ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2022 от 22.08.2022 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-576/2022

УИД 65RS0017-01-2022-000486-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО3 городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Куциян И.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Черных А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации МО «ФИО3 городской округ» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ», Департаменту финансов администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ», Министерству строительства Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» незаконным, возложении обязанности возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «ФИО3 городской округ», в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом администрации МО «ФИО3 городской округ» в рамках действия Федерального закона № 119-ФЗ ему предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером площадью 9 945 кв.м., на котором он построил индивидуальный жилой дом.

Распоряжением Правительства Сахалинской области № 147-р от 24.07.2017 «О мерах государственной поддержки, предоставляемых в Сахалинской области гражданам – получателям 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016» утвержден перечень мер государственной поддержки граждан – получателей 1 гектара земли на территории Сахалинской области в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ. Постановлением Правительства Сахалинской области № 428 от 06.08.2013 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы», которой предусмотрено Мероприятие 8.1 «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». Порядки формирования списков участников Мероприятия должны были быть разработаны администрациями муниципальных образований. В соответствии с условиями п. 17 Программы, количество участников мероприятия, значение показателя по итогам года определятся на основе данных, представленных муниципальными образованиями в Министерство строительства Сахалинской области на реализацию мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО «ФИО3 городской округ» с заявлением о предоставлении компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». Из ответа администрации МО «ФИО3 городской округ» следует, что компенсация будет предоставлена после утверждения порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли. Аналогичные ответы были предоставлены на его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Сахалинской области № 106 от 29.03.2021 раздел Программы 8 «Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» признан утратившим силу.

В связи с бездействием администрации МО «ФИО3 городской округ», выразившемся в непринятии нормативного акта, регулирующего порядок предоставления субсидии, истец был незаконно лишен права на компенсацию расходов, связанных со строительством жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар».

Ссылается на положения ст.ст. 1069, 1099, 151 и 1101 ГК РФ и просит:

- признать бездействие администрации МО «ФИО3 городской округ» в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», незаконным;

- возложить обязанность на администрацию МО «ФИО3 городской округ» возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» в соответствии с показателями средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на 4 квартал года, предшествующего финансовому, в размере 621 902,42 руб.;

- взыскать с администрации МО «ФИО3 городской округ» компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов МО «ФИО3 городской округ», в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации МО «ФИО3 городско округ».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства Сахалинской области и Министерство финансов Сахалинской области.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «ФИО3 городской округ» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.

Представители ответчиков Министерства строительства Сахалинской области, Министерства финансов Сахалинской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили отзывы о несогласии с исковыми требованиями.

Представители ответчика Департамента финансов администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации МО «ФИО3 городско округ» в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, от Департамента финансов администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ» поступил письменный отзыв на исковое заявление.

Выслушав мнение истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне РФ и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" лицу, указанному в ст. 1 данного Федерального закона, на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 2 того же Закона) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в ст. 1 указанного Федерального закона субъектов РФ, площадь которого не превышает одного гектара.

В соответствии с ч.ч. 4-6.2 ст. 2 того же Федерального закона земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком. (часть 4)

По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 настоящей статьи) земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона, в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 9 и п. 2 ч. 10 ст. 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату. (часть 5)

По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона, в аренду. (часть 6)

До истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок (за исключением земельных участков из состава земель лесного фонда) предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 9 и п. 2 ч. 10 ст. 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату при условии, что на таком земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства, который принадлежит этому гражданину на праве собственности и соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленными в соответствии с ч. 28 ст. 8 настоящего Федерального закона. (часть 6.1)

До истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок (за исключением земельных участков из состава земель лесного фонда) предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 9 и п. 2 ч. 10 ст. 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату при условии, что этим гражданином заключен с российской кредитной организацией кредитный договор, предусматривающий целевое использование кредитных средств на строительство на таком земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, который соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленными в соответствии с ч. 28 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также передачу такого земельного участка в залог российской кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок. (часть 6.2)

В силу ч. 6 ст. 9 того же Закона договор безвозмездного пользования земельным участком считается прекратившим свое действие в случае, если гражданин, с которым заключен указанный договор, не подал в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность либо в аренду до дня истечения срока действия указанного договора.

Распоряжением Правительства Сахалинской области № 417-р от 24.07.2017

"О мерах государственной поддержки, предоставляемых в Сахалинской области гражданам - получателям 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в редакции от 24.07.2017) утвержден Перечень мер государственной поддержки граждан - получателей 1 гектара земли на территории Сахалинской области в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, п. 2.1.1 которого предусматривалась компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома (на заявительной основе) в размере 30% от среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Сахалинской области в соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, с учетом предельного размера общей площади жилья и не более 40% фактической стоимости построенного индивидуального жилого дома. Ответственными исполнителями указанной меры определены Министерство строительства Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области.

