Строка статотчета -2.095
Дело № 2-5784/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении вне очереди жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указывая на то, что она является многодетной матерью. На ее иждивении находится четверо несовершеннолетних детей. Семья проживает в доме № по <адрес>. Актом обследования жилого помещения и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 03 мая 2018 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Хреновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, вышеуказанный дом признан ветхим, непригодным для проживания.
01 июля 2013 года ее семья поставлена в очередь на получение жилья в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 №93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
Согласно письму Департамента социальной защиту Воронежской области от 21 июля 2017 года порядковый номер очереди ее семьи для предоставления жилого помещения на 01 июля 2017 года-1898.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывая на тяжелые жизненные условия, в частности на признание жилого помещения ветхим и непригодным для проживания, исходя из сложного материального положения, истица полагает, что имеет право на внеочередное обеспечение жильем ее семьи, исходя из признания ее семьи многодетной, нуждающейся в жилом помещении в связи с признанием его непригодным для проживания, просит суд обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м. на человека вне очереди.
В судебное заседание истица не явилась. О дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика, Департамента социальной защиты Воронежской области, по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, обращая внимание суда на то обстоятельство, что семья истицы состоит в очереди по категории «многодетная», но не имеет права претендовать на внеочередное получение жилья из государственного жилищного фонда в связи с признанием их жилья непригодным для проживания, поскольку оно не является жилищным фондом Воронежской области, а являлось индивидуальным жилищным фондом, что предусматривает иной порядок предоставления жилья (л.д. _______).
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из материалов дела, истица и ее семья проживают в жилом доме № по улице <адрес> общей площадью 549,1 кв.м.. Жилая площадь составляет 18,3 кв.м., подсобная 30,8 кв.м..
Вышеуказанный жилой дом на основании договора купли – продажи от 4 июля 2013 года принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях ФИО1, ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12., ФИО13.и приобретен с использованием средств материнского капитала (л.д. 11-13).
Актом обследования жилого помещения и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 03 мая 2018 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Хреновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области признан ветхим, непригодным для проживания (л.д. 7-10).
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 24.07.2013г. №2613/ОД на основании заявления о принятии на учет от 11 июля 2013 года по категории «Многодетная семья» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО18ДД.ММ.ГГГГ г.р. были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилого фонда Воронежской области.
Истица, мотивируя заявленные требования, исходила из того, что право на обеспечение жильем ее семьи закреплено нормами действующего законодательства, поскольку ее семья признана многодетной, нуждающейся в жилом помещении, а принадлежавшее им жилое помещение признано ветхим, непригодным для проживания, и они имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда.
Вместе с тем, доводы истицы суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32
ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Судом по делу установлено, что жилой дом №, принадлежащий ФИО1, ФИО19
на праве собственности и в котором они проживают, находящийся по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Из материалов дела следует, что истицей были заявлены требования к Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения из государственного жилищного фонда по договору социального найма, как многодетной семье, жилое помещение которой признано непригодным для проживания.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения из государственного жилищного фонда не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» предусмотрено, что на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане: проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Семья истицы проживает в домовладении, принадлежащем членам семьи на праве собственности и которое не относится к жилищному фонду Воронежской области.
Согласно ст. 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-03 жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением.
Таким образом, семья ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, составом семьи 6 человек, в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-03, только в первоочередном порядке.
Учитывая изложенное, суд считает, что у истицы отсутствует право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда взамен непригодного для проживания, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1, надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст,ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м. на человека вне очереди - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца.
Судья Хрячков И.В.