ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/2023 от 01.08.2023 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

Дело №2-576/2023

УИД42RS0040-01-2023-000250-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 01 августа 2023 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,

при секретаре Воропай Н.А.,

рассмотрев дело по исковому заявлению Дюкарева Александра Дмитриевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Дюкарев А.Д. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков. Требования мотивирует тем, что 13 сентября 2022 г. Дюкарев Александр Дмитриевич обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа было с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов ветерану земельного участка, расположенного по <адрес> (согласно схеме) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Письмом административного ответчика от 19.12.2022 №Исх-17-02/8478 административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.1 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Разъяснено, что образование земельного участка согласно представленной схеме расположения не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости (п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ), в связи с чем, использование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», предусматривающее размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, не предоставляется возможным. Административный истец считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письме от 19.12.2022 № Исх-17-02/8478 незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Суховское сельское поселение», утвержденными решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 №498, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1.1 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобных хозяйством. Согласно указанным правилам вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) относится к основным видам разрешенного использования. Виды объектов, размещение которых соответствует разрешенного использования: Размещение жилого дома, указанного в описании разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. В отказе, изложенном в письме от 19.12.2022 № Исх-17-02/8478, отсутствует обоснование невозможности размещения жилого дома при образовании участка согласно схеме, иные основания отказа не указаны. Согласно п.17 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Просит признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения, изложенный в письме от 19.12.2022 № Исх-17-02/8478, следую земельного участка: площадью 2000 кв.м., расположенною по <адрес> (согласно схеме) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление от 13 сентября 2022 г. о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу<адрес> (согласно схеме) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Определением суда от 05.04.2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (л.д.52).

Истец Дюкарев А.Д., представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки не сообщили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.

Представитель истца Баталова А.С., действующая на основании доверенности от 18.01.2023 года (л.д.5), исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении. Суду пояснила, что участок является пригодным для строительства, что также подтверждает заключение эксперта. Истец не отсыпал данный участок и не может нести за это ответственность. В настоящее время участок ровный. Юридически, не имеет значение, кто до истца засыпал участок, сейчас он пригоден для строительства, рельеф ровный.

Представитель ответчика КУМИ Кемеровского муниципального округа Савченко А.Е., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года (л.д.33), в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что третье лицо Дюкарев Д.А. первым обращался за предоставлением спорного участка, именно он выравнивал рельеф участка- отсыпал строительным мусором, привлекался за это к административной ответственности Дюкарев Д.А. является сыном Дюкарева А.Д., налицо аффилированность лиц. Кроме того, на этот участок падает водоохранная зона от водоема, который напротив. Действия, которые провел третье лицо, запрещены в данной зоне и нет гарантий, что он не будет производить запрещенные действия снова. В водоохранной зоне запрещено размещение грунтов, движение техники. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что истец злоупотребляет своим правом. Теоретически, возможно предоставление земельного участка под условием соблюдения требований Водного Кодекса РФ. До этого, прецедентов не было. Если рельеф был бы ровный, то в водоохраной зоне возможно предоставление участков. Где был земельный участок с ровным рельефом, земельные участки были предоставлены. На выездном заседании третье лицо пояснял, что он отсыпал участок. Он же был привлечен за захламление участка мусором и отсыпку участка. К материалу, также приложены фотоматериалы. Стороны не опровергали, что засыпали мусором. Фрагмент представленной карты подтверждает расположение испрашиваемого участка в водоохраной зоне озера, его видно на карте. На сегодня действительно рельеф ровный. Когда третье лицо обращалось за предоставлением участка, он пояснял, что отсыпал его. Они намерены восстановить рельеф участка.

Представитель третьего лица АКМО Савченко А.Е., действующая на основании доверенности от 31.12.2022 года, в судебном заседании позицию представителя ответчика поддержала.