Подпунктами 4.1 и 4.2 пункта 4 Распоряжения на руководителей областных органов исполнительной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления Сахалинской области и руководителей организаций, указанных в качестве ответственных исполнителей за предоставление мер государственной поддержки в рамках Перечня мер поддержки возложены обязанности обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты в части предоставления мер государственной поддержки гражданам - получателям 1 гектара земли в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также определить должностных лиц, ответственных за предоставление мер государственной поддержки гражданам - получателям 1 гектара земли и подготовку необходимой информации в рамках мониторинга проведения указанной работы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства Сахалинской области от 14.07.2021 № 338-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Сахалинской области от 24.07.2017 № 417-р "О мерах государственной поддержки, предоставляемых в Сахалинской области гражданам - получателям 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Перечень мер государственной поддержки внесены изменения, согласно которым Перечень не предусматривает такой меры поддержки как компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем" утверждена государственная программа Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем".

Постановлением Правительства Сахалинской области от 16.10.2017 № 482 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы" 5.3.5. дополнен подразделом "Основное мероприятие 8 "Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар", изложен в следующей редакции: "Основное мероприятие 8 "Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар". Мероприятие 8.1. Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар".

Согласно указанному постановлению, право на получение компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома, имеют участники Подмероприятия, представившие в администрацию муниципального образования либо уполномоченный ею орган указанные в постановлении документы. Официальное объявление о начале формирования списков лиц, желающих участвовать в Подмероприятии, размещается администрацией муниципального образования либо уполномоченным(ми) ею органом(ми) на формирование и ведение списков участников Подмероприятия в официальном печатном издании муниципального образования, на сайте муниципального образования в сети Интернет. Порядки формирования списков участников Подмероприятия разрабатываются администрациями муниципальных образований.

Как следует из вышеуказанного постановления в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент первоначального обращенияФИО1 в администрацию МО «ФИО3 городской округ» ДД.ММ.ГГГГ, участнику мероприятия необходимо было представить следующие документы:

- договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный с администрацией муниципального образования либо уполномоченным ею органом в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ;

- уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, принадлежащем участнику Подмероприятия;

- договор подряда со строительной компанией (индивидуальным предпринимателем), являющейся(имся) членом саморегулируемой организации, на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ;

- документы, подтверждающие регистрацию участника Подмероприятия и всех членов его семьи в построенном на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, жилом доме;

- документы, подтверждающие оплату полной стоимости строительства индивидуального жилого дома, построенного на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, в соответствии с заключенным договором подряда.

В редакции указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент окончания срока действия Подмероприятия, указано, что участнику необходимо представить следующие документы:

- договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный с администрацией муниципального образования либо уполномоченным ею органом в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ;

- уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, принадлежащем участнику Подмероприятия;

- договор подряда со строительной компанией (индивидуальным предпринимателем) на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ;

- документы, подтверждающие постоянную регистрацию участника Подмероприятия и всех членов его семьи в построенном на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, жилом доме;

- документы, подтверждающие оплату полной стоимости строительства индивидуального жилого дома, построенного на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, в соответствии с заключенным договором подряда.

Как следует из паспорта Подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства», в которую входит мероприятие «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство строительства Сахалинской области, который является также главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно п. 17 таблицы «Значение показателей подпрограммы и алгоритм формирования (формула)» значение показателя «Количество участников мероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» по итогам года определяется на основе данных, представленных муниципальными образованиями в министерство строительства Сахалинской области по форме, являющейся приложением к Соглашению о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия "Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" Программы.

В силу п. 2.3.2 Постановления Правительства Сахалинской области от 29.03.2021 № 106 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем" подраздел "Основное мероприятие 8 "Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" признан утратившим силу.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «ФИО3 городской округ» и ФИО1 заключен договор безвозмездного пользования земельным участком , согласно которому ФИО1 на основании подп. 18 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 5 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок из категории земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером площадью 9 945 кв.м., местоположение земельного участка: .

Постановлением администрации МО «ФИО3 городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером площадью 9 945 кв.м. для объекта «индивидуальный жилой дом в ».

ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации МО «ФИО3 городской округ» ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 81,2 кв.м. вс. Пятиречье по на земельном участке с кадастровым номером

Постановлением администрации МО «ФИО3 городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером присвоен почтовый адрес:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «ФИО3 городской округ» с заявлением о предоставлении информации о том, в какой отдел администрации и какие документы ему необходимо представить по программе компенсации стоимости строительства деревянного дома участником программы «Дальневосточный гектар».

Согласно ответу администрации МО «ФИО3 городской округ», ею разрабатывается проект Порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли. После утверждения проекта Порядка информация о предоставлении субсидии будет направлена заявителю.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области с обращением по поводу компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». ДД.ММ.ГГГГФИО1 был дан ответ на его заявление, в котором было указано, какие документы ему необходимо предоставить для получения компенсации, как определяется размер предоставляемой компенсации, а также разъяснено, что Порядок предоставления компенсации находится в разработке в администрации МО «ФИО3 городской округ».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением на имя мэраМО «ФИО3 городской округ», в котором просил направить в его адрес проект порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли. ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление ФИО1

Как следует из материалов дела, соответствующий Порядки формирования списков участников в период действия Подмероприятия администрацией МО «ФИО3 городской округ» разработан не был, что не отрицал в судебном заседании и представитель ответчика.

