ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-578/19 от 22.08.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-578/2019

27RS27020-01-2019-001544-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,

с участием:

- ст. помощника Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Бывалиной Л.В.,

- истца Золотарёва Н.Н.,

- представителей ответчика Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующих на основании доверенности № 1.1-81-3621 от 04.07.2019 г. Незвановой Т.Г. и № 1.1-58-3878 и 16.07.2019 г. Ереминой Н.В.,

при секретаре Исаченковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотарёва Николая Николаевича к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Главе администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, главе городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ответчикам, мотивируя это тем, что МУП «Николаевские тепловые сети» создано 23.06.2015 г. городским поселением «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению для населения и других предприятий на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре». Истец указал, что собственником тепловых сетей, переданных в хозяйственное ведение «МУП «Николаевские тепловые сети», являлось и является городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре». 19.06.2016 года распоряжением собственника (главой городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре») истец был назначен директором МУП «Николаевские тепловые сети». Учредителем предприятия и работодателем, по мнению истца, является городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре». Главой городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» с Золотарёвым Н.Н. был заключен срочный трудовой договор, сроком на три года. До истечения указанного срока, истец, понимая, что предприятие является социально значимым предприятием, что могут пострадать люди в связи с не подготовкой предприятия к зиме, неоднократно обращался к главе района с вопросом, будет ли с ним продлен договор, или будет проводиться конкурс назначения на должность руководителя МУП. Истец указал, что ответа он не получил. Трудовым законодательством не запрещена возможность по соглашению сторон внести изменения в действующий трудовой договор и продлить срок, а так как это требовала обстановка (предприятие социально значимое) 17.06.2019 г. истец написал заявление о продлении с ним договора своему работодателю и направил сопроводительным письмом от 17.06.2019 г. главе городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре». Ответ от 01.07.2019 г. № 0-26/69 от главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» истец получил 02.07.2019 г. Истец Золотарёв Н.Н. считает, что ответ дан не корректный, так как решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 22.04.2019 г. № 10-44 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 27.05.2015 г. № 20-100 «О создании муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» полномочии учредителя делегированы управлению ЖКХ администрации муниципального района в лице ФИО2 Предупреждение об увольнении в связи с окончанием срока договора ни от главы, ни от руководителя управления ЖКХ администрации района, истец не получал. В соответствии с вышеуказанными обстоятельствами истец посчитал, что договор по истечении срока считается договором на определенный срок, истец продолжал свою трудовую функцию, подписывал документы, регламентирующие деятельность предприятия. 19.06.2019 г. на рабочее место истца Золотарёва Н.Н. прибыла делегации администрации Николаевского муниципального района и поставила его в известность, что он уволен распоряжением главы Николаевского муниципального района с 19.06.2019 г. Данное распоряжение получено истцом по почте 06.07.2019 г. На место руководителя МУП «Николаевские тепловые сети» распоряжением главы администрации Николаевского муниципального района на месяц был назначен ФИО1 Истец считает изданное ответчиком распоряжение от 27.05.2019 г. № 180-рл о его увольнении незаконным, в связи с этим просит признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок, восстановить его на работе и взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула на день вынесения судом решения и компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные к ответчикам исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске, по существу дела показал, что просит восстановить в должности директора с 20.06.2019 г., ранее с ним был заключен срочный трудовой договор с 20.06.2016 г. по 19.06.2019 года, трудовой договор с ним заключен администрацией городского поселения в лице Толмачева, за время своей работы каких-либо дисциплинарных замечаний он не имел, информация об увольнении истца появилась сразу же после Нового Года, т.