Третье лицо Дюкарев Д.А. в судебном заседании поддержал заявление истца, полагал требования истца подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что этот участок отсыпался строительным мусором на протяжении длительного времени совхозом Суховский, пока тот строился. Люди также сыпали туда мусор, грунт. Он гонял людей, чтобы они не скидывали мусор в овраг. Он писал жалобы в администрацию, постановления о привлечении к административной ответственности не обжаловал. На соседние участки также завозился грунт, и участки потом предоставляли. Просит предоставить участок истцу, чтобы люди перестали ссыпать туда мусор.

Согласно письменных возражений ответчика на иск и дополнений к ним (л.д.21-22, 61-63) следует, что образование земельного участка согласно представленной истцом схеме расположения не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости (п.6 ст.11.9 ЗК РФ), в связи с чем, использование земельного участка с видом использования «для индивидуального жилищного строительства», предусматривающее размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством наземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, не предоставляется возможным. В связи с особенностями местности (согласно приложенной схеме), а именно: рельеф местности имеют значительные перепады высот; участок расположен на склонах и оврагах; общей неровностью рельефа местности; затоплением данной местности в период паводка; АКМО считает невозможным размещение жилого дома при образовании участка по предложенной истцом схеме. Относительно испрашиваемого земельного участка в распоряжении Комитета имеются сведения о привлечении Дюкарева Дмитрия Александровича, собственника смежного земельного участка (сына Заявителя) к административной ответственности, в том числе за хранение автотранспорта, замусориванию территории испрашиваемого земельного участка в том числе строительным мусором, из фотоматериалов следует отсыпка территории предположительно гравием. Отсыпка испрашиваемого земельного участка так же наблюдается из снимков со спутника, где часть земельного участка отсыпана и раскатана автотранспортными средствами. Из пояснений сотрудников Комитета, Администрации КМО следует, что в рамках процедуры привлечения Дюкарева Д.А. к административной ответственности им было пояснено, что он осуществил отсыпку части земельного участка (испрашиваемого), прилегающего к его земельному участку. Т.е. исходя из имеющихся фотоматериалов, постановлений о привлечении лица к административной ответственности, пояснений самого Дюкарева Д.А. часть рельефа испрашиваемого земельного участка создана искусственно, путем отсыпки, участок захламлен, осуществляется складирование строительного мусора. Кроме того в материалы дела представлено постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении Дюкарева Д.А. к административной ответственности за снятие ПСП с близлежащего земельного участка в результате управления погрузчиком. Исходя из того, что согласно сведений управления архитектуры и градостроительства испрашиваемый земельный участок находится в водоохраной зоне, где вся вышеперечисленная деятельность запрещена в соответствии с ВК РФ, предоставление такого земельного участка будет противоречить действующему законодательству. При условии, что испрашиваемый земельный участок в части уже используется Дюкаревым Д.А. в части выровнен рельеф путем отсыпки Комитет полагает, в разрез с представленным заключением эксперта, что строительство свайного фундамента без отсыпки невозможно, в связи с тем, что часть участка на момент обращения Заявителя уже была отсыпана, а так же в связи с недобросовестностью Дюкарева Д.А. и соответственно Дюкарева А.Д. Комитет считает, что в рассматриваемом случае имеются признаки аффилированности лиц, а именно Дюкарева Д.А. и Дюкарева А.Д. (Заявителя). Оценивая все вышеизложенные обстоятельства, перепады высот рельефа испрашиваемого земельного участка, невозможность размещения объектов капитального строительства на испрашиваемом земельном участке, нахождение земельного участка в водоохраной зоне, Комитет отказал в предварительном согласовании земельного участка Дюкареву А.Д.. Учитывая наличие признаков аффилированности лиц, противоправное поведение Дюкарева Д.А. Комитет считает, требования Дюкарева А.Д. не подлежащими удовлетворению в том числе ввиду следующего. В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Просит в удовлетворении исковых требований Дюкареву А.Д. отказать в полном объеме.

