ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-578/1631МА от 31.03.2016 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-578/16 31 марта 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лифановой О.Н.,

при секретаре Амхадовой А.Ш.,

с участием старшего помощника прокурора Московского района Санкт-Петербурга Костылевой Я.А., представителя ответчика Окунева Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района Санкт-Петербурга к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании организовать санитарную уборку строительных отходов,

установил:

Прокурор Московского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу включить в адресный перечень ликвидации несанкционированных мест размещения отходов несанкционированную свалку строительных отходов, расположенную на территории по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>;

обязать ответчика в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать уборку и санитарную очистку строительных отходов с указанной территории и разместить их в соответствии с действующим законодательством, указывая в обоснование, что данная несанкционированная свалка была выявлена в ходе прокурорской проверки и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района Санкт-Петербурга Костылева Я.А. исковые требования поддержала, на их удовлетворении в полном объёме настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Явившийся в судебное заседание представитель ответчика Окунев Л.Ю. против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, также отметил, что из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить наличие отходов по указанному адресу, а также их класс для определения ответственного лица за их уборку.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждому на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии с п. 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Согласно нормам указанного выше Положения задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).

Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

Согласно п. 3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15 февраля 2001 года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.6, 3.45, 3.51, 3.65 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836, к полномочиям Комитета, в том числе, относятся:

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых
и промышленных отходов, если указанные полномочия не отнесены к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга;

организация санитарной очистки территории общего пользования в пределах компетенции Комитета.

Из системного толкования указанных норм следует, что обязанность
по уборке бытового мусора должна осуществляться органами местного самоуправления, обязанность по уборке строительных и иных отходов
– администрациями соответствующих районов Санкт-Петербурга, а организация сбора, вывоза, переработки и утилизации промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности организуется Комитетом по природопользованию.

Из системного толкования вышеприведенных норм, следует, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является определение класса отходов для последующего установления лица, ответственного за исполнение обязанности по ликвидации данных отходов.

Из материалов дела следует, что 26 июня 2015 года старшим помощником прокурора Московского района Санкт-Петербурга Костылевой Я.А. была проведена проверка соблюдения требований в сфере природоохранного законодательства по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, где была выявлена несанкционированная свалка отходов, о чём составлен акт проверочных мероприятий и приложена фотофиксация в виде черно-белого фотоснимка /л.д.5,6/.

При визуальном исследовании указанного фотоснимка, усматривается, что по указанному прокурором в акте адресу размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (грунт, строительные отходы, твердые бытовые отходы, промышленные отходы).

Указанная свалка не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях общего пользования Московского района Санкт-Петербурга ни на дату выявления свалки 26 июня 2015 года и на момент рассмотрения настоящего дела по существу, что представителем ответчика не оспаривалось.

Доводы ответчика о том, что к его компетенции не относится ни организация работ по ликвидации несанкционированных свалок, ни организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Статьей 19 Закона Санкт-Петербурга от 27 ноября 2013 года N 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению 23.

Пунктом 7.2 Приложения 23 к Закону Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены расходные обязательства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Исходя из указанных норм, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, следует учесть, что положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

С учетом места расположения свалки и характера, находящихся на ней отходов (строительные отходы (грунт, строительный мусор), твердые бытовые отходы, промышленные отходы), суд приходит к выводу, что именно на администрацию Московского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом времени, необходимого для исполнения ответчиком обязательства включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов, устранение вышеуказанной свалки, а также времени необходимого для организации фактической уборки данных отходов, суд находит достаточным срок, указанный прокурором в иске для исполнения обязательств, возложенных на ответчика судом.

Р Е Ш И Л:

Иска прокурора Московского района Санкт-Петербурга к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании организовать санитарную уборку строительных отходов - удовлетворить.

Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в течение 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда включить в адресный перечень ликвидации несанкционированных мест размещения отходов несанкционированную свалку строительных отходов, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать уборку и санитарную очистку строительных отходов с указанной территории.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: