ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5787/2022 от 20.09.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-5787/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года город Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Поздняковой А.В.,

при секретаре Шкитиной Е.Д.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Кулишкина В. В., Воробьевой Н. Н., Чарушиной О. В., Кандело З. Р. к Голубевой Е. В., ООО «УКЖХ <адрес>» о признании недействительными решений общего собрания собственников МКД, оформленных решением от /дата/,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском. Просили признать недействительными решения общего собрания собственников в МКД по адресу <адрес> от /дата/; обязать ООО «УКЖХ <адрес>» произвести всем истцам перерасчеты за работы и услуги по содержанию МКД, выполняемые управляющей компанией ( содержание общего имущества собственников МКД, обслуживание лифта, обслуживание мусоропровода) за период с /дата/, исходя из тарифов, действовавших на /дата/, а внесенную плату по вновь появившейся с /дата/ услуге «текущий ремонт» зачесть в счет оплаты по услуге «Содержание общего имущества собственников МКД»; взыскать судебные расходы.

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что управление МКД по адресу: <адрес> осуществляется ООО «УКЖХ <адрес>» на основании договора управления от /дата/. Периодически на общих собраниях собственников помещений МКД обсуждается и утверждается перечень работ и услуг, выполняемых УК в указанном доме, а также тарифы на данные работы и услуги.

/дата/ получив на руки Единый платежный документ за январь 2022 года, предоставленный УК для оплаты жилищно-коммунальных услуг истцы узнали о том, что размеры платы за работы и услуги по содержанию дома, выполняемые УК («содержание жилья», «обслуживание лифта», «обслуживание мусоропровода»), изменились в сторону повышения, а также «появилась» новая услуга «текущий ремонт». В УК было разъяснено, что /дата/ состоялось общее собрание собственников МКД, на котором соответствующим протоколом и были утверждены новые перечень работ и услуг по содержанию дома и тарифы на них. О проведении собрания и принятых на нем решений истцам известно не было. Инициатор данного собрания Голубева Е.В. какие- либо разъяснения давать истцам отказалась, пояснив, что все документы по собранию ею были сданы в УК. Протокол собрания был истцам обнаружен на интернет-портале ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru). Изучив данный протокол, а также получив соответствующие письменные и устные (по телефону) ответы на обращения от УК, а также от Государственной жилищной инспекции <адрес>, считают, что принятые на ОСС от /дата/ решения незаконны, подлежат признанию их недействительными, а начисления, производимые УК за соответствующие ЖКУ, начиная с /дата/, подлежат перерасчету по ранее действовавшим тарифам. Незаконность принятых решений подтверждается следующим. Не соблюден порядок принятия решения о проведении ОСС и порядок подготовки заседания ОСС.

Так, в соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/, управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках - объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Вместе с тем, никакого оповещения со стороны УК не было.

В соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК РФ лицо, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязано сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. Вместе с тем, уведомление со стороны инициатора ОСС о предстоящем собрании осуществлено с нарушениями действующего законодательства. В объявлении о проведении ОСС, вывешенном в октябре 2021 года на доске объявлений в подъезде, была указана предполагаемая повестка дня собрания: «Избрание (председателя общего собрания, секретаря общего собрания, счетной комиссии и наделение их правом подсчета голосов» и «Разные вопросы». Упоминания о вопросах, связанных с тарифам на ЖКУ, в объявлении не имелось. Кроме того, бюллетени для голосования инициатором собрания не раздавались, порядок ознакомления с информацией и материалами по предстоящему собранию в объявлении разъяснен не был. Вместе с тем, как следует из положений частей 4 и 5 статьи 45 ЖК РФ вопросы повестки дня ОСС формулирует его инициатор. А в силу пункта 7 приложения Приказа Минстроя РФ от /дата//пр формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования; не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. Считают, что фактически никакого собрания /дата/ в доме не проводилось и никакого голосования по вопросу новых тарифов также не осуществлялось.

Также указывают на то, что не был соблюден порядок проведения заседания и принятия решений ОСС. В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Вместе с тем, необходимого кворума на ОСС от /дата/ не было, что подтверждается списком присутствующих на ОСС, в котором указаны только три фамилии собственников из квартир 46, 13 и 58. Учитывая, что общее количество голосов собственников помещений в доме составляет 3 111 (по одному голосу на каждый 1 кв.м, общей площади), 52% голосов, не могло быть.

Также полагают, что нарушен порядок оформления решений. В силу части 5.1 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался". Вместе с тем, ни данных о документах, подтверждающих право собственности, ни сформулированных соответствующим образом решений по каждому вопросу повестки дня в протоколе ОСС (включая все приложения к нему) не содержится. Указаны только фамилии, имена и отчества трех присутствовавших собственников в упомянутом выше Списке присутствующих на ОСС.

Нарушен порядок доведения принятых решений до сведения всех собственников помещений в МКД.

В силу части 3 статьи 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме инициатором собрания путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Данные требования инициатором собрания также выполнены не были.

Инициатором собрания не были оформлены ни бюллетени голосования по вопросам повестки дня ОСС, ни реестр собственников помещений в МКД, ни реестр вручения собственникам сообщений о проведении ОСС.