Согласно письменных возражений на иск Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (л.д.54,55) следует, что в соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с является многоконтурным земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство. В отзыве КУМИ КМО указано, что ЗУ расположен в территориальной зоне Ж 1.1 - зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством (основание - Решение Совета Народных Депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 498 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Суховское сельское поселение»). Также по информации КУМИ КМО ЗУ расположен в зоне с особыми условиями использования территории - прибрежная защитная полоса. А.Д. Дюкарев обращался в КУМИ КМО с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов ветерану земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок). В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон, в том числе, запрещается: использование сточных вод в целях повышения почве плодородия (п.1 ч. 15 ст.65); движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянках на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.4 ч.15 ст.65) - подъезд на автомобиле и стоянка автомобиля для пользователя будет невозможна; сброс сточных, в том числе дренажных вод (п.7 ч.15 ст. сточные воды неизбежно образуются в жизнедеятельности человека); распашка земель (п.1 ч.17 ст.65) - ведение хозяйства невозможно без распашки; размещение отвалов размываемых грунтов (п.2 ч.17 ст.65); выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (п.3 ч.17 ст.65). Частью 3 ст.61 Водного кодекса установлено, что орошение (без невозможно ведение подсобного хозяйства) и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. Учитывая вышеперечисленные законодательные ограничения, Управление считает достаточно высоким риск нарушения природоохранного законодательства и, как следствие, наступление негативных последствий землепользователя (в виде привлечения к административной ответственности), а также наступление негативных последствий неограниченного круга лиц в виде нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Согласно пояснений свидетеля ФИО1, опрошенного в выездном судебном заседании 05.07.2023 года и предупрежденного об ответственности по ст.307 УК РФ, при составлении акта он на местность не выезжал, заключение составлял по документам. Испрашиваемый участок попадает в водоохранную зону. Данный участок минимально нарушает требования, рельеф участка сформирован. Угрозы обвала нет. При составлении заключения он не исследовал грунты, такой задачи у него не было.

Согласно пояснений свидетеля ФИО2, опрошенного в судебном заседании 20.07.2023 года и предупрежденного об ответственности по ст.307 УК РФ, она является главным специалистом арендных отношений КУМИ КМО. В ее полномочия входит работа с заявлениями о предоставлении земельных участков. Дюкарев обратился с заявлением как ветеран труда, испрашивал аренду на период строительства на 20 лет. Первоначально с аналогичным заявлением обратился сын истца – Дюкарев Д.А. по основанию многодетности в собственность, но потом отозвал его. В то же день подал заявление его отец. Дюкарев Д.А. говорил, что больше других участков нет, Дюкарев Д.А. говорил что отсыпал участок, знал что участок в овраге. Участок Дюкарева Д.А. на границе ниже участок сходит в овраг. Пояснил, что отсыпал потому что пользовался им, у него там техника стояла. Использовался как прилегающая территория. Он был уверен, что там больше участки нарезаться не будут. Земельный контроль допустил нарушение.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо Дюкарева Д.А., свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 11 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В силу ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как разъяснено в п.п.2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ст.12 ГК РФ, ст.56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно ст.2 ЗК РФ земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Закон Кемеровской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» от 29.12.2015 года №135-ОЗ принят на основании Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях регулирования отдельных вопросов в сфере земельных отношений. Данный закон является действующим.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права; признания недействительным акта органа местного самоуправления.

Согласно ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (п. 13 указанной статьи).

В соответствии с п.15 ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно ст.34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину, имеющему право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Закон Кемеровской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" от 29.12.2015 года N135-ОЗ принят на основании Земельного кодекса РФ и других норм, регулирующих земельные правоотношения, а соответственно нормы данного Закона не могут противоречить нормам федеральных законов.

В соответствии со ст.2 Закон Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-ОЗ (ред. от 30.06.2023) "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют ветераны труда. Правом на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта обладают граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они постоянно проживают на территории Кемеровской области - Кузбасса не менее 3 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления и (или) о предоставлении земельного участка, за исключением участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей.

Дюкарев Александр Дмитриевич является ветераном труда, что подтверждается удостоверением выданным на основании Распоряжения Администрации Кемеровской области от 22.07.2016 года №287-р (л.д.11).

