетворено судом в полном объеме, требование предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Углегорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» о признании незаконным бездействия по непроведению специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда мест согласно штатному расписанию по профессиям с последующей сертификацией организации работ по охране труда - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» по непроведению специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (ИНН <***>, КПП 650801001, ОГРН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе 23.08.2007) обязанность провести специальную оценку условий труда мест согласно штатному расписанию по профессиям: водитель по обслуге, кондуктор, кассир билетный, кассир по приему выручки, контролер пассажирского транспорта, сторож, уборщик (автокасса), уборщик служебных помещений, кладовщик, старший диспетчер, начальник пассажирской автоколонны, инженер по БД, секретарь машинистка, инспектор по проведению профосмотра, с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 10 сентября 2018 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Углегорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (ИНН <***>, КПП 650801001, ОГРН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе 23.08.2007) государственную пошлину в бюджет Углегорского городского округа в размере 300 (триста) рублей.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова