УИД 11RS0001-01-2020-009874-89 Дело № 2-5785/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Исмаиловой Ш.А.к.,
с участием представителя истцов ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 01 декабря 2020 года гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к АМО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить доступность объектов транспортной инфраструктуры, привести остановочные комплексы в соответствие требованиям, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» /с учетом уточнений, принятых от 20.11.2020/ о возложении обязанности обеспечить условия беспрепятственного пользования городским автомобильным транспортом в городском сообщении на маршрутах автобусов № 126 и № 103, оборудованными приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения; привести остановочные комплексы «ул. Корткеросская», «ул. Школьная», «Общество №27», включая заезды на остановочные комплексы, в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечив возможность доступа инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в низкопольные автобусы; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в пользу каждого.
В обоснование исковых требований указано, что являясь инвалидами 1 группы и передвигаясь на кресле-коляске, в виду отсутствия оборудования, обеспечивающего доступ в общественный транспорт маломобильных групп населения, лишены возможности перемещаться общественным транспортом от места жительства к месту труда и отдыха – ... садоводческий комплекс, где у истцов имеются земельные участки с домами, а ФИО5 является их частным гостем.
Определениями суда в порядке ст.43 ГПК РФ привлечены индивидуальный предприниматель ФИО6, администрация МО «Сыктывдинский».
Истцы, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель истцов на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, также пояснил, что маршрут № 126 сезонный, а 103-й – круглогодичный.
Представитель ответчика АМО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Третьи лица ФИО6, администрация МО «Сыктывдинский» надлежащим образом извещавшиеся о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истцы ФИО4, ФИО3 и ФИО5 являются инвалидами 1 группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справками МСЭ-2011 №..., МСЭ-2013 №..., МСЭ-2001 №... (соответственно) для передвижения используют кресло-коляску.
ФИО3 имеет на праве долевой собственности квартиру, расположенную по адресу: .... В собственности супруги ФИО3 имеется земельный участок и нежилое строение по адресу: ...
ФИО5 проживает по адресу : ....
В соответствии со статьями 19, 27 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части первая и четвертая статьи 15).
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотренная в части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортные средства, с установлением условия о применении указанного положения с 1 июля 2016 года ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347, владельцы объектов обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств; возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуг; возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе на объекты; оборудование объектов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи (пункт 5).
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов; провоз собак-проводников при наличии специального документа; оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (вместе с «Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» определен порядок разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
В силу пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599, разработка плана мероприятий муниципального образования осуществляется местной администрацией в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 9 Правил показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их реализации определяются утверждающим план мероприятий органом исполнительной власти, местной администрацией исходя, в том числе: из анализа текущего состояния доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности (п/п б); из бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (п/п г).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение (п. 12 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации могут вносить изменения в планы мероприятий с обеспечением согласованности сроков принимаемых решений со сроками формирования проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и с учетом предварительных итогов реализации планов мероприятий в текущем году (п. 13).
Согласно Постановлению Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015
№ 599 от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При реализации указанных планов мероприятий («дорожных карт») учитывались и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.
Из указанного Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 также следует, что основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Согласно п.7 ч. 1 ст.26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к ведению городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Материалами дела подтверждено, что на основании муниципального контракта № 53-20 от 30.07.2020 индивидуальный предприниматель ФИО6 (Подрядчик) обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту №126 «Орбита-Максаковские дачи». Срок действия контракта со дня его подписания и до 31.10.2020.
Согласно приложению № 2 к данному контракту, которым установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, в пункте 15 установлено, что доля транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов –колясочников, не устанавливается.
Также судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО6 (Подрядчик) на основании муниципального контракта выполняет работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по маршруту № 103 «Автостанция – Мырты-Ю». Срок действия контракта до 31.01.2021.
Путь следования данных маршрутов проходит через улицы Серова, Лесозаводская.
Аналогичные требования установлены и к характеристикам и оборудованию транспортных средств.
