Дело № 2-5781/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ДД.ММ.ГГГГ]
Автозаводский районный суд г. Н.Новгоода в составе председательствующего судьи Дубовской О.М., при секретаре Сивове О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целых Е.А. к АО «[ В ]», ООО «[ Н ]» об обязании производить расчет за электроэнергию, исходя из двух тарифов, дифференцированных по зонам суток, взыскании переплаты, компенсации морального вреда, штрафа в пользу потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Целых Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к АО «[ В ]» об обязании производить перерасчет за платы электроэнергию, исходя из двух тарифов, дифференцированных по зонам суток, за период с [ДД.ММ.ГГГГ]г. по [ДД.ММ.ГГГГ]г. с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., штрафа в пользу потребителя в размере 50 % от присужденной суммы. Исковые требования были изменены, просила взыскать с АО «[ В ]» денежную сумму в счет переплаты в размере 8 202,85 руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры по адресу [Адрес]. Между истцом и АО «[ В ]» заключен договор энергоснабжения энергией, согласно которому поставщик обязан поставить истцу электрическую энергию, а потребитель обязан ее оплатить.
Объем электрической энергии, фактически полученной потребителем за расчетный период, определяется на основании показаний расчетного прибора учета электрической энергии, а расчет производится путем умножения объема на действующий тариф, утвержденный решением [ ... ]. У потребителя имеется прибор учета [ ... ] заводской [Номер], запрограммирован на 2 тарифа. При этом прибор является расчетным, дата истечения срока поверки [ДД.ММ.ГГГГ] год.
АО «[ В ]» принимает показания прибора учета дифференцировано по зонам суток, что отражается в личном кабинете официального сайта ответчика, однако при этом незаконно производит расчет по тарифу, недифференцированному по зонам суток.
По мнению истца, такое осуществление расчета является грубым нарушением действующего законодательства - подпункта «у» пункта 31, пунктов 36 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также пунктов 70, 74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178.
Как следует из данных раздела «Личный кабинет» сайта АО «[ В ], прибор учета Потребителя введен в эксплуатацию и позволяет определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток, в связи с чем размер платы должен определяться в строгом соответствии с п. 38 Правил, то есть с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток «пик» и «ночь». Заявка потребителем на расчет по одноставочному тарифу не направлялась.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178(далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двух- ставочный или трехставочный). При этом, в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Считает, что на АО «[ В ]», как на гарантирующего поставщика электрической энергии и исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению возложена обязанность по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителями, выбравшими указанный вариант тарифа. Указанные действия производятся согласно Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, за счет средств гарантирующего поставщика.
Не выполняя указанную обязанность, АО «[ В ]» требует излишней оплаты за потребленную электроэнергию, производя расчет платы с грубым нарушением установленных Правил оказания коммунальных услуг.
Потребителем неоднократно направлялись претензии в адрес гарантирующего поставщика с требованием проведения бесплатного перепрограммирования прибора учета, а также с проведением расчетов согласно действующего законодательства при наличии расчетного прибора учета, учитывающего потребление дифференцированно по зонам суток, однако гарантирующий поставщик продолжал нарушать законодательство.
24 декабря 2014г. Правительство Российской Федерации издало постановление № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени», которым установлено, что перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.
Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период, начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления (с 03.07.2015г.), учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
Нормативные акты, действовавшие до принятия Постановления № 1465, не содержали прямой нормы, возлагавшей на потребителей коммунальной услуги обязанности за свой счет перепрограммировать приборы учета.
При этом необходимость перепрограммирования приборов учета не явилась следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей собственниками приборов учета, а является не зависящими от них обстоятельствами.
Считает, что действующим законодательством (постановлением Правительства Российской Федерации № 1465 от 24.12.2014г.) именно на Ответчика возложена обязанность перепрограммирования прибора учета Истца бесплатно, с отнесением расходов в валовую выручку, учитываемую при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, от чего ответчик злостно уклоняется, несмотря на предписания уполномоченных государственных органов.
В судебном заседании истица Целых Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика АО «[ В ]» Баженова Е.А. с иском не согласна, представив письменный отзыв. При этом пояснила, что Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2013 год» от 14.12.2012 №-393-э/1 были утверждены новые интервалы тарифных зон суток, в связи с чем ранее действовавший ночной тариф стал недействительным, а установленный у Целых Е.А. электросчетчик подлежал перепрограммированию.
Указанная информация доводилась до граждан путем размещения на оборотной стороне платежного документа за [ДД.ММ.ГГГГ] на сайте АО «[ В ]», на информационном стенде в департаменте реализации энергоресурсов населению ([Адрес]).
Дополнительно АО «[ В ]» организовало акцию по бесплатному перепрограммированию приборов учета электрической энергии для жителей [Адрес], которые являются потребителями электрической энергии на территории зоны деятельности гарантирующего поставщика электроэнергии – АО «[ В ]».
Заявление о перепрограммировании индивидуального прибора учета электроэнергии [Номер], установленного по адресу [Адрес], в адресу АО «[ В ]» не поступало.
