Дело № 2-577/2022 64RS0004-01-2022-000394-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.04.2022 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,
с участием
представителя истца ФИО1 ФИО2,
представителя ответчика МИФНС России № 2 по Саратовской области ФИО3,
представителя ответчика ГУ – Отделение ПФР по Саратовской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда о признании незаконными действий по использованию СНИЛС в ФНС России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании действий операторов персональных данных и органа уполномоченного на формирование и ведение регистра сведений о населении в части внесения в регистр сведений о недостоверных персональных данных и идентификаторов, обязании уточнить персональные данные и идентификаторы личности, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о защите прав субъекта персональных данных.
Исковые требования (с учётом уточнений) мотивированы тем, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения (при рождении ФИО5), место рождения г. <данные изъяты>, ИНН: №, СНИЛС: №, является субъектом персональных данных и на протяжении многих лет страдает от неправомерных действий операторов персональных данных и органа уполномоченного на формирование и ведение регистра сведений о населении связанных с ошибочной идентификацией его личности как личности ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженца Волгоградской области проживающего в <адрес>, <адрес>. В результате неправильной идентификации личности истца в личном кабинете портала государственных услуг ФИО1 постоянно значатся задолженности ФИО5 по налогам на имущество, штрафам ПДД, налоговым недоимкам связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а также сведенья о ранее выданных паспортах двойника, а с банковского счёта ФИО1 периодически производится списание денежных средств в счет погашения обязательств и задолженностей ФИО5
ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда, несмотря на неоднократные заявления ФИО1 о непринадлежности объекта недвижимости, из года в год, указывая ИНН ФИО1, направляет налоговые уведомления о наличии задолженности по налогу на имущество расположенное в <адрес><адрес>, несмотря на то, что право собственности на данный объект зарегистрировано за ФИО5
ФИО1 также неоднократно обращался в службу судебных приставов с заявлениями о прекращении в отношении себя исполнительных производств, должником по которым выступает ФИО5, а взыскателем ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда. Исполнительные производства по письменным обращениям ФИО1 прекращались, однако, в последующем возбуждались вновь.
Указанные обстоятельства и невозможность их разрешения путем подачи соответствующих обращений в уполномоченные органы, а также предположения истца о том, что изменение одного из идентификаторов личности, связывающего его с должником ФИО5, исключит возникновение новых задолженностей поступающих на его имя, побудили истца на то, что ДД.ММ.ГГГГ, при заключении брака с ФИО6, взять себе фамилию супруги.
Однако данные действия не повлияли на обстоятельства ошибки и слияния персональных данных, которые возникли на стадии формирования и ведения государственного регистра сведений о населении.
21.02.2022 ФИО1 поступило постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области, об обращении взыскания на денежные средства должника вынесенное в отношении ФИО5 с указанием №ФИО1. Взыскателем по исполнительному производству №-ИП является ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, а сумма обязательств составляет <данные изъяты> руб. из которых основной долг по налогам и сборам, а <данные изъяты> руб. исполнительский сбор. Аналогичная информация была представлена в личном кабинете ФИО1 на портале Государственных услуг.
07.04.2022 с банковской карты ФИО1 были удержаны денежные средства в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №-ИП.
После списания с банковского счёта ФИО1 <данные изъяты> руб. по исполнительному производства №-ИП информация по задолженности ФИО5 в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда на сайте Федеральной службы судебных приставов обновилась и вместо <данные изъяты> руб. основного долга, основной дол стал составлять <данные изъяты>), что свидетельствует об очередном погашении задолженности ФИО5 перед ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда денежными средствами ФИО1 в связи с нарушением обработки со стороны ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда персональных данных ФИО1 и незаконного использования его СНИЛС162-705-015 39 как идентификатора личности ФИО5
С учётом изложенного и уточненных исковых требований истец ФИО1 просил суд признать незаконными действия ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда по использованию СНИЛС: №, принадлежащий ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г<данные изъяты>, в качестве идентификатора личности ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>. Взыскать с ИФНС России по <адрес> г. убытки в размере <данные изъяты> рублей. Обязать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уточнить персональные данные и идентификаторы личности ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <адрес>, ИНН: №, СНИЛС: №, и исключить из его личного кабинета на портале «Государственных услуг» информацию о паспортах выданных ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, а также информацию о его задолженностях ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН: № СНИЛС: № и сведенья о исполнительных производствах возбужденных в отношении ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН: № СНИЛС: № Взыскать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования с учётом их уточнений, представила письменные пояснения по делу.
