ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2022 от 06.04.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-576/2022

УИД 53RS0022-01-2021-011601-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,

при секретаре Волосач Л.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу о взыскании невыплаченных денежных средств, компенсации за задержку выплаты денежных средств, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Управление) о взыскании ежеквартального премиального вознаграждения за период работы за первый квартал 2021 года в размере 18 054 руб. 50 коп., компенсацию за задержку выплаты ежеквартальной премии и компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., указав в обоснование, что в период с 19 августа 2020 года до 26 октября 2020 года он в соответствии со служебным контрактом № проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Роскомнадзора по Новгородской области в отделе контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций в должности специалиста 1 разряда, с 26 октября 2020 года по 15 апреля 2021 года работал в должности ведущего специалиста-эксперта и уволен по <данные изъяты> Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в государственном органе". После его увольнения в мае 2021 года федеральным государственным гражданским служащим была выплачена ежеквартальная премия за 1 квартал 2021 года, однако ему данная премия выплачена не была, хотя 1 квартал отработан им в полном объеме и с показателями не ниже других государственных гражданских служащих находящихся в отделе на тот момент.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика ежеквартальную премию за 1 квартал 2021 года в размере 25 000 руб., компенсацию за задержку выплаты премии за период с 16 апреля 2021 года по 30 марта 2022 года в размере 4 611 руб. 66 коп., компенсацию морального вреда оставил в прежнем размере 3 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления, действующий на основании доверенности, ФИО2 иск не признал по мотивам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях, приобщенных в материалы дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 февраля 2015 года № 14 утверждено положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - Положение 1).

Пунктом 8 Положения 1 предусмотрено, что премирование государственных гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премирование гражданских служащих) осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении уровня ответственности, в своевременном и добросовестном выполнении особо важных и сложных заданий.

Премирование гражданских служащих Роскомнадзора производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада каждого сотрудника при осуществлении функций Роскомнадзора, установленных Положением 1 (п. 9).

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходя из сложившейся экономии фонда оплаты труда, могут выплачиваться по итогам выполнения особо важных и сложных заданий в течение месяца, квартала и по результатам работы за год (п. 10 Положения 1).

Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленного Роскомнадзору на соответствующий год, в том числе за счет дополнительно выделенных Роскомнадзору средств на материальное стимулирование гражданских служащих. Выплата премий производится конкретному гражданскому служащему, исходя из результатов его деятельности, и максимальными размерами не ограничивается (п.п. 13, 14 Положения 1).

Судом установлено, что ФИО1 работал в Управлении с 19 августа 2020 года по 15 апреля 2021 года на нескольких должностях, последняя занимаемая должность - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Новгородской области.

Приказом Управления № года, заключенный с ФИО1 служебный контракт расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Новгородской области и уволен с государственной гражданской службы 15 апреля 2021 года на основании <данные изъяты> Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Приказом Роскомнадзора № 11 от 11 февраля 2021 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу.

При увольнении Управлением истцу ФИО1 в соответствии с п. 3.1 ст. 37, ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" начислены и выплачены: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме и компенсация отпуска при увольнении. Выплата данных сумм и их размер истцом не оспариваются.

Как указывает истец, ему не была выплачена ежеквартальная премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2021 года.

На многочисленные обращения истца в прокуратуру Санкт-Петербургка, Роскомнадзор, Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, в Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге по вопросу невыплаты ему Управлением ежеквартальной премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2021 года, заявителю разъяснено, что указанная премия относится к дополнительным выплатам, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

В соответствии с п. 9 служебного контракта № 10 от 19 августа 2020 года, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит в том числе, из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя.

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу от 23 июня 2015 года утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу" (далее Положение 2).

Согласно п. 8 Положения 2 предусмотрено, что премирование государственных гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премирование гражданских служащих) осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении уровня ответственности, в своевременном и добросовестном выполнении особо важных и сложных заданий.

Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленного Управлению на соответствующий год, в том числе за счет дополнительно выделенных Управлению на материальное стимулирование гражданских служащих (п. 12 Положения 2).

Из пункта 15 Положения 2 следует, что в целях определения конкретного размера премии государственного служащего Управления отдел финансового обеспечения и бухгалтерского учета Управления сообщает начальникам структурных подразделений Управления объем денежных средств, предполагаемый к выплате в виде премии в расчете на каждое структурное подразделение Управления с учетом фактической численности сотрудников и фактически отработанного времени.

Пунктом 16 Положения 2 определено, что начальники структурных подразделений Управления, после получения информации от отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета Управления об объеме денежных средств, предполагаемых к выплате в виде премий, в течение трех рабочих дней подготавливают письменные предложения, в которых указывают индивидуальный размер премии по каждому гражданскому служащему в зависимости от его личного вклада в выполнение особо важных и сложных заданий.

Доводы истца о том, что Управление должно было произвести ему выплату ежеквартальной премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2021 года, отклоняются судом, поскольку указанная премия относится к стимулирующим выплатам, порядок её выплаты регламентирован Положением 2, стимулирующие выплаты не являются обязательными и относятся к нефиксированной части оплаты труда.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, как указывалось выше, премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к дополнительным выплатам, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Кроме того, из материалов дела не следует, что в адрес руководителя Управления поступали письменные предложения по выплате ФИО1 указанного материального стимулирования.

Также, как установлено в ходе рассмотрения дела, лимиты бюджетных обязательств на стимулирующие выплаты поступили в Управление 21 апреля 2021 года, после расторжения служебного контракта с ФИО1 и его увольнения и, не были рассчитаны на ранее уволенных сотрудников Новгородского и Псковского Управления Роскомнадзора.

Из приведенных норм права, локальных нормативных актов Управления следует, что выплата указанного премиального вознаграждения является правом работодателя Управления, а определение условий выплаты и размера премий прерогативой представителя нанимателя, который дает оценку труду сотрудника; сама премия не является гарантированной частью заработной платы, ее невыплата не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 ТК РФ.

С учетом обстоятельств дела, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с ответчика ежеквартальной премии за выполнение особо важных и сложных задач, следует отказать.

Поскольку нарушений трудовых прав истца не установлено, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплаты премиального вознаграждения и морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к Управлению Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу о взыскании невыплаченных денежных средств, компенсации за задержку выплаты денежных средств, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, 11 апреля 2022 года.

Председательствующий Н.Н. Новицкая