Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года <адрес>ФИО1<адрес>
Балашихинский городской суд ФИО1<адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гришаковой Н.Б.,
При секретаре судебного заседания ФИО3,
При участии представителя Министерства образования ФИО1<адрес>ФИО4, представителя Министерства социального развития ФИО1<адрес>ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум», Министерству образования ФИО1<адрес>, Министерству социального развития ФИО1<адрес> об обязании дать ФИО1 по существу, об обеспечении образованием и обучением, изменением контрольных цифр приема,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ ему неоднократно было отказано в зачислении на обучение за счет бюджетных ассигнований (средний балл аттестата 3,27). ФИО1 директора ГПОУ «Балашихинский техникум» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в определении истца в рамках сопровождения инвалидов ФИО1<адрес> было отказано. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в региональный центр сопровождения инвалидов, организованный на базе БПОО «Балашихинский техникум» и просил сообщить на какие специальности он может поступить на обучение за счет бюджетных мест при среднем балле аттестата 3,27, ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему даны разъяснения, что действующим законодательством не предусмотрены льготы для инвалидов, так же сообщено, что необходимо определиться с выбором профессии, в том числе через соответствующие консультации, ФИО1 на конкретный вопрос о том, на какие специальности он может поступить отсутствует. ФИО1 заместителя министра образования от ДД.ММ.ГГГГ ему были рекомендованы специальности с учетом его балла аттестата. Истец полагает, что ему не были даны ФИО1 по существу на его обращения. Истец просит суд: обязать БПОО «Балашихинский техникум» дать ФИО1 по существу поставленных вопросов: указать в какие учебные заведения ФИО1<адрес> и по каким специальностям истец может быть зачислен с учетом среднего балла аттестата за счет бюджетных ассигнований; обязать министерство образования ФИО1<адрес> обеспечить истца средним профессиональным образованием и обучением по специальности «медицинская оптика в ГАПОУ ПК «Энергия», изменить контрольные цифры приема по указанной специальности в сторону увеличения с целью реализации права истца на бесплатное среднее профессиональное образование.
Истец, будучи надлежащем образом извещенным о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум», будучи извещенным надлежащем образом о дне и времени слушания дела, в судебное задание не явился, представил суду письменные возражения на иск, с приложением документов в обоснование письменных возражений, заявление исковые требования не признал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования ФИО1<адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, иск не признал, представил письменные возражения на иск.
Представитель ответчика Министерства социального развития ФИО1<адрес> по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, иск не признала, представила письменные возражения на иск.
Суд, выслушав явившихся представителей ответчиков, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
Организационной гарантией права на образование выступает сама система образования - федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.
Названной нормой предусмотрено, что при превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).
Частью 4 статьи 100 Федерального закона №-Ф3 закреплено, что порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета ФИО1<адрес> по профессиям и специальностям распределяются Министерством в соответствии с Порядком установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета ФИО1<адрес>, утвержденным приказом министра образования ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета ФИО1<адрес>».
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 3) интеграцию в общество (ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу ч.3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов (ч.4 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов (ч.5 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования (ч.6 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с ч.7 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Сторонами не оспаривалось, что истец ФИО2 является инвалидом детства и имеет средний балл аттестата 3,27.
В исковом заявлении истец указывает на свои обращения к ответчику ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум», однако копии данных обращений суду не представил, представив только ФИО1 на свои обращения.
ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум» от ДД.ММ.ГГГГ№ ему разъяснен порядок зачисления на обучение по региональным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований, так же разъяснено, что прием заявлений на зачисление на обучение производится с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления.
ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум» от ДД.ММ.ГГГГ№ повторно разъяснено, что в период ДД.ММ.ГГГГ. он не был зачислен для обучение из-за недостаточного уровня аттестационного балла, разъяснено, что истец может поступить на любые специальности за счет бюджетного финансирования если у него не имеется противопоказаний и средний балл аттестата будет равен и выше установленного проходного балла для требуемой специальности, так же истцу подробно повторно разъяснен порядок зачисления, так же истцу было разъяснено, что он может обратиться в региональный центр для получения консультации по выбору специальности.
ФИО1 Министерства образования ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу так же разъяснен установленный законом порядок поступления для обучения за счет бюджетных средств, перечислены учебные заведения, которые осуществляют обучение, а так же приведены ссылки на ранее данные 11 аналогичных обращения истца. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу направлена информация о среднем балле аттестатов в рамках приемной ДД.ММ.ГГГГ по специальностям.
Таким образом, ответчиками на обращения истца давались ФИО1 на его обращения в пределах их компетенции с подробным разъяснением его права на самостоятельный выбор специальности для обучения, иное бы: конкретный перечень специальностей означало бы ограничение права истца на выбор специальности в рамках среднего профессионального образования.
Как следует из представленных суду ФИО1, ответчиками в лице ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум» и Министерством образования ФИО1<адрес> давались истцу подробные разъяснения о порядке зачисления для получения среднего профессионального образования. Доказательств того, что ответчики препятствуют истцу в получении среднего профессионального образования суду не представлено, истцу представлена полная и подробная информация о специальностях и профессиях, по которым проводится обучение в конкретных образовательных учреждениях за счет бюджетных средств с указанием по каждой специальности среднего проходного балла. Так же истцу неоднократно разъяснялось, что средний проходной балл определяется ежегодно исходя из количества бюджетных мест и поданных на зачисление заявлений, до начала зачисления установить конкретный размер проходного балла для зачисления на конкретную специальность невозможно.
Согласно представленной суду информации для зачисление на обучение за счет бюджетных средств по специальности «медицинская оптика» в ДД.ММ.ГГГГ 4,05 балла, что существенно ниже балла аттестата истца.
В соответствии с положениями статьи 100 Федерального закона №-Ф3 РФ ответчики не наделены правом самостоятельного изменения контрольных цифр приема абитуриентов, в т.ч. путем их произвольного снижения, иное бы означало нарушение бюджетного законодательства и не обеспечения оплаты обучения за счет бюджетного финансирования.
Таким образом, в ходе судебного рассмотрения не установлено нарушения прав истца на получения среднего специального профессионального образования, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к ФИО1<адрес> «Балашихинский техникум», Министерству образования ФИО1<адрес>, Министерству социального развития ФИО1<адрес> об обязании дать ФИО1 по существу, об обеспечении образованием и обучением, изменением контрольных цифр приема, отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Б.Гришакова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.Б.Гришакова