Представитель ответчика ИФНС по Дзержинскому району города Волгограда, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён, просил суд рассмотреть дело в своё отсутствие, предоставил возражения на исковое заявление в котором просил в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объёме, указав на следующие обстоятельства. Входе анализа содержащейся в ПК АИС «Налог-3» информации в отношении ФИО5 (ИНН №) и ФИО1 (ИНН №) было установлено, что в феврале 2020 года завершены мероприятия по устранению последствий объединения данных об указанных лицах на ИНН № актуализированы персональные данные, история изменения сведений о документах удостоверяющих личность, сведения о постановке на учет. В ходе выяснения причин внесения некорректных данных в АИС «Налог-3» установлено, что при обработке поступивших от Росреестра сведений о прекращении права собственности выполнена автоматическая идентификация лица по методу с использованием СНИЛС (Имя + отчество + СНИЛС, Дата рождения + СНИЛС) в связи с отсутствием в исходных данных сведений о документе удостоверяющем личность. При этом в поступивших от Росреестра сведениях ошибочно указан СНИЛС №, принадлежащий ФИО1 03.04.2020г. ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в адрес мирового судьи судебного участка № 136 Волгоградской области направлено заявление от №5208 о вынесении судебного приказа в отношении ФИО5 ИНН № Указанное заявление в адрес ФИО7 ИНН № не направлялось. Налоговый орган не оспаривает, что в постановлении об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.02.2022 действительно указан СНИЛС №, закрепленный за ФИО1 Однако налоговый орган не является распространителем данных о СНИЛС налогоплательщиков. В исходных документах ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (налоговые уведомления, требования и др.) также отсутствуют данные СНИЛС. Таким образом доводы ФИО1 об ошибочном указании именно налоговым органом СНИЛС № являются не обоснованными.
Ответчик Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, предоставил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных к Министерству исковых требований в полном объеме, указав на следующие обстоятельства. На Портале Государственных услуг реализуется техническая возможность подать заявку на получение услуги и получить результат оказания этой услуги. В свою очередь порядок предоставления услуги, состав административных действий совершаемых при оказании услуги, порядок предоставления результата оказанной услуги и иные особенности определяются органом непосредственно ответственным за оказание услуги. Этот же орган и несет ответственность за корректное и законное предоставление государственной и (или) муниципальной услуги (функции).
Ответчик Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области предоставил письменные пояснения на исковое заявление которым просил отказать в удовлетворении иска, указав на следующие обстоятельства. В базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков имел место факт ошибочного объединения двух физических лиц: ФИО7 ИНН № место рождения: Саратовская область, г. Балаково и ФИО5 ИНН №, место рождения <адрес>. 16.02.2022г. на основании сведений, поступивших от ПП Собственность, в ПП ЦУН выполнена одновременная постановка на учет и снятие с учета ФИО1 ИНН № в качестве собственника объекта недвижимого имущества, принадлежащего ФИО5 ИНН №. В ходе выяснения причин некорректных данных в ПП ЦУН установлено, что при обработке поступивших от Росреестра сведений о прекращении права собственности выполнена автоматическая идентификация лица по методу с использованием СНИЛС (Имя + отчество + СНИЛС, Дата рождения + СНИЛС) в связи с отсутствием в исходных данных сведений о документе, удостоверяющем личность. При этом в поступивших от Росреестра сведениях ошибочно указан СНИЛС №, принадлежащий ФИО1, в связи с чем, право собственности неверно идентифицировано на иное лицо при загрузке сведений из Росреестра в базу данных налоговых органов. Налоговое уведомление № от 01.09.2021г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 гг. по сроку 01.12.2021г. в сумме <данные изъяты>., направленное 21.09.2021г. ФИО5 ИНН № заказным письмом по адресу: <адрес> в связи с ошибочным начислением налога исполнению не подлежит. В ИФНС России №30 по г. Москве 27.02.2019г. от налогового агента ПАО СК «РОСГОССТРАХ» в отношении ФИО5 поступили сведения – справка о доходах по форме 2-НДФЛ №№. В представленных сведениях налоговым агентом поле ИНН не заполнено по причине отсутствия обязательности данного реквизита. И в связи с тем, что на момент поступления от налогового агента разделение учетных данных ФИО1 ИНН № и ФИО5 ИНН № проведено не было, налоговое уведомление № от 10.07.2019г. с расчетом налога на доходы физических лиц на сумму №. направлено ФИО5 по адресу: <адрес> Иные меры принудительного взыскания задолженности к ФИО1 ИНН № и ФИО5 ИНН № не применялись.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области ФИО3 вопрос относительно удовлетворения исковых требований истца, в ходе судебного заседания просила оставить на усмотрение суда.
Ответчик ГУ - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области предоставил письменный отзыв на исковое заявление, которым просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, указав на следующие обстоятельства. В базе данных индивидуального персонифицированного учета имеются сведения на ФИО1 (СНИЛС №, регистрация осуществлена 09.11.2010 в Саратовской области), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. <данные изъяты>. В сентябре 2021 года в базу данных была внесена информация о смене фамилии истца с прежней фамилии «Попов» на основании его заявления об изменении анкетных данных. Также в базу данных была внесена информация о новом месте жительства: <адрес>. В базе данных индивидуального персонифицированного учета имеются также сведения на ФИО5 (СНИЛС №, регистрация осуществлена 14.10.2014г. в Волгоградской области), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> Полагает, что со стороны Отделения каких-либо нарушений прав истца допущено не было.
Представитель ответчика ГУ - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, ФИО4 вопрос относительно удовлетворения исковых требований истца, в ходе судебного заседания просила оставить на усмотрение суда.
Представитель ответчика Комитета информационных технологий Волгоградской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил суд рассмотреть дело в своё отсутствие, представил возражения относительно исковых требований, в которых полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению к Комитету информационных технологий Волгоградской области.
Представитель ответчика Министерства цифрового развития и связи Саратовской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил суд рассмотреть дело в своё отсутствие, представил возражения относительно исковых требований, в которых полагал исковые требования неподлежащими удовлетворению к Министерству цифрового развития и связи Саратовской области.
Представитель ответчика ФНС России о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил суд рассмотреть дело в своё отсутствие, предоставил возражения относительно исковых требований, в которых полагал исковые требования неподлежащими удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5, представитель МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, представитель Дзержинского районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП Волгоградской области, представитель Управления Росреестра по Саратовской области о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Уполномоченный орган - Управление Роскомнадзора по Саратовской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании 26.04.2022 от представителя истца поступило заявление об отказе от исковых требований к ФНС России, Министерству цифрового развития и связи Саратовской области, МИФНС России № 2 по Саратовской области, Комитету информационных технологий Волгоградской области, ГУ -отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области.
Определением суда от 26.04.2022 отказ от иска к ФНС России, Министерству цифрового развития и связи Саратовской области, МИФНС России № 2 по Саратовской области, Комитету информационных технологий Волгоградской области, ГУ - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, принят судом, производства по делу в указанной части прекращено.
Руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав устные объяснения, исследовав материалы дела и письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных физических лиц, а также с обеспечением защиты: прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных регулируются Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных».
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" определяет принципы и условия обработки персональных данных, прав и субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.
Согласно ст. 3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что персональными данными - является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона "О персональных данных" субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Часть 2 статья 17 Закона "О персональных данных" предоставляет субъекту персональных данных право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Статьей 24 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 29 ГПК РФ Иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Судом установлено следующее. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, при рождении ФИО5, являлся полным тёзкой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Волгограда.
В базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков имел место факт ошибочного объединения двух физических лиц: ФИО7 ИНН №, место рождения: Саратовская область, г. Балаково и ФИО5 ИНН №, место рождения <адрес>, что следует из письменных пояснений Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области и не оспаривается сторонами.
В результате указанного объединения ФИО7 стали приходили налоговые уведомления и происходили периодические списания денежных средств с банковских счетов по обязательствам ФИО5 перед налоговым органом.
ФИО1 неоднократно обращался в налоговый орган и Федеральную службу судебных приставов указывая, что ему не принадлежат объекты недвижимости указанные в налоговых уведомлениях, что в результате ошибочной идентификация его личности как личности должника происходит незаконное списание его денежных средств и просил устранить указанные нарушения. Ответов по существу рассмотрения своих обращения ФИО1 не получал.
03.09.2021 указанные обстоятельства побудили ФИО7, при заключении брака с ФИО6, взять фамилию супруги с целью изменения одного из идентификаторов своей личности, связывающего его с личностью должника ФИО5
Несмотря на это, по месту жительства ФИО1 продолжают приходить налоговые уведомления, с его банковских счетов происходит списание денежных средств по обязательствам ФИО5 перед ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, а в личном кабинете истца на Едином портале государственных и муниципальных услуг числятся сведения о паспортах ФИО5 и его задолженностях перед налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области и ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в своих возражениях на исковое заявление указали, что налоговым органом велись мероприятия по разделению сведений налогоплательщиков в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы, в результате которых были устранены последствия объединения данных об указанных лицах в АИС "Налог-3" на ИНН №, актуализированы персональные данные, история изменения сведений о документах, удостоверяющих личность, сведения о постановке на учёт.
Однако при поступлении в налоговый орган от Управления Росреестра информация о регистрации в период с 05.01.2012 по 06.08.2021 права собственности на 1/3 долю объекта кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> отношении ФИО5 ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда снова произвело начисление налога на имущество физических лиц в отношении ФИО1 ИНН № (налоговое уведомление № от 01.09.2021), в связи с автоматической идентификацией лица с использованием СНИЛС №, так как при обработке исходных данных, поступивших от Росреестра сведений, отсутствовали сведения о документе, удостоверяющем личность.
Помимо этого, от ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда 21.02.2022 поступил ответ на судебный запрос, который свидетельствует о том, что ответчик продолжает неверно идентифицировать личности истца ФИО1 и третьего лица ФИО5, о чем свидетельствует следующая информация из ответа ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда №: «ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда… сообщает, что адрес регистрации ФИО7 ИНН № (<адрес>), ФИО1 ИНН №<адрес>».
Статьей 23 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрено, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан вести реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
В реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных Роскомнадзора, включены сведения об ФНС России, Министерстве цифрового развития и связи Саратовской области, МИФНС России № 2 по Саратовской области, Комитете информационных технологий Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда.
При этом органы и лица могут являться операторами персональных данных независимо от их включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Статьей 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.
В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
Согласно части 1, 2, 3, 6 ст. 21 указанного Закона в случае выявления неточных персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по их запросу или по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц.
В случае подтверждения факта неточности персональных данных оператор на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данных.
В случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.
В случае отсутствия возможности уничтожения персональных данных в течение срока, указанного в частях 3 - 5 настоящей статьи, оператор осуществляет блокирование таких персональных данных или обеспечивает их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и обеспечивает уничтожение персональных данных в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами.
Федеральным законом от 08.06.2020 № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации” устанавливается порядок ведения Федерального регистра сведений о населении, который представляет собой совокупность сведений о населении Российской Федерации, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом на основе сведений о гражданах Российской Федерации, которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.06.2020 № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации” Федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее также - уполномоченный орган), в электронной форме на русском языке путем формирования записей федерального регистра сведений о населении и внесения в них изменений.
Уполномоченный орган несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за своевременное и корректное формирование записей федерального регистра сведений о населении и внесение в них изменений, а также за сохранность сведений, включенных в федеральный регистр сведений о населении, и их соответствие сведениям, направленным в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона.