В нарушение пункта 1 статьи 44.1 ЖК РФ в протоколе указана форма проведения собрания - «очное голосование», при этом документами по ОСС от /дата/ не подтверждается наличие обязательного условия очной формы проведения ОСС, как «совместное присутствие собственников помещений». В силу части 1 статьи 47 ЖК РФ при отсутствии необходимого кворума для проведения ОСС в форме очного голосования необходимо было провести ОСС с той же повесткой дня в форме заочного голосования. Однако, как следует из материалов по данному ОСС, инициатором сделано не было.

Исходя из норм пунктов 1, 2 статьи 45 ЖК РФ ОСС от /дата/ является внеочередным. Вместе с тем в протоколе от /дата/ указано, что ОСС «очередное».

Так, в нарушение - подпункта «б» пункта 4 и пункта 7 Требований протокол ОСС от 15.10.2021г. не содержит номера. В протоколе ОСС не оформлен надлежащим образом список лиц, принявших участие в собрании и приглашенных для участия в нем. В нарушение подпунктов «а», «б», «в», «ж» пункта 20 Требований отсутствуют как приложения к протоколу реестр собственников помещений в МКД; копия текста сообщения о проведении ОСС; документы, подтверждающие направление, вручение сообщений о проведении ОСС собственникам помещений; письменные решения (бюллетени) собственников помещений по вопросам повестки дня. Также инициатором ОСС не были направлены в УК подлинники решений (бюллетеней) собственников помещений, что противоречит пункту 4 Приложения Приказа Минстроя РФ от /дата//пр, что также подтверждается письмом УК на имя Кулишкина В.В. от 22.03.2022г. . В принятых решениях ОСС от /дата/ присутствуют не только основания для их оспоримости (статья 181.4 ГК РФ), но и ничтожности (статья 181.5 ГК РФ). Управляющая компания не имела законных оснований для применения тарифов, утвержденных протоколом ОСС от /дата/, при начислениях за работы и услуги по содержанию дома с /дата/. Принятие решения по пункту протокола ОСС об избрании председателя общего собрания, секретаря общего собрания, счетной комиссии и наделении их правом подсчета голосов, на которое ссылается УК в письме от 22.03.2022г. как на достаточное основание для возможности применения новых тарифов, в условиях отсутствия каких-либо письменных доказательств наличия необходимого кворума на ОСС, отсутствии каких- либо данных о персональном составе участников собрания, отсутствии подтверждений письменных волеизъявлений участников собрания, не может являться достаточным снованием для признания со стороны УК легитимности как отдельных решений по протоколу, так и протокола в целом.

В судебном заседании истец Кулишкин В.В. требования иска поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «УКЖХ <адрес>» - Климов А.Д. в судебном заседании требования иска не признал, поддержав письменные возражения на исковое заявление. Заявил о пропуске истцами срока на обращение в суд о признании протокола от /дата/ недействительным.

Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст.152 ГПК РФ, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

В силу ч.4.1. ст. 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с истечением срока исковой давности или признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств, (изменение вступившие в законную силу с /дата/)

При этом, изменения, внесенные в ГПК РФ (в том числе в ст.198 ГПК РФ) Федеральным законом от /дата/ N 451-ФЗ, вступили в силу с 01.10.2019г., которые позволяют суду отказывать в иске, лишь на основании пропущенного истцом срока, при этом такая возможность у суда имеется и в предварительном судебном заседании.

Согласно п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Из положений ч.6 ст.46 ЖК РФ, следует, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

В соответствии со ст. 181.4 п. 5 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско- правового сообщества.

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующим законодательством установлен специальный срок исковой давности для оспаривания решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, по сравнению с положениями Гражданского кодекса РФ, и составляет 6 месяцев с того момента, как лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как разъяснено в п. 111 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 25, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ), если иные сроки не установлены специальными законами.

Общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети "Интернет", на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение.

Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.

Таким образом, законодатель по общему правилу связывает начало исчисления срока на обращение в суд с моментом, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права. Однако при этом, законодатель устанавливает сокращенный, по сравнению с общим сроком исковой давности, в течение которого любое заинтересованное лицо вправе защитить свои права путем обращения с иском в суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

В силу Федерального закона от /дата/ N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (ст. 2) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Статьей 9 ФЗ N 209-ФЗ установлен правовой режим информации, размещенной в системе: ч. 2 информация, содержащаяся в системе, является официальной.

Начало возникновения обязанности размещения информации, предусмотренной ст. 198 ЖК РФ установлено ст. 12 ФЗ N 209-ФЗ - с /дата/.

Согласно Приказа Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от /дата/ «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.doni.gosuslugi.ru.

Из материалов дела следует, что исковое заявление зарегистрировано в канцелярии суда /дата/, согласно штампу.

Оспариваемый протокол от /дата/ поступил в ООО «УКЖХ <адрес>» /дата/ за входящим и был размещен в системе на общедоступном сайте ГИС ЖКХ (https://dorn.gosuslugi.ru ) 25.11.2021г. в 04:32 (время указано по Москве).

Следовательно, сведения о принятых решениях /дата/ стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества, в том числе и для истца с 25.11.2021г.

Соответственно срок для обжалования истцами истек /дата/, иск подан 15.06.2022г., то есть за пределами шестимесячного срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления истцам в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кулишкину В. В., Воробьевой Н. Н., Чарушиной О. В., Кандело З. Р. – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Позднякова А.В.