Как следует из пояснений представителя ответчика, на момент объявления конкурса потребностей в обеспечении спорных маршрутов, низкопольными транспортными средствами не было. Кроме того, маршрут № 126 сезонный, перевозки пассажиров осуществляются только в летне-осенний период, на данном маршруте был низкопольный автобус. Срок действия контракта истек.
Пунктом 1.5 Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 22.11.2018 N 11/3097 «Об утверждении комплексной схемы организации дорожного движения» предусмотрены мероприятия по обеспечению благоприятных условий для движения маломобильных групп населения, к таким мерам также, отнесена замена всего общественного транспорта на низкопольный, причем средняя дверь должна быть обязательно оборудована пандусом, остановочные пункты необходимо расположить на уровне пола общественного транспорта.
Принимая во внимание, что вопросы по беспрепятственному доступу к объектам транспортной инфраструктуры должны обсуждаться, в том числе, и с представителями общественных объединений инвалидов, учитывая, что на спорных маршрутах, которыми пользуются истцы, отсутствуют низкопольные автобусы, при заключении контракта сторонами не оговаривались маршруты, по которым осуществляют движение автобусы, оборудованные приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп, ответчиком не проверялось наличие таких автобусов на каждом маршруте, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств, указывающих на принятие всех необходимых организационных решений по вопросам предоставления беспрепятственного пользования городским автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на маршрутах автобусов № 126 и № 103.
Требования к остановочным комплексам закреплены в ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В силу пункта 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов. Так, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки. разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,2 см.
Пунктом 3.3 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено, что ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %.
Согласно п. 3.4 СНИП 35-01-2001, высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Из представленных на обозрение суда фотоматериалов следует, что остановочные комплексы «улица Корткеросская», «улица Школьная», «Общество № 27» (конечная остановка) не соответствуют в полном объеме данным требованиям.
Несоблюдение требований, предъявляемых к остановочным пунктам, приводит к невозможности самостоятельного въезда (выезда) инвалида, использующего кресло-коляску, в низкопольный автобус, оборудованный аппарелью, а также затрудняет доступ на остановку.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар»обязанность привести остановочные комплексы «улица Корткеросская», «улица Школьная», «Общество
№ 27» (конечная остановка), включая заезды на остановочные комплексы в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечив возможность доступа инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в низкопольные автобусы.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчиком не представлено доказательств по соблюдению прав инвалидов, пользующихся креслами-колясками, также не представлено доказательств того, что остановка «Общество № 27» не находится в ведении ответчика.
С учетом положений статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах», статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в их системном толковании администрация МО ГО «Сыктывкар» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и их содержание, относится к компетенции администрации МО ГО «Сыктывкар».
Как следует из пояснений представителя ответчика, автомобильная дорога в районе остановки «Общество № 27» обслуживается МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
Каких-либо допустимых доказательств того, что остановка «Общество № 27» находится в ведении администрации МО «Сыктывдинский», ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанными заявленные требования и наличия оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.
В силу п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе характер нарушения и способы его устранения, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения обязанности по организации устранения нарушений – в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, находя его разумным и достаточным.
При этом, доводы ответчика о том, что по маршруту № 126 действие контракта закончено, суд в данном случае признает несостоятельными, поскольку допустимых доказательств того, что данный маршрут будет в дальнейшем исключен, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцам, степень нравственных страданий истцов, их индивидуальные особенности, как инвалидов, а также то обстоятельство, что дом в Максаковском садоводческом комплексе не является постоянным местом проживания и временем препровождения истцов, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу каждого истца компенсации морального вреда в размере 7000 руб., находя данную сумму соответствующей принципам разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО3, ФИО4 и ФИО5 удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу привести остановочные комплексы «улица Корткеросская», «улица Школьная», «Общество № 27» (конечная остановка), включая заезды на остановочные комплексы в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечив возможность доступа инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в низкопольные автобусы.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить ФИО3, ФИО4 и ФИО5 условия беспрепятственного пользования городским автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на маршруте автобуса № 103 и маршруте автобуса № 126, курсирующего в летний период, оборудованным приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 года.