Уполномоченный орган до включения в федеральный регистр сведений о населении сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, осуществляет их сопоставление между собой и со сведениями, ранее включенными в федеральный регистр сведений о населении, в целях исключения неточностей.
При обнаружении неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обнаружения таких неточностей, направляет запрос в электронной форме в орган или организацию, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона и направившие сведения для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, для проверки указанных сведений и направления уточненных сведений.
Сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный регистр сведений о населении, образуют одну запись федерального регистра сведений о населении. Запись федерального регистра сведений о населении в федеральном регистре сведений о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений в запись федерального регистра сведений о населении номер указанной записи не изменяется. В случае внесения изменений в сведения, указанные в части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, содержащиеся в записи федерального регистра сведений о населении, изменяемые сведения указанной записи сохраняются в хронологическом порядке.
Однако вопреки положениям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных» и Федеральным законом от 08.06.2020 № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации” ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, как оператор персональных данных субъектов персональных данных, при выявлении неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой непосредственно оператором и (или) лицами, действующими по поручению оператора, не прекратило неправомерную обработку персональных данных ФИО1, не обеспечило прекращение неправомерной обработки персональных данных ФИО1 и не направило в соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 08.06.2020 № 168 посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросов в органы, предоставившие неточные сведения для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, чем нарушило законные права и интересы истца.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств, освобождающих ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от ответственности за нарушение прав истца в материалы дела не представлено, доводы изложенные в возражениях на исковое заявление сводятся к перекладыванию своей вины в нарушении обработки персональных данных истца на иных лиц участвующих в деле.
Таким образом, не исполнив требования Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" надлежащим образом, ответчик нарушил неимущественные права истца на охрану его персональных денных, что в силу приведенных выше норм закона является основанием для взыскания с ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда убытков, а также денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Проверив доводы истца о списании с его банковских счетов в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда денежных средств по налоговым обязательствам ФИО5 в размере <данные изъяты> рублей и правильность расчетов, произведенных с учётом возврата 17.02.2022 списанных с банковского счета ФИО1 <данные изъяты> руб. (контррасчёт со стороны ответчиков не предоставлен), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда убытков в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно статье 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальные особенностей потерпевшего.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, в том числе неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Учитывая все обстоятельства дела в совокупности, исходя из характера причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельств причинения вреда, индивидуальных особенностей истца, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскание с ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам необходимо обеспечивать взаимодействие информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, с единой системой межведомственного электронного взаимодействия.
В личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг ФИО1 размещена недостоверная информация о ранее выданных документах удостоверяющих его личность (паспортах), что также нарушает законные права и интересы истца, предусмотренные положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В связи с данными обстоятельствами суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований истца к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об обязании уточнения персональных данных истца в части исключения из личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о паспортах выданных ФИО5, а также информации о задолженностях ФИО5 перед налоговым органом, предъявленные к ответчику как к оператору единой системы межведомственного электронного взаимодействия, так как в силу ч. 1 ст. 14 Закона "О персональных данных" субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими и неточными.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковые требования ФИО1.
Признать незаконными действия ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда по использованию СНИЛС №, принадлежащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, в качестве идентификатора личности ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего ИНН №, СНИЛС №.
Взыскать с ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, ИНН №, СНИЛС № убытки в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, понесённые истцом в связи с незаконным использованием его идентификаторов личности как идентификаторов личности ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего ИНН №, СНИЛС №, а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Обязать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уточнить персональные данные и идентификаторы личности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу города <данные изъяты>, ИНН №, СНИЛС №Ю и исключить из его личного кабинета на портале «Государственных услуг» информацию о паспортах, выданных ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, имеющего ИНН №, СНИЛС № а также информацию о задолженностях ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего ИНН №, СНИЛС № сведения об исполнительных производствах, возбужденных в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего ИНН №, СНИЛС №
В течение месяца со дня принятия на решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья Е.Ю. Евдокименкова
Решение в окончательной форме изготовлено 05.05.2022.
Судья Е.Ю. Евдокименкова