Вопреки доводам ФИО1, изложенным в исковом заявлении, истец не обращался в администрацию МО «ФИО3 городской округ» с заявлениями о предоставлении субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли, а обращался с заявлениями о предоставлении информации о Порядке формирования списков участников.

При этом в судебном заседании ФИО1 пояснил, что не имел возможности обратиться с таким заявлением, в связи с тем, что при отсутствии Порядка предоставления компенсации заявления не знал, какие документы ему необходимо было приложить к заявлению.

Между тем, перечень необходимых документов имеется как в Постановлении Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем", так и был указан истцу в ответе Министерства имущественных и земельных отношений от 06.04.2020 на его обращение от 18.03.2020.

Кроме того, у истца до настоящего времени отсутствуют документы, которые необходимо было представить с заявлением о предоставлении субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли – уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ; документы, подтверждающие постоянную регистрацию участника Подмероприятия и всех членов его семьи в построенном на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, жилом доме.

Представленный истцом технический план здания уведомлением о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности вопреки мнению истца не является. Технический план объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями п. 2 ст. 16 Градостроительного кодекса РФ должен являться приложением к уведомлению об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. По результатам рассмотрения указанного уведомления уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после проведения соответствующей проверки направляет застройщику уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п. 5 ч. 19 ст. 16 Градостроительного кодекса РФ).

Также у ФИО1 до настоящего времени отсутствует регистрация по месту жительства по адресу: ФИО3, , что подтверждается соответствующей адресной справкой. Доводы ФИО1 о том, что регистрация по месту жительства в указанном жилом помещении у него отсутствует не по его вине, а также представленные им доказательства соответствующего обращения и отказа в регистрации по данному адресу не свидетельствуют о наличии у него такой регистрации как в настоящее время, так и в период действия Подмероприятия.

Таким образом, на период действия Подмероприятия у ФИО1 отсутствовали документы, необходимые для участия в нем.

Согласно положениям ст. 1069 ГК РФ, на которые ссылается истец в своем исковом заявлении, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, в том числе к публично-правовым образованиям, требует в силу ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ совокупности следующих условий: противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, и подтверждении размера понесенных убытков.

Учитывая, что у истца на период действия Подмероприятия отсутствовали документы, необходимые для участия в мероприятии, прямая причинно-следственная связь между неразработкой администрацией МО «ФИО3 городской округ» Порядка формирования списков участников мероприятия отсутствует.

Крое того, согласно сообщению Министерства строительства Сахалинской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств по данному Подмероприятию, при получении от администрации сформированного списка участников Мероприятия должно было предусмотреть субсидию муниципальному образованию при наличии средств областного бюджета на данное Мероприятие. Таким образом, возможность предоставления истцу компенсации была обусловлена не только подачей им заявления и необходимых для участия в мероприятии документов, но и наличием средств областного бюджета.

Также в просительной части искового заявления ФИО1 просил «возложить обязанность на администрацию МО «ФИО3 городской округ» возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» в соответствии с показателями средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на 4 квартал года, предшествующего финансовому, в размере 621 902,42 руб.». Уточнений или изменений исковых требований от истца не поступило.

Между тем, главным распорядителем бюджетных средств по данному Мероприятию являлось Министерство строительства Сахалинской области, соответственно возложение указанных расходов на администрацию муниципального образования утвержденной постановлением правительства Сахалинской области Программой не предусмотрено, расходным обязательством администрации МО «ФИО3 городской округ» не является.

Исковых требований к иным ответчикам истцом не заявлено, оснований для взыскания с иных ответчиков требуемой истцом суммы не имеется по вышеизложенным основаниям.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку прямая причинно-следственная связь между неразработкой администрацией МО «ФИО3 городской округ» Порядка формирования списков участников Подмероприятия и неполучением истцом компенсации расходов на строительство индивидуального жилого дома.

Кроме того, сведений о том, что на момент рассмотрения дела в суде ФИО1 является гражданам – получателем 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016, в материалах дела не имеется, поскольку срок аренды земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом ФИО1 в нарушении положений ч. 6 ст. 9 Федерального закона№ 119-ФЗ от 01.05.2016 обратился с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению солка действия договора.

При таких обстоятельствах на момент подачи искового заявления и рассмотрения дела у ФИО1 отсутствует право на компенсацию расходов на строительство индивидуального жилого дома, о котором им заявлено в исковом заявлении.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ», Департаменту финансов администрации муниципального образования «ФИО3 городской округ», Министерству строительства Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» незаконным, возложении обязанности возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома, взыскании компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через ФИО3 городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 августа 2022 года.

Судья И.Ю. Куциян