В связи с тем, что запрограммированное почасовое деление суток прибора учета электроэнергии [Номер] не соответствует тарифным зонам, утвержденным Приказом, с [ДД.ММ.ГГГГ]. он переведен в разряд интегральных (дата снятия контрольных показаний прибора учета [Номер]).
Соответственно, расчет платы за электроэнергию по указанному адресу в период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. производился по одноставочному тарифу, не дифференцированного по зонам суток, за весь суммарный объем, учтенный прибором учета.
[ДД.ММ.ГГГГ]. по заявлению истца вышеуказанный прибор учета был перепрограммирован и введен в коммерческую эксплуатацию как двухтарифный индивидуальный прибор учета электрической энергии.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ООО «[ Н ]» Торопов Д.Е. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что обязанность обратиться с заявлением о перепрограммировании счетчика лежит на собственнике прибора учета.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Целых Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес], что подтверждается свидетельством о [ ... ] регистрации права [ ... ]
Судом установлено, что Целых Е.А. является получателем коммунальной услуги по электроснабжению.
Исполнителем услуги по электроснабжению и ресурсоснабжающей организацией в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес] является ответчик АО «[ В ]».
Объем электрической энергии, фактически полученной потребителем за расчетный период, определяется на основании показаний прибора учета электрической энергии [ ... ] заводской [Номер][ ... ] Прибор является расчетным, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, запрограммирован на 2 тарифа, поверен в [ДД.ММ.ГГГГ] году.
Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) «[ ... ]» от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] были утверждены новые интервалы тарифных зон суток (время, когда происходит потребление электроэнергии):
ночная зона с 23.00 до 07.00,
пиковая с 07.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00,
остальное время, не указанное в часовых интервалах является полупиковой зоной,
дневной зоной считается время пиковой и полупиковой зон,
в связи с чем прибор учета Целых Е.А. подлежал перепрограммированию.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», которым был отменен сезонный перевод времени, возникла необходимость в коррекции встроенных часов многотарифных приборов учета на один час.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014г. № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» было установлено, что приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета (перепрограммированию) для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток.
Организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению.
Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.
Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
Указанным постановлением также было установлено, что фактические показания приборов учета, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток, принимаются при расчетах размера платы за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения и (или) за коммунальную услугу по электроснабжению с применением дифференцированных по зонам суток тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) до перепрограммирования в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.
Судом установлено, что нормативные акты, действовавшие до принятия постановления № 1465, не содержали прямой нормы, возлагавшей на потребителей коммунальной услуги обязанности за свой счет перепрограммировать приборы учета в связи с утверждением новых интервалов тарифных зон суток.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Таким образом, перепрограммирование прибора учета в связи с изменением тарифных зон суток не охватывается понятием «эксплуатация».
Необходимость этого перепрограммирования возникла не по вине потребителя, не в связи с выходом прибора учета из строя, не в связи с истечением срока поверки, а явилась следствием не зависящих от него обстоятельств. При этом изменение тарифных зон суток ухудшило положение потребителя.
Таким образом, оснований для возложения на потребителя обязанности по перепрограммированию прибора учета электрической энергии в связи с изменением тарифных зон суток не имеется, при этом энергоснабжающая организация должна организовывать перепрограммирование счетчика для обеспечения расчета объема потребленной потребителем электрической энергии в соответствии с вновь установленными тарифными зонам суток.
Вместе с тем, информация об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к ним категорий потребителя на [ДД.ММ.ГГГГ]. в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2012г. доводилась до граждан путем размещения на оборотной стороне платежного документа, на официальной сайте АО «[ В ]», на информационном стенде в департаменте реализации энергоресурсов населению [ ... ]
ООО «[ Н ]», выполняя свою обязанность по организации перепрограммирования обратился в АО «[ В ]» для предоставления сведений о порядке информирования потребителей о необходимости, сроках, условиях проведения перепрограммирования ИПУ и соответствующих расчетов [ ... ]
Участие в акции носит добровольный, заявительный характер, решение об участии в акции потребители принимают добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением, условия проведения акции были истцу известны.
Заявление на перепрограммирование поступило от Целых Е.А. в АО «[ В ]» лишь [ДД.ММ.ГГГГ].
На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон.
В силу п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354-ПП утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с которыми изменился порядок расчетов за электроэнергию и счета за потребленную электроэнергию выставляются клиентам ежемесячно.
В соответствии с Правилами, потребители должны ежемесячно с [ДД.ММ.ГГГГ] число предоставлять в энергосберегающую организацию показания индивидуальных приборов учета. В случае непредставления показаний, плата за электроэнергию определяется исходя из норматива потребления электроэнергии или среднемесячного объема электроэнергии, ранее учтенного такими приборами.
Таким образом, в связи с отсутствием перепрограммирования электросчетчика Целых Е.А. по причине изменения тарифных зон суток расчет за потребленную электроэнергию производится по одному (дневному тарифу).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Целых Е.А.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Целых Е.А. к АО «[ В ]», ООО «[ Н ]» об обязании производить расчет за электроэнергию, исходя из двух тарифов, дифференцированных по зонам суток, взыскании переплаты, компенсации морального вреда, штрафа в пользу потребителя отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.М. Дубовская