УИД 14RS0035-01-2019-013580-76
Дело № 2-5789/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 июня 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой Л.А. единолично, при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании решения незаконным и включении в сводный список,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд к ответчику Окружной администрации Городского Округа «Город Якутск» с иском о признании решения незаконным и включении в сводный список, мотивируя свои требования тем, что ____2019 решением Якутского городского Суда по делу № ___ удовлетворены ее требования о восстановлении молодой семьи ФИО1 в сводном списке получателей социальной выплаты в 2019 году участников мероприятия «Обеспечение жильем «молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы». Решение вступило в законную силу ____2020. Ее семья на момент первого отказа межведомственной комиссии отвечает всем критериям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и условиям Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, не имеют ни на каком либо праве собственного жилого помещения. На момент принятия решения Межведомственной комиссии ее супругу ФИО2 не исполнилось ___ лет, соответственно Окружная администрация г. Якутска, издав незаконное решение, ущемила их права, лишила их права на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 привела суду доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме, с учетом уточнения исковых требований, просит также обязать ответчика выплатить социальную выплату, выдать сертификат на получение социальной выплаты по программе «Молодая семья».
В судебном заседании представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» по доверенности ФИО3 суду пояснил, что не согласен с иском, поскольку решение Межведомственной комиссии ГО «Город Якутск» является обоснованным и законным.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
В судебном заседании установлено, что семья истицы ФИО1 утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» согласно протоколу межведомственной комиссии № ___ от ____ 2019 года.
____ 2019 года согласно протоколу межведомственной комиссии, семья ФИО1 утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы». Следовательно, на момент формирования списка претендентов семья истца отвечала всем требованиям программы и мероприятия.
____ 2019 года решением межведомственной комиссии Городского округа «Город Якутск», оформленным протоколом от ____ 2019 года семья ФИО1 исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного Российской Федерации.
Межведомственная комиссия ГО «город Якутск» приняла Решение от ____2019 года (Протокол №___) об исключении истца и членов моей семьи (ФИО1 ____ г.р., ФИО2. ____ г.р. (на момент принятия решения ее супругу было ___ лет, что соответствует требованиям программы), И.____ г.р., И.____ г.р.) из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» по причине несоответствия требованиям Программы п.6, п.43: несоответствие молодой семьи требованиям подпрограммы (по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ, т.е. более ___ кв.м. на каждое члена семьи).
Решением Якутского городского суда от ____2019 дело № ___ удовлетворен иск ФИО1 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании решения незаконным и восстановлении в очереди. Признано решение Межведомственной комиссии ГО «Город Якутск» Протокол № ___ от ____ 2019 года об исключении ФИО1 и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты, - незаконным. Суд решил восстановить семью ФИО1 в сводный список участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018—2022 годы». Решение вступило в законную силу 27.01.2020.
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ____2020 дело № ___ решение Якутского городского суда от ____2019 дело № ___ по иску ФИО1 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании решения незаконным и восстановлении в очереди и апелляционное определение СК ГД ВС РС(Я) от ____2020 оставлено без изменения, кассационная жалоба ОА г. Якутск без удовлетворения (л.д. ___).
Как установлено судом, семья истицы ФИО1, состоит из ___ человек (И.____ г.р., И.____ г.р., И.____ г.р., И.____ г.р.) и на момент первого отказа межведомственной комиссии отвечает всем критериям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и условиям Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, не имеют ни на каком праве собственного жилого помещения.
____2021 решением ОА г. Якутска истец и ее семья исключены из числа участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», в связи с достижением 36-летнего возраста заявителя и (или) членов его семьи (л.д.___).
На момент принятия решения Межведомственной комиссии ____ 2019 года согласно протоколу межведомственной комиссии, семья ФИО1 утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы». На момент формирования списка претендентов семья отвечала всем требованиям программы и мероприятия.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (в редакциях, действующих как на момент исключения истцов из числа участников Подпрограммы, так и на момент признания их участниками Подпрограммы) участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, в том числе признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 7 Правил.
В соответствии с указанным п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ____2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ____2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" дополнен п. 7 указанных Правил, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Исходя из указанного, в состав семьи ФИО1 для целей участия в Подпрограмме входят ее супруг и их несовершеннолетние дети, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Поскольку у истца отсутствуют жилые помещения, занимаемые членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, соответственно, истцы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.
Согласно п.6 "Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы" участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, проживающая в Республике Саха (Якутия) и соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
Согласно п.7 Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
По смыслу приведенных выше положений юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является вопрос о том, является ли истица ФИО1 и ее супруг, имеющими возраст 35 лет на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В судебном заседании установлено, что возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на момент принятия решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Следовательно, суд приходит к выводу, что решение межведомственной комиссии ОА ГО «Город Якутск» об исключении истицы из сводного списка является незаконным и необоснованным.
____2021 решением ОА г. Якутска истец незаконно исключена из числа участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», в связи с тем, что семья истицы на момент первого отказа межведомственной комиссии отвечает всем критериям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и условиям Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, не имеют ни на каком праве собственного жилого помещения. На момент принятия решения Межведомственной комиссии ее супруг ФИО2 имел возраст ___ лет.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит, что иск ФИО1 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании решения незаконным и восстановлении в очереди, обязать ответчика выплатить социальную выплату и выдать сертификат на получение социальной выплаты по программе «Молодая семья» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск ФИО1 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании решения незаконным, включении в сводный список, обязать ответчика выплатить социальную выплату, выдать сертификат на получение социальной выплаты по программе «Молодая семья», - удовлетворить.
Признать решение Межведомственной комиссии ГО «Город Якутск» Уведомление № ___ от ____2021 года об исключении ФИО1 и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты, - незаконным.
Обязать Окружную администрацию Городского округа «Город Якутск» включить семью ФИО1 в сводный список участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020—2024 годы».
Обязать Окружную администрацию Городского округа «Город Якутск» выдать семье ФИО1 сертификат на получение социальной выплаты по программе «Молодая семья».
Обязать Окружную администрацию Городского округа «Город Якутск» выплатить социальную выплату семье ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Якутский городской суд РС (Я) со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Л.А. Николаева