Дело № 2-5774/2022
74MS0015-01-2022-001651-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Атяшкиной.,
при секретаре П.В. Литовских.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Центр коммунального сервиса» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился с иском в суд к ООО «Центр коммунального сервиса» в котором (с учетом уточнений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ) просил обязать произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в квартире расположенной по адресу: , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, исключив незаконно начисленную сумму в размере № руб., в том числе сумму основного долга за указанный период № руб., оплаты за коммунальные платежи, а также пени в размере 1121,89 руб., обязать ответчика не производить расчет и начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ до момента заключения договора на указанную услугу.
В обоснование иска указал, что он и его несовершеннолетний сын, являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: , но зарегистрированы и фактически проживают по адресу: . Указывает на то, что в настоящее время между ними и компанией по вывозу мусора ООО «Центр коммунального сервиса» договоров на вывоз твердых бытовых отходов по адресу: не заключен, по данному адресу ни кто не проживает, услуга по вывозу ТКО фактически по вышеуказанному адресу не осуществляется. Ссылается на то, что неоднократно обращался в ООО «Центр коммунального сервиса» с требованием о проведении перерасчета за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Услуга по вывозу ТКО ему и его семье фактически оказывается по месту его жительства. Считает, что деньги за предоставленную услугу с него пытаются взыскать незаконно.
Истец ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.55,56).
Представитель ответчика ООО «Центр коммунального сервиса» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что поддерживает позицию, изложенную в письменном отзыве, представленном в материалы дела (л.д.34).
Исследовав письменные материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление), которым утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Как следует из материалов дела ФИО1, ФИО2 являются собственниками квартиры расположенной по по ? доле (л.д.20,21).
Согласно справке выданной администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 и члены его семьи: жена ФИО4, сын ФИО2, дочь ФИО5, сын ФИО6 проживают и зарегистрированы по адресу: (л.д.22).
Представленные в материалы дела копии паспортов ФИО1, ФИО2 подтверждают место регистрации по адресу: (л.д.18,19).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр коммунального сервиса» осуществляло вывоз ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: надлежащим образом, что подтверждается сведениями ГЛОНАСС за период с января 2019 года по апрель 2022 года (л.д.35-40).
ФИО7 указывает, что постоянно проживает и зарегистрирован в квартире, расположенной в , где и оплачивает все жилищные и коммунальные услуги, в том числе услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, он на праве собственности имеет квартиру, расположенную в , в которой никто не зарегистрирован и не проживает, квартирой он не пользуется. ООО «Центр коммунального сервиса» начисляет ему платежи за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) за указанную квартиру. Он обратился к региональному оператору ООО «Центр коммунального сервиса» с заявлением о перерасчете и просьбой не начислять платежи в связи с тем, что он в квартире не проживает, а услугу оплачивает по месту своего постоянного проживания. Региональный оператор ООО «Центр коммунального сервиса» в перерасчете отказал и до настоящего времени начисляет ему платежи за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку неиспользование ФИО1 жилого помещения по адресу: (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № для проведения соответствующего перерасчета, в связи с чем не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами №, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Доказательств заключения ФИО1 самостоятельного договора на вывоз мусора не представлено.
В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п. 56 (2) Правил).
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО «Центр коммунального сервиса» обязанности осуществить перерасчет платы истцу за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с истцом в письменном виде заключен не был.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Согласно положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с и. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил №, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) настоящих Правил (п. 7).
Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил №. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Центр коммунального сервиса» об обязании произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами, обязании ответчика не производить расчет и начисление платы коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ до момента заключения договора на указанную услугу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд .
Председательствующий п/п Е.Н. Атяшкина
Копия верна.
Судья Е.Н. Атяшкина
Секретарь П.В. Литовских