е. после новогодних праздников он услышал, о том, что ему продлевать договор не будут, он обратился в первых числах апреля к главе района Леонову, пришел на прием, задал ему конкретный вопрос о том, что будет с предприятием, что делать истцу и будет ли с ним продлеваться договор или нет, либо будет объявлен конкурс, ответа на этот вопрос истец не получил, получил ответ только, что предприятием занимается Правительство Хабаровского края. 10 апреля он возвращался с командировки, был истец, глава Леонов и юрист с МУП «Николаевские тепловые сети», в аэропорту юрисконсульт также задала главе тот же вопрос, что будет с предприятием и кто будет директором, но и она тоже ответа не получила, в мае истец в третий раз задал главе этот же вопрос, и сразу же 15 мая 19 года истец получил извещение, что с ним расторгается трудовой договор. Он получал извещение и подписал его, после чего истец решил обратиться к главе городского поселения, поскольку было решение депутатов № 10-44 от 22.04.2019 года, в котором сказано, что учредителем назначается Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района, внесены все изменения в Устав, истец посчитал, что до увольнения разберет все документы, доведет работу, войдет с предприятием в отопительный сезон и готов уйти, но сейчас истец не готов передать дела нормально, нужно подготовиться к зиме, в связи с чем решил написать главе городского поселения, поскольку собственность находится у муниципального образования, они отвечают за это, и он обратился к главе городского поселения Никитцевой А.А. 18 июня 2019 г., после чего истцу позвонили с приемной городского поселения, что бы истец получил ответ на его обращение, в этом ответе главой городского поселения было сказано, что письмо истца отправлено главе Николаевского муниципального района для подготовки разъяснений и дачи ответа, далее истец получил ответ от главы района, в котором было сказано, что истец уволен, если он не согласен, то должен обратился в суд, а до этого истцу руководитель жилищного отдела администрации Николаевского муниципального района ФИО4 также сказал, что если истец не согласен, то ему необходимо обратиться в суд и ему выплатят компенсацию за вынужденный прогул, т.е. они признали свою вину, это было при свидетелях в кабинете истца, на этом все и кончилось. После того как истец Леонову 3 раза задавал один и тот же вопрос, и не получил ответа, ответчики нарушили два Устава, не исполнили решение депутатов, не провели конкурс, 15 мая истца предупредили об увольнении, он подписал. К главе района он обратился сразу же, потому что истец уже знал, что будет решение депутатов, учредителем будет Управление ЖКХ, от 22.04.19 года имеется решение депутатов, где уже район был учредителем, в период с января 2016 г. по июнь 2019 г. к главе района Леонову А.М. он письменно не обращался, только устно, к главе городского поселения он обратился письменно с заявлением 17.06.2019 г., потому что ждал какое решение будет, 22 решение депутатов было издано, учредителем указано управление ЖКХ района, а 15 мая он увидел, что извещение подписано главой Николаевского муниципального района, а не учредителем. В 2016 г., 2017 г., 2018 года истец сам был депутатом городского поселения, неоднократно на заседаниях совета ставился вопрос о передаче имущества в район, ответ был «нет», имущество останется в городе, акта приема-передачи имущества не может быть, поскольку имущество осталось в городе и в собственность администрации района не передавалось, все имущество числится на истце на праве хозяйственного ведения за предприятием, считает, что данное извещение и распоряжение о прекращении с ним трудового договора глава муниципального района Леонов А.М. не правомочем был издавать и подписывать, так как имущество в собственность района, закрепленное за МУП «Николаевские тепловые сети», не предавалось, собственником как было, так и осталось городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и такое распоряжение правомочен был подписать глава управления ЖКХ ФИО2, по мнению истца, который согласно решения депутатов выступал учредителем. В положении об администрации Николаевского муниципального района, глава 3, п.3.1 – администрация осуществляет полномочия, отнесенные Федеральным законом об общих принципах органов местного самоуправления и далее по тексту, за исключением полномочий, отнесенных федеральными и иными краевыми законами, уставом района, отнесенных к ведению Собрания депутатов и Совета депутатов городского поселения, в уставе городского поселения в ст.55 указано в п.5 – функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений в случае, если иное не установлено федеральными законами или муниципальными правовыми актами, осуществляются уполномоченными органами администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, зарегистрированных в качестве юридических лиц, на основании решения Совета депутатов. Решением депутатов от 22.04.2019 г. № 30-44 издано, где учредителем согласно представительного органа решением обозначено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района, и поскольку ответчик признал, что он не является собственником имущества, оно находится в собственности городского поселения, в соответствии со ст.35 ч.10 в исключительной компетенции муниципального образования, т.е. городского поселения находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, администрация района это решение Совета депутатов не исполнило.

