ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-577/2022 от 20.07.2022 Енисейского районного суда (Красноярский край)

гражданское дело №2-577/2022

24RS0014-01-2022-00120-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г.Енисейск

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антоненко К.Г.,

с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П.,

представителя истца – администрации г. Енисейска ФИО1,

ответчика ФИО3,

при секретаре Люфт Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Енисейска Красноярского края к ФИО5, ФИО7, ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения и возложении обязанности заключить договор мены,

по встречному исковому заявлению ФИО5 к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Енисейска, с учетом уточнения требований, обратилась в суд с иском к ФИО5, ФИО7. ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения и возложении обязанности заключить договор мены.В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО5 является собственником жилого помещения, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение ответчика включено в перечень изымаемых жилых помещений.В случае изъятия жилого помещения площадью более <данные изъяты> без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на <данные изъяты> Взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>5, предоставлено равнозначное жилое помещение, площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в доме, построенном в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы». Указывая на то, что предоставленное ФИО5 жилое помещение соответствует требованиям закона, а ответчик от заключения договора мены и от заселения в предоставленную квартиру отказалась, администрация г. Енисейска просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением другого жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>; возложить на ответчика ФИО5 обязанность по заключению договора мены и принять по акту приема-передачи жилое помещение по адресу: <адрес>

Не согласившись с заявленными администрацией требованиями, ФИО5 заявила встречные требования, в которых просит возложить на администрацию обязанность предоставить ФИО5 взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> другое равнозначное жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты>. и состоящее не менее, чем из двух комнат, расположенное в пределах <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям <адрес>. Требования мотивированы тем, что жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> состоит из двух комнат, а предоставленная взамен квартира состоит из одной комнаты и не отвечает требованиям равнозначности по количеству комнат, ее условия проживания значительно ухудшают положение истца и членов его семьи, поскольку состав семьи состоит из четырех человек, включая двух разнополых детей.

В судебном заседании представитель администрации г. Енисейска ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в нем, относительно встречных требований возражала, указывая на отсутствие оснований для их удовлетворения, поскольку новое жилое помещение предоставлено семье Хвостовым с учетом равнозначности по площади признанного аварийным и занимаемым жилым помещением, предоставление жилых помещений по количеству комнат в отношении собственников жилых помещений законом не предусмотрено. Кроме того, дополнительно указала на то, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, данный дом полностью расселен, за исключением семьи Хвостовых, которые проживают во всем доме одни и отказываются от переселения, при этом администрация не может осуществить снос указанного дома, а также несет дополнительные расходы из местного бюджета на содержание данного дома.

Ответчик ФИО3, (действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 и от имени ответчика ФИО5 по доверенности), в судебном заседании, не соглашаясь с доводами администрации г. Енисейска, поддержал встречные исковые требования в полном объеме, указывая на то, что жилое помещение, предоставляемое в рамках программы по переселению должно быть равнозначным как по площади, так и по количеству комнат, в противном случае это существенно ухудшает условия проживания, тогда как программа направлена на улучшение жилищных условий.

Ответчик – ФИО5, ФИО7, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.

Третьи лица – министерство строительства Красноярского края, орган опеки и попечительства администрации г. Енисейска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили; от министерства строительства Красноярского края в материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано на то, что предоставление жилого помещения собственникам при переселении из аварийного жилищного фонда, жилое помещение должно быть равноценным и у администрации г. Енисейска отсутствуют основания для принятия иного решения, в рамках программы взамен аварийного жилого помещения ФИО5 предоставлено иное жилое помещение, отвечающее требованиям закона.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителяадминистрации г. Енисейска, ответчика ФИО3, заключение прокурора, полагавшего исковые требования администрации г. Енисейска подлежащими удовлетворению, а встречные требования подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).

В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в то числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.8.2. ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, ФИО5 является собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>; право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке. В указанном жилом помещении, совместно с собственником ФИО8, проживает ее супруг ФИО3 и дети – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.

Из экспликации к поэтажному плану здания усматривается, что вышеуказанная квартира расположена на 2 этаже, имеет две жилые комнаты – <данные изъяты> а также коридор, подсобное помещение, туалет и кухню; общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>

Из заключения межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по результатам обследования многоквартирного жилого <адрес>, указанный дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в размере 70%.

Распоряжением администрации г. Енисейска Красноярского края -р от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено о сносе данного дома после переселения жителей в помещения, пригодные для проживания.

Поскольку вышеприведенный многоквартирный жилой дом признан аварийным, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 №144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу.

В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> учитывая, что снос жилого дома в установленный срок не произведен, администрацией <адрес> принято постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подле­жащим сносу», в данное постановление внесены дополнения об изъятии земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, в том числе об изъятии спорного жилого дома.