13.09.2022 года Дюкарев А.Д. обратился к Главе Кемеровского муниципального округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с , площадью 2000 кв.м., расположенного по <адрес> в аренду на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ (л.д.25). К заявлению приложена схема земельного участка (л.д.27).

Согласно запроса начальника отдела арендных отношений КУМИ Кемеровского муниципального округа от 29.09.2022 года (л.д.28), 03.10.2022 года КУМИ Кемеровского муниципального округа проведено обследование и составлен акт обследования земельного участка (л.д.29). Обследуемый земельный участок расположен южнее земельного участка На земельном участке располагается металлические конструкции, металлические конструкции, металлическая емкость, автомобильные покрышки, металлические бочки, различный металлолом, припаркован автомобиль, кузов автомобиля. Хозяйственные постройки и объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.

Согласно ответа №В4-16-01\1151 от 09.09.2022 года Управления архитектуры и градостроительства АКМО (л.д.31-32) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1.1 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством. По сведениям ЕГРН земельный участок с имеет категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «под жилищное строительство». Согласно регламенту территориальной зоны Ж1.1 вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» относится к основным видам. Границы испрашиваемого земельного участка соответствуют требованиям градостроительного и земельного законодательства. Использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства « возможно с учетом соблюдения ограничений.

Согласно ответа №В4-16-01\256 от 12.12.2022 года Управления архитектуры и градостроительства АКМО (л.д.30) в дополнение к ранее данному ответу №В4-16-01\1151 от 09.09.2022 года сообщают, что в соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости, в связи с чем, использование испрашиваемого земельного участка невозможно.

Согласно акта обследования вновь образуемого земельного участка №44 от 27.03.2023 года, выполненного специалистом АНО «Научно-исследовательский институт судебных экспертиз» (л.д.40-46) наличие в границах образуемого участка оврагов с перепадом рельефа до 2-3 метров не создает препятствий к возведению объектов капитального строительства, так как данную особенность можно компенсировать особенностями планировки будущего объекта капитального строительства в сочетании со свайным фундаментом, который будет препятствовать смещению объекта относительно оврага. Участок позволяет разместить в его границах объект капитального строительства.

Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования Суховского сельского поселения, испрашиваемый участок находится в водоохраной зоне пруда (озер).

Ограничение на размещение объектов и использование земельных участков в водоохранной зоне предусмотрены ст.65 ВК РФ.

19.12.2022 года КУМИ КМО отказал в предварительном согласовании земельного участка, поскольку размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, не предоставляется возможным по основаниям, предусмотренным пп.1 п.8 ст.39.15, п.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ (л.д.23-24). Иные данные в отказе не содержатся.

Как следует из п.п. 1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗКРФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.п.7 ч.2 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с ч.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участков, датированное 19.12.2022 года, в нарушение требований пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ не содержат указаний на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд полагает, что оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не мотивировано, не содержит указание на основания, по которым размещение объектов недвижимости невозможно на испрашиваемом участке, содержит только отсылку к общим нормам для отказа без указания на фактические обстоятельства, в нарушение требований пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ не содержат указаний на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, а соответственно является незаконным и нарушает права истца.

Привлечение третьего лица Дюкарева Д.А. к административной ответственности по ст.26.7, ч.4 ст.26.4 ЗКО №89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» 08.09.2021 года и 09.06.2021 года не являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка Дюкареву А.Д.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права; признания недействительным акта органа местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Оснований для выхода за пределы заявленных требований, по данному делу, судом не усматривается.

В целях восстановления нарушенного права истца, суд полагает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Дюкарева А.Д. от 13 сентября 2022 г. о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по <адрес> (согласно схеме) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дюкарева Александра Дмитриевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков удовлетворить.

Признать незаконным отказ КУМИ Кемеровского муниципального округа от 19.12.2022 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Обязать КУМИ Кемеровского муниципального округа повторно рассмотреть заявление от 13 сентября 2022 года о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2023 года.

Председательствующий