Дело № 2-5785/2023
УИД 75RS0001-02-2023-007373-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.Н.,
при секретаре Крупенниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Абидуева И.Б. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о восстановлении права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Абидуева И.Б. обратилась в суд с иском ссылаясь на то, что решением Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) от 16 июня 2020 года №608 мне был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 616 617,00 руб. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №№. ДД.ММ.ГГГГ с КПК «ГоСотделение» был заключен договор займа на сумму 693 144,10 руб. на строительство жилого дома. Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю по результатам рассмотрения моего заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала вынесло решение от 22 декабря 2022 года № 15245 о направлении средств на улучшение жилищных условий на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с кредитным потребительским кооперативом на строительство жилья в сумме 693 144 руб. 10 коп. Средства были перечислены получателю КПК «Городское сберегательное отделение», что подтверждается платежным поручением №335634 от 26.12.2022.В связи с невозможностью постройки дома, на который был получен материнский капитал денежные средства мне были КПК «ГоСоотделение» возвращены, что подтверждается платежными поручениями №81436 от 22.11.2022 и №81336 от 21.11.2022, Поскольку денежные средства материнского капитала мне возвращены в полном объеме я была намерена возвратить денежные средства в бюджет.В связи с этим обратилась с заявлением в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю с требованием вернуть полученные средства, просила для возврата полученных денежных средств материнского капитала в размере 693 144,10 рублей сообщить реквизиты счета для перевода. 31 августа 2023 года мною получен ответ из Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, согласно которого мне было отказано с уточнением, что право на дополнительные меры государственной поддержки у меня прекращено 27.06.2023 и может быть восстановлено только по решению суда. Возврат средств материнского (семейного) капитала физическим лицом не предусмотрен. Считает, что ей отказано необоснованно в связи с чем я вынуждена обратиться в суд.В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки (часть 7).Положения подпункта 4 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ устанавливают, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме, а часть 2 статьи 8 содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.Однако в силу пункта 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Также пунктом 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 94р "Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело восстанавливается в случаях возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала.Пунктом 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. Как разъяснено п. 9 «Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
На основании изложенного, просит обязать Государственное учреждение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю зачислить денежные средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Абидуева И.Б., восстановить право Абидуева И.Б. на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала
Истец Абидуева И.Б., ее представитель Минина Т.А. (по устному ходатайству) поддержали требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Захарова Е.А. в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо извещено надлежащим образом, не явилось.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абидуевой И.Б. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением второго ребенка в размере 693 144,10 руб.
14.11.2022 года истец заключил с КПК «ГоСотделение» был заключен договор займа № на сумму 693 144,10 руб. на строительство жилого дома.
Решением УПФР в АБО Забайкальского края (межрайонное) от 16.06.2020 года заявление Абидуевой И.Б. было удовлетворено.
Решением ОПФ РФ по Забайкальскому краю от 22.12.2022 №15245 средства материнского (семейного) капитала были направлены в качестве платежа в счет уплаты погашения основного долга и уплату процентов по займу в размере 693 144,10 руб.
Платежным поручением №335634 от 26.12.2022 ОПФР произвело перечисление на расчетный счет КПК Городское сберегательное отделение в размере 693 144,10 руб.
27.06.2023 года в адрес Абидуевой И.Б. было направлено уведомление №1420 о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с распоряжением в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала.
В связи с невозможностью постройки дома, на который был получен материнский капитал денежные средства в сумме 693 144,10 рублей были возвращены Абидуевой И.Б. кредитором.
ОФПССР по Забайкальскому краю указало на прекращение 27.06.2023 дополнительных мер государственной поддержки и то, что право может быть восстановлено только по решению суда. По состоянию на 21.08.2023 возвраты средств материнского капитала, решение суда о восстановлении права на дополнительные меры в отношении истца не поступали. Возврат средств материнского капитала физическим лицом не предусмотрен действующим законодательством, соответственно средства материнского капитала не могут быть учтены и их возврат не может являться основанием для восстановления истца в правах на дополнительные меры государственной поддержки и для повторного распоряжения средствами материнского капитала.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
По смыслу положений пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, последствием расторжения договора является возврат неосновательного обогащения тому лицу, от которого оно получено.
С учетом изложенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Закона N 256-ФЗ о целевом назначении средств материнского капитала, а также с учетом невозможности строительства жилого дома средства материнского капитала должны были быть возвращены пенсионному органу.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.02.2014, применение последствий недействительности сделки купли-продажи жилого помещения, оплата по которой произведена за счет средств материнского капитала, влечет за собой возврат денежных средств пенсионному органу, который перечислил их продавцу.
В соответствии с пунктом 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный капитал), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Между тем, ссылка ответчика на отсутствие установленного законодательством механизма возврата материнского капитала физическим лицом, отклоняется, поскольку в данном случае нормы ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" необходимо применять следуя принципу необходимости разрешения спора и возможности применения правовых норм материального права по аналогии, а также исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении на Государственное учреждение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю обязанности зачислить денежные средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Абидуева И.Б.,
Поскольку истец фактически не реализовала предоставленное ей законом право на улучшение жилищных условий за счет средств материнского капитала, жилое помещение с использованием средств материнского (семейного) капитала не было построено и жилищные условия не улучшены, суд приходит к выводу, что Абидуева И.Б. не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Разрешая заявленные требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, установив, что Абидаева И.Б. фактически ими по целевому назначению - для улучшения жилищный условий не распорядилась, в связи с чем приходит к выводу о наличии права на получение материнского капитала, поскольку отказ пенсионного органа в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки нарушает права истца на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление удовлетворить.
обязать Государственное учреждение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю зачислить денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 693 144,10 руб. на лицевой счет владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Абидуева И.Б. (паспорт №).
Восстановить право Абидуева И.Б. на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Е.Н. Федорова
Решение суда в окончательной форме принято 08.11.2023 года.