Дело№2-577/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Кибалиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Регистр.Уоян» о понуждении разработать и принять меры к утверждению проекта нормативов допустимых сбросов в водный объект вредных веществ и микроорганизмов с очистных сооружений,
Установил:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, просит обязать ООО «Регистр.Уоян» разработать и принять меры к утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов в водный объект вредных веществ и микроорганизмов с очистных сооружений <адрес>, получить решение о предоставлении водного объекта, в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений <адрес>
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений в <адрес>, расположенных в водоохранной зоне реки Верхняя Ангара. Биологические очистные сооружения проектной мощностью 400 мЗ/сут эксплуатируются с 1989 года и предназначены для очистки сточных вод населения <адрес>. Проектная производительность очистных сооружений составляет 1400мЗ /сутки, фактическая зимой 600-800 мЗ/сутки, летом 200-300 мЗ/сутки. Эксплуатация очистных сооружений с 01.09.2017 г. осуществляется ООО «Регистр. Уоян» на основании заключенного с их собственником-администрацией МО «Северо-Байкальский район» концессионного соглашения от 01.09.2017 г. После очистки сточных вод, очищенные сточные воды сбрасываются в по руслу безымянного ручья в реку Верхняя Ангара. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ООО «Регистр. Уоян» осуществляет пользование водным объектом ( р. Верхняя Ангара), без решения о предоставлении водного объекта в пользование, и производит сброс сточных вод в водный объект - реку Верхняя Ангара, в отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.
В судебном заседании заместитель прокурора Денисова Н.В. поддержала исковые требования, согласно доводам изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель администрации ООО «Регистр.Уоян» извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, представитель Управления Росприроднадзора по РБ просил о рассмотрении дела без их участия, суд учитывая мнение представителя истца, считает возможным рассмотрение дела.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту- ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов РФ, неопределенного круга лиц.
Установлено, что биологические очистные сооружения проектной мощностью 400 мЗ/сут эксплуатируются с 1989 года и предназначены для очистки сточных вод населения <адрес>. Проектная производительность очистных сооружений составляет 1400мЗ /сутки, фактическая зимой 600-800 мЗ/сутки, летом 200-300 мЗ/сутки. Эксплуатация очистных сооружений с 01.09.2017 г. осуществляется ООО «Регистр. Уоян» на основании заключенного с их собственником -администрацией МО «Северо-Байкальский район» концессионного соглашения от 01.09.2017 г. После очистки сточных вод, очищенные сточные воды сбрасываются в по руслу безымянного ручья в реку Верхняя Ангара. ООО «Регистр. Уоян» осуществляет сброс сточных вод в водный объект - реку Верхняя Ангара, в отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.
В силу ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ водный объект - природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводнённых карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся болото.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Согласно п. «е» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» осуществление хозяйственной деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки) относится к объектам II категории, оказывающим умеренное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением
радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министра природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333.
Из пункта 12 указанной Методики следует, что величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектирующих, так и для действующих организаций водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией - водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией, каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой методикой, и его результаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в частности химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ.
Учитывая, что имеющиеся нарушения в виде отсутствия необходимых документов по утверждению нормативов сброса загрязняющих веществ и соответствующего разрешения имеют место, указанные нарушения служат условием причинения вреда используемому водному объекту, что влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, также нарушает права собственника водного объекта, в силу чего суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Регистр.Уоян» разработать и принять меры к утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов в водный объект вредных веществ и микроорганизмов с очистных сооружений <адрес>.
Обязать ООО «Регистр.Уоян» получить решение о предоставлении водного объекта, в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10 июня 2019 года.
Судья Н.Г. Рабдаева