ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5778/2021 от 07.06.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2а-1045/2022

24RS0056-01-2021-005251-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 7 июня 2022 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Егоровой Я.В.,

с участием административного истца посредством видеоконференц-связи Н. А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Н. к Судебному Департаменту при Верховном суде Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания

У С Т А Н О В И Л:

Н. А.В. обратился в суд с иском к Судебному Департаменту при Верховном суде Российской Федерации о взыскание компенсации за нарушение условий содержания, мотивируя свои требования следующим.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года истец доставлялся в районный суд г. Красноярска для участия в судебных заседаниях при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей.

В перерывах между судебными заседаниями и после заседаний, до приезда конвойного автомобиля, истец содержался в конвойных специальных помещениях (камерах для временного содержания обвиняемых), условия содержания в которых являются унижающими человеческое достоинство, в частности в камерах нет окон, освещение тусклое, читать, писать и готовиться к заседанию невозможно. Площадь камеры 4-6 кв.м., а в иные дни в камеры помещали по 6-7 человек. Из-за отсутствия столов, принимать пищу приходилось стоя или сидя на лавке, держа тарелку на коленях, кроме того в камерах отсутствовал свободный доступ к питьевой воде. Также в камерах отсутствовал санитарный узел, в связи с чем, вывод в туалет осуществлялся по времени и через обращение к конвою, которые зачастую заняты выводом обвиняемых на процессы и приходится терпеть.

Пребывая в указанных помещениях, истец каждый раз испытывал сильные нравственные страдания, чувство унижения и собственной неполноценности.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию в размере 70 000 руб..

Определением суда от 12.01.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по иску Н. А.В. к Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В судебном заседании административный истец Н. А.В., участвуя посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, в лице Хливак Я.В., действующей на основании доверенности от 30.12.2020, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие стороны ответчика, представил письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что в соответствии с положениями Свода правил 2012 в подвальном или цокольном этажах зданий судов допускалось размещать, в том числе, группу помещений для лиц, содержащихся под стражей, и конвоя. Камеры для лиц, содержащихся под стражей, должны были предусматриваться с учетом раздельного размещения различных категорий лиц, содержащихся под стражей (мужчин, женщин, несовершеннолетних, больных и др.), но не менее четырех камер на суд. Общее число камер следовало определять по заданию на проектирование. Площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна была составлять не менее 4 кв.м.. Число мест в камерах устанавливалось заданием на проектирование. Каждая камера должна была быть оборудована электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Уборные для лиц, содержащихся под стражей, должны были предусматриваться мужская и женская. Уборные должны были оснащаться металлическими раковинами для умывания с жестким креплением к стене. Естественное освещение в санитарных узлах не допускалось. Однако согласно пункту 1.2 Свода правил 2012, данные требования распространялись на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом для реконструируемых зданий настоящий Свод правил 2012 следовало использовать по возможности. Полагает, что указанные истцом бытовые неудобства не могут быть признаны, унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. При этом эмоциональное переживание, которое подлежит доказыванию, в результате действий третьих лиц, в том числе в результате действий должностных лиц, не влекут за собой безусловной компенсации. Указывает, что Н. А.В. не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что в результате его содержания был причинен реальный физический вред, глубокие физические и психологические страдания. Просила в удовлетворении требований отказать.

В силу статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в частности постановлений районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, в районном суде г. Красноярска рассматривался вопрос о продлении срока содержания Н. А.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного УК РФ, под стражей.

Из представленных постановлений следует, что Н. А.В. принимал участие в судебных заседаниях, проводимых в указанные выше даты.

Обращаясь с настоящим иском, Н. указывает, что в конвойном помещении районного суда г. Красноярска отсутствовали окна, столы, свободный доступ к питьевой воде, санитарный узел.

Порядок содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определен нормами Федерального закона от 05.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно- исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в зданиях судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, то есть в сферу регулирования данного Федерального закона не входят. Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Как следует из материалов дела и подтверждается паспортом безопасности районного суда г. Красноярска, здание суда по адресу: г. Красноярск, построено в 2010 году.

Конвойное помещение находится на цокольном этаже общей площадью 225.76 кв.м., состоит из 10 камер, общей площадью 79.44 кв.м.. Камеры оборудованы скамейками и приставными столами, имеется телефон внутренний, городской, водонагреватель, видеонаблюдение в камерах, 2 санузла, приточно-вытяжная вентиляция.

Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, на момент возникновения спорных правоотношений были определены Сводом правил 152.13330, 2012 «Здания судов общей юрисдикции».

Согласно Своду правил 2012 года группы помещений для подсудимых допускается размещать в подвальном этаже здания, без наличия естественного освещения. Искусственное освещение в камерах обеспечено антивандальными светильниками, в соответствии с установленными нормами.

Камеры оснащены скамьями, кипяток предоставляется по желанию.

Количество лиц, одновременно находящихся в камерах конвойного помещения суда общей юрисдикции, законодательством не установлено.

Периодичность влажной уборки и дезинфекции в камерах для временного содержания подсудимых производится один раз в сутки в вечернее время.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что оборудованные в здании районного суда г. Красноярска помещения для лиц, содержащихся под стражей, соответствуют нормативно установленным требованиям, в связи с чем влекущего необходимость взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания его под стражей в здании районного суда г. Красноярска не установлено.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

События, с которыми административный истец связывает предполагаемое нарушение своих прав, имели место в период ДД.ММ.ГГГГ годов.

Вместе с тем, административное исковое заявление датировано 20.05.2021, подано Н. А.В. 01.06.2021 и поступило в суд 02.06.2021, то есть по истечению более чем пять лет после указанных событий.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ, вступившим в силу 27.01.2020 введена норма – статья 227.1 КАС РФ определяющая особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Между тем истец обратился в суд с настоящим иском по истечении более 8 месяцев после предусмотренного КАС РФ 3-х месячного срока после вступления в законную силу Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ.

При этом о каких-либо уважительных причинах пропуска указанного срока на обращение в суд, объективно препятствующих такому обращению, Н. А.В. не сообщил, судом таких причин в ходе рассмотрения административного дела также не установлено.

Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающие срок обращения в суд за защитой нарушенного права, служат соблюдению баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, обеспечивают, в первую очередь в интересах административного истца, возможность исследования максимального объема доказательств, которые по прошествии времени, могут быть утрачены.

Восстановление срока обращения в суд лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, не может осуществляться без уважительных причин, поскольку каких-либо исключений в отношении данной категории лиц Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит.

Само по себе нахождение осужденного в исправительном учреждении причиной восстановления срока обращения в суд не является, поскольку ему гарантируется соблюдение закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В развитие данной конституционной нормы положениями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания установлен детальный порядок реализации права на обращение в органы власти и управления, включая суды, учитывающий особенности ситуации, в которой находятся указанные лица.

Пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», главой IX Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлены дополнительные гарантии осужденных, облегчающие им возможность подачи обращений в органы власти и управления.

Среди важнейших из таких гарантий можно отметить отсутствие цензуры указанных обращений, ежедневный прием корреспонденции сотрудниками исправительного учреждения, отсутствие ограничений по количеству направляемых обращений, обязанность исправительного учреждения не позднее одного рабочего дня передавать данные обращения операторам связи для их доставки по принадлежности, отправление обращений за счет исправительного учреждения при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств.

Данные гарантии без каких-либо исключений распространяются на лиц, отбывающих наказание и на лиц находящихся в изоляторе временного содержания.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия препятствий у Н. А.В. своевременно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд не имеется, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Н. в удовлетворении исковых требований к Судебному Департаменту при Верховном суде Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий /подпись/ Н.В. Шабалина Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2022

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: Н.В. Шабалина