Из дела также следует, что распоряжением администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ, гражданам, согласно приложению, в том числе ФИО5 предоставлено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

От заселения в вышеприведенное жилое помещение, предоставленное взамен аварийного и непригодного для проживания, ФИО5 отказалась в письменном виде, указав на то, что квартира по адресу: <адрес> состоит из двух жилых комнат, а предоставляют однокомнатную квартиру, поскольку семья состоит из четырех человек, то представляемое жилое помещение не может считаться равнозначным.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а ответчик выбрала в качестве способа обеспечения жилищных прав - предоставление другого жилого помещения, администрацией г. Енисейска обоснованно предложено равнозначное жилое помещение, то есть соответствующее по площади ранее занимаемого жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения встречных требований о предоставлении жилого помещения, состоящего не менее, чем из двух комнат не имеется.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года, отмечено, что применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилогопомещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Исходя из положений статьи 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта,равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению,отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что муниципальное образование вправе приобрести жилые помещения большей площади, чем ранее занимал гражданин, в том числе приобрести квартиры для граждан, занимавших ранее комнаты в коммунальной квартире.

Жилищным законодательством в случаях переселения не оговаривается, что вновь предоставленная квартира должна соответствовать по количеству комнат ранее занимаемой.

Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительных мерах поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» предусмотрено, что собственникам, при изъятии жилого помещения более 20 кв.м., которые приобрели жилое помещение до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и не имеющих на дату признания жилого дома аварийным иного пригодного для проживания жилья, имеют право на предоставление равнозначного жилого помещения, общая площадь которого превышает размер изымаемого не более 13 кв.м. без уплаты разницы в стоимости жилого помещения. Про равнозначность в отношении количества комнат не говорится.

При этом количество членов семьи собственника, их пол, а также количество собственников жилого помещения не учитывается.

При этом суд полагает необходимым отметить, что установленный положениями статей 86 - 89 ЖК РФ, порядок предоставления жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, не подлежит применению при рассмотрении спора о предоставлении жилого помещения собственнику подлежащего сносу жилого помещения.

Законодателем не предусмотрено предоставление жилого помещения при переселении из аварийного жилого помещения в жилое помещение, являющегося равнозначным по количеству комнат, жилой площади или состава семьи собственника, равнозначность жилого помещения представляет собой предоставление жилого помещения равной по общей площади ранее занимаемого жилого помещения.

Доводы ФИО3 о том, что целью жилищной программы является улучшение жилищных условий граждан, в связи с чем, администрация г. Енисейска, предоставляя, взамен занимаемой двухкомнатной квартиры жилое помещение, состоящее из одной комнаты, тем самым ухудшая жилищные условия собственника и членов ее семьи, являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, целью программы, исходя из ее наименования, является переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилое помещение, в соответствии с требованиями закона, учитывая, что само по себе проживание в аварийном доме представляет, прежде всего, угрозу для жизни и здоровья граждан. То есть данная программа предполагает собой не улучшение жилищных условий - предоставление жилого помещения с улучшенными по сравнению с ранее занимаемым помещение жилищными условиями, степенью благоустройства или площадью помещения, а направлена на переселение граждан из аварийного жилья, с целью недопущения угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном жилом помещении.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, принимая во внимание, что администрацией г. Енисейска соблюдены условия как жилищной программы, так и требования жилищного законодательства, поскольку многоквартирный дом, в котором в настоящее время семья ответчика проживают одни во всем доме, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть проживание в нем может создать угрозу жизни и здоровью для проживающих в нем лицам, требования администрации г. Енисейска о выселении ответчика и членов ее семьи из занимаемого жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, предусмотренного в рамках региональной адресной программы, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку встречные требования ответчика основаны на неверном толковании норм

действующего жилищного законодательства, принимая во внимание отсутствие со стороны администрации г. Енисейска нарушений жилищных прав ответчика и членов ее семьи, суд не усматривает оснований для их удовлетворения. При этом, ответчик, в случае несогласия с переселением в предоставленное жилое помещение, не был лишен возможности избрания иного способа обеспечения его жилищных прав - путем выкупа жилого помещения, а не предоставления жилого помещения взамен аварийного.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации города Енисейска Красноярского края удовлетворить.

Выселить Хвостову АннуРасульевну, ФИО7, ФИО3, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением другого жилого помещения по адресу: <адрес> рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.

Возложить на ФИО5 обязанность по заключению договора мены и принятию по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>.

После заключения договора мены и фактического принятия жилого помещенияпо адресу: <адрес> рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, прекратить право собственности ФИО5 на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес> признанием права собственности за Муниципальным образованием городской округ город Енисейск Красноярского края.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО5 к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Судья К.Г. Антоненко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья К.Г. Антоненко