В судебном заседании представитель ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующая на основании доверенности № 1.1-81-3621 от 04.07.2019 г. и в пределах предоставленных полномочий Незванова Т.Г. иск не признала полностью по основаниям, изложенными в возражениях по иску, которые она огласила, дополнительно пояснила, что с 23.01.2019 года произошла реорганизация, были внесены изменения в налоговом органе в связи с завершением реорганизации в форме присоединения к администрации района, на сегодняшний день администрация одна – это администрация района с 23.01.2019 г., главой городского поселения является Никитцева А.А., администрации городского поселения не имеется с 23.01.2019 г.

В судебном заседании представитель ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующая на основании доверенности № № 1.1-58-3878 и 16.07.2019 г. и в пределах предоставленных полномочий Еремина Н.В., иск не признала полностью, просит в иске отказать по основаниям, изложенным ими в отзыве, по существу дела показала, что Советом депутатов в решении было рекомендовано обратиться в органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц с занесением изменений в части возложения полномочий учредителя на управление ЖКХ, администрации Николаевского муниципального района для подачи документов по формам 13 001, 14 001 необходимо было подготовить определенный пакет документов, а именно: измененный устав МУП «Николаевские тепловые сети», приказ органа, который в настоящий момент должен был быть определен в качестве учредителя, заполненные заявления, после того как состоялось решение совета депутатов, запустилась процедура по разработке этих необходимых документов для обращения в налоговую службу для подачи заявления для того, чтобы внести изменение в единый государственный реестр юридических лиц, но им дважды данные документы были возвращены на дооформление и только 14 августа 2019 г. внесли изменения, все изменения, в том числе и в устав МУП «Николаевские тепловые сети» вступают в силу согласно требования закона только после внесения данных изменению в ЕГРЮЛ, на момент увольнения истца данные изменения не были внесены. Глава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Никитцева А.А. в настоящий момент с 23.01.2019 г., когда была прекращена деятельность администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края как исполнительно-распорядительного органа городского поселения, возглавляет только Совет депутатов, Никитцева А.А. осталась фактически главой муниципального образования - городского поселения, у которого отсутствует исполнительно-распорядительный орган в настоящий момент, а именно администрация городского поселения и так же она возглавляет совет депутатов городского поселения, потому что в городском поселении осталось имущество в собственности, которое у городского поселения никто не забирал, просто распоряжается им в настоящее время администрация Николаевского муниципального района в виду того, что права после реорганизации и в порядке универсального правопреемства перешли к администрации Николаевского муниципального района. Собственником переданного в хозяйственное ведение МУП «Николаевские тепловые сети» имущества является муниципальное образование - городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре», глава которого Никитцева А.А. Согласно нового решения совета депутатов, права собственника имущества городского поселения на сегодняшний момент осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района как уполномоченный орган по распоряжению, владению и пользованию имущества городского поселения, т.е. собственник - городское поселение, а все права распоряжения данным имуществом отнесено к Комитету по управлению имуществом района как входящего в структуру администрации района, однако комитет по управлению имуществом не имеет право выносить распоряжения о прекращении трудового договора с руководителем, поскольку согласно положений действующего Устава по Главе Николаевского муниципального района, эти полномочия находятся исключительно в его ведении, а раньше находились у главы городского поселения, когда была администрация городского поселения, которая прекратила свою деятельность с 23.01.2019 г. Изменения по этому поводу изначально произошли в сентябре 2018 года, когда были внесены изменения в устав городского поселения от 23.09.2018 года - п.4.5 ст.38, на момент принятия истца на должность директора МУП «Николаевские тепловые сети» эти полномочия осуществляло городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре», впоследствии в сентябре 2018 года были внесены изменения в устав городского поселения, и полномочия по принятию и прекращению трудового договора с руководителями унитарных предприятий осуществляет уже глава Николаевского муниципального района, так как эти полномочия забрали у главы городского поселения и глава городского поселения Никитцева А.А. получается номинальным главой, она возглавляет представительный орган – Совет депутатов городского поселения и только, и это практически все ее полномочия. Администрация района не старается быть собственником имущества, у городского поселения остался в составе городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» глава, но исполнительно-распорядительный орган, который ранее распоряжался имуществом в лице администрации отсутствуют, а представительный орган никуда не делся, он остался, поэтому соответственно администрация Николаевского муниципального района без ведома представительного органа администрации городского поселения, распоряжаться имуществом не может. Все изменения в части полномочий учредителя вступают в силу после внесения записи в ЕГРЮЛ, на сегодняшний день эта запись внесена только 14 августа 2019 г., потому что администрация Николаевского Муниципального района уже трижды получила отказ о внесении изменений сведений о юридическом лице, какой-то срок советом депутатов не был установлен, не установлен он и законом. В первый раз не внесли изменение в устав предприятия по учредителю, поскольку были технические ошибки при заполнении документов, а в третий раз, по форме 14 001 был неверно подан чистый лист К, на тот момент его не должно было быть, и все было направлено по новую регистрацию.

В судебное заседание ответчики в лице Главы Николаевского муниципального района Леонова А.М., главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края Никитцевой А.А. не явились, извещены в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеются соответствующие судебные извещения (л.д.122,114 том № 2), от главы городского поселения Никитцевой А.А. представлен письменный отзыв на исковое заявление истца, в рамках которого она просит данное гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие, заявлений от главы Николаевского муниципального района Хабаровского края, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие главы городского поселения «город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края Никитцевой А.А. по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ и главы Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М. по правилам ч.3 ст.167 ГРК ПФ.

Суд, выслушав истца, представителей ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, письменные возражения ответчика (л.д.5-8 том № 2), письменные возражения истца (л.д.67-68 том № 2), письменный отзыв Главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края Никитцевой А.А. (л.д.116-117 том № 2), заключение прокурора Бывалиной Л.В., полагавшей, что иск удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом (абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ).

Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 58 ТК РФ).

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 59 ТК РФ определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон.

В соответствии с названной нормой закона по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться, в частности, с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац восьмой части 2 статьи 59 ТК РФ).

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 58, часть 1 статьи 59 ТК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть 2 статьи 59 ТК РФ), то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Согласно части 1 статьи 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 59 перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также без учета указанных обстоятельств при наличии соответствующего соглашения работника и работодателя.

К таким случаям, в частности, относится заключение срочного трудового договора с руководителями организаций независимо от их организационно-правовой форм и форм собственности.

В этой связи работнику, выразившему согласие на заключение трудового договора на определенный срок, известно о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.

В судебном заседании установлено, что ранее между Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, именуемая в дальнейшем Администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении муниципального имущества, переданного муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, в лице главы городского поселения Толмачева С.В., действующего на основании устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», с одной стороны, и Золоторёвым Николаем Николаевичем, именуемый в дальнейшем Руководитель, с другой стороны, заключен настоящий трудовой б/н от 20.06.2016 г. о нижеследующем: настоящий трудовой договор регулирует отношения между Администрацией и руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей директора предприятия, местом работы руководителя является МУП «Николаевские тепловые сети», трудовой договор является договором по основной работе, является срочным: по 19 июня 2019 года (п.1.1, п.1.2, п.1.4, п.1.5 трудового договора) (л.д.37 том № 1).

Согласно п.3.1 трудового договора администрация вправе назначать на должность руководителя предприятия, а также заключать, изменять, прекращать с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими норму трудового права нормативными правовыми актами (л.д.37, оборотная сторона, том № 1).

Согласно п.7.3 трудового договора, последний может быть расторгнут по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством РФ о труде, в том числе в соответствии с п.3 ст.278 ТК с указанием конкретных случаев расторжения данного трудового договора по п.3 ст.278 ТК РФ (л.д.38, оборотная сторона, том № 1).

Согласно записи в трудовой книжке истца АИ-11 № 6325522 от 04.08.1980 г., также имеется запись от 20.06.2016 г. о назначении истца Золотарева Н.Н. на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» на основании распоряжения от 20.06.2016 г. № 15-у, а также запись от 19.06.2019 г. о прекращении действия трудового договора с истцом Золотарёвым Н.Н., уволен по истечению срока трудового договора (п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ) на основании распоряжения от 27.05.2019 г. № 180-рл, подписанного главой Леоновым А.М. (л.д.6-18 том № 1).

Распоряжением № 8-у от 16.06.2019 г. «О приеме на работу Золотарёва Н.Н.», истец с 16 июня 2015 г. принят временно на период до проведения конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Николаевские тепловые сети», до заполнения вакансии на неполный рабочий день (0,25 ставки) на должность директора муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» (л.д.20 том № 1).

Распоряжением № 15-у от 20.06.2016 г. «О приеме на работу Золотарёва Н.Н.», истец как прошедший конкурсный отбор, 20 июня 2016 г. назначен на должность директора муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети», распоряжением подписано главой городского поселения Т.С. Толкачевым (л.д.40 том № 1).

На л.д. 19,41 том № 1 имеется распоряжение № 180-рл от 27.05.2019 г. «О прекращении действия трудового договора и увольнении Золотарёва Н.Н.», подписанного главой Николаевского муниципального района Леоновым А.М., которым прекращено действие трудового договора с руководителем МУП «Николаевские тепловые сети» от 20.06.2016 г., уволить 19 июня 2019 года Золотарёва Н.Н. с должности руководителя муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» по истечению срока трудового договора (пункт 2 части первой статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации).

17.06.2019 г. истец Золотарёв Н.Н. обратился с заявлением на имя главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Никитцевой А.А., в котором указал: в соответствии с п.5.1 Устава предприятия, ст.59 ТК РФ он просит заключить срочный трудовой договор с ним по соглашению сторон с 20.06.2019 г. сроком на два года (л.д.21 том № 1).

Как установлено судом, в период действия срочного трудового договора вплоть до момента его расторжения 19.06.2019 г., письменно к главе Николаевского муниципального района Хабаровского края, истец с какими-либо просьбами, в том числи о заключении с ним нового договора, не обращался.

18.06.2019 г. за № 0-26/52 на имя главы городского поселения «Город Николаевск-на-амуре» Никитцевой А.А. истцом направлено письменное обращение, в рамках которого истец указал, что с ним согласно п.5.1, п.5.2 Устава предприятия от имени работодателя договор был подписан главой муниципального образования городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», в соответствии с п.7 ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ, назначение на должность руководителя муниципального унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора, обладает только собственник имущества, имущество, переданное в хозяйственное ведение МУП «Николаевские тепловые сети» находится в собственности муниципального образования городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и в казну Николаевского муниципального района не передавалось, между тем ему, как руководителю муниципального унитарного предприятия, извещение о прекращении с ним трудового договора, было вручено за подписью Главы Николаевского муниципального района, учредителем МУП «Николаевские тепловые сети» согласно уставу предприятия от 15.09.2015 г. № 524, является муниципальное образование городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», какие-либо изменения в Устав предприятия до настоящего времени не вносились, в связи с чем просит подписать с ним новый договор сроком на два года (л.д.22-23 том № 1).

Решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края № 10-44 от 22.04.2019 г. «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 27 мая 2015 г. № 20-100 «О создании муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» в целях приведения вышеуказанного решения в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами постановлено внести в решение № 20-100 от 27 мая 2015 изменения, изложив п.4 в следующей редакции: Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района (ФИО2 выступить от имени городского поселения «Город Николаевск-на-амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края учредителем муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети», рекомендовать данному управлению внести соответствующие изменения в Устав предприятия, получить в налоговом органе свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.24 том № 1).

Распоряжением № 306-рл от 26.09.2018 г. глава Николаевского муниципального района Леонов А.М. признан продолжающим осуществление полномочий главы Николаевского муниципального района Хабаровского края на постоянной основе с 26 сентября 2018 года в связи с избранием на должность на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 18.09.2018 г. № 1-8 «Об избрании главы Николаевского муниципального района» (л.д.42 том № 1).

На л.д.43-52 том № 1 представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.07.2019 г. в отношении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, из которой следует, что от имени данного юридического лица без доверенности имеет право действовать Леонов А.М., указаны сведения о правопредшественнике: администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, прекратившего свою деятельность 23.01.2019 г. на основании решения о реорганизации в форме присоединения, дата начала процедуры – 18.10.2018 г., изменения о реорганизации администрации городского поселения в форме присоединения к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и прекращения деятельности администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» как юридического лица внесены в ЕГРЮЛ 23.01.2019 г., что следует из анализа данной выписки № ЮЭ9965-19-69407402.

На л.д.53-61 том № 1 представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.07.2019 г. в отношении администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, из которой следует, что 23.01.2019 г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности данного юридического лица – администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» путем реорганизации в форме присоединения, сведения о правопреемнике также внесены в ЕГРЮЛ 23.01.2019 г., которым является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края на основании ранее принятого решения о реорганизации юридического лица от 10.10.2018 г.

На л.д.62-70 том № 1 представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.07.2019 г. в отношении МУП «Николаевские тепловые сети», из которой усматривается, что директором данного юридического лица, имеющего право действовать без доверенности, указан Золотарёв Николай Николаевич, учредителем данного юридического лица по состоянию на 29.07.2019 г. указано городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Согласно справки комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района № 1-14/41 от 30.07.2019 г. установлено, что сооружения – тепловые сети, расположенные в г. Николаевске-на-Амуре, являются муниципальной собственностью городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», числятся в реестре муниципальной собственности (л.д.71 том № 1).

Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Николаевские тепловые сети» б/н от 27.07.2015 г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице и.о. главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Воробьева Е.Н., действующего на основании устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края (именуемые далее – собственник) закрепила за муниципальным унитарным предприятием «Николаевские тепловые сети» недвижимое имущество, предназначенное для использования в целях осуществления уставной деятельности предприятия на праве хозяйственного ведения, согласно приложения № 1, № 2, № 3 к настоящему договору (л.д.71 том № 1).

Согласно п.1.2 настоящего договора имущество является муниципальной собственностью городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, согласно п.1.3 договора имущество, закрепляемое за предприятием, учитывается в реестре муниципальной собственности городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района и отражается на балансе предприятия, согласно п.1.4 право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, но не ранее 01 августа 2015 года, с приложением к договору перечня передаваемого имущества (л.д.72-88 том № 1).

На л.д.89-162 том № 1 представлен Устав Николаевского муниципального района Хабаровского края (в новой редакции), последние изменения внесены решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 13.12.2018 г. № 5-31, зарегистрированных в ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу от 20.02.2019 г. № RU 275100002019001.

Согласно п.2 устава, последний является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района, иные муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить настоящему уставу (л.д.94 том № 1).

В состав территории муниципального района входят 3 городских и 12 сельских поселений, в том числе городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» (п.3 устава) (л.д.94).

В соответствии с п.2 устава органы местного самоуправления муниципального района являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края» (л.д.94 том № 1).

Согласно п.5 устава закреплены вопросы местного значения муниципального района, к которым, в том числе отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (л.д.95 том № 1).

Согласно ст.17 устава структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: представительный орган муниципального район – Собрание депутатов; глава муниципального района; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) – администрация Николаевского муниципального района (л.д.112 том № 1).

Статьей 32 устава предусмотрены положения о главе муниципального района, который входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (л.д.123 том № 1).

В соответствии со ст.33 устава глава муниципального района осуществляет следующие полномочия, в том числе: представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района; издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, другими федеральными законами (л.д.126-127 том № 1).

Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района (л.д.127 том № 1).

Согласно ст.37 устава, администрация муниципального района наделяется в соответствии с настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, образуемого для осуществления управленческих функций и подлежит регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом (л.д.132 том № 1).

В соответствии со ст.38 устава предусмотрены полномочия администрации муниципального района, в том числе: обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района в соответствии со статьей 5 настоящего устава в интересах населения муниципального района; управляет имуществом, находящимся в собственности муниципального района в случаях и порядке, установленных Собранием депутатов (л.д.133 том № 1).

В соответствии с пп.4 п.3 ст.38 устава, администрация муниципального района, исполняя полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от имени и в интересах городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» осуществляет действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной и иной переданной в управление городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» собственностью (л.д.133 том № 1).

В соответствии с пп.5 п.3 ст.38 устава администрация муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (л.д.133 том № 1).

На л.д.171-210 том № 1 представлен Устав городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, из которого следует, что последние изменения в устав внесены решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 12.07.2018 г. № 86-351, зарегистрированными в ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу от 10.02.2019 г. № 275100002014001 (л.д.171 том № 1).

Согласно п.1 ст.1 устава, последний является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», согласно ст.2 устава городское поселение входит в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.172 том № 1).

В соответствии со ст.6 устава определены вопросы местного значения городского поселения, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (л.д.172 том № 1).

В соответствии со ст.20 устава структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, высшее должностное лицо городского поселения – Глава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, контрольно-счетный орган – ревизионная комиссия (л.д.191-200 том № 1).

При этом в ст. 20 устава указано, что администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края не образуется, исполнение полномочий администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края возлагается на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.192 том № 1).

Статьей 33 устава предусмотрен правовой статус Главы городского поселения, а именно: глава городского поселения входит в структуру органов местного самоуправления городского поселения, является высшим должностным лицом городского поселения, исполняет обязанности председателя Совета депутатов и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (л.д.196 том № 1).

Согласно ст.34 устава предусмотрены полномочия главы городского поселения: представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленным настоящим уставом, решения Совета депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов (л.д.197 том № 1).

Таким образом как установил суд из анализа материалов дела, в рамках полномочий главы городского поселения в соответствии со ст.34 устава, глава городского поселения не наделена полномочиями по изданию постановлений и распоряжений, касающихся возможности расторжения трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий.

П.2 ст.34 устава также предусмотрены полномочия главы городского поселения как председателя Совета депутатов, касающиеся деятельности данного представительного органа (л.д.197 том № 1).

В соответствии со ст.37 устава предусмотрены полномочия администрации городского поселения, осуществляемые администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, в том числе: пп.4 – от имени и в интересах городского поселения осуществляет действия по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимися в муниципальной собственности и иной переданной в управление городского поселения собственности; пп.5 – осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (л.д.199 том № 1).

Решением депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края № 1-7 от 20.09.2018 г. «О реорганизации администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края постановлено реорганизовать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, уполномочить администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществить для этого все необходимые юридические действия, связанные с реорганизацией администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, установить, что к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края переходят права и обязанности администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.211 том № 1).

15.05.2019 г. за № 7-43/9, подписанного главой Николаевского муниципального района А.М. Леоновым, истцу как руководителю МУП «Николаевские тепловые сети» направлено извещение, в рамках которого указано, что 23.01.2019 г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района прекратила свою деятельность в результате реорганизации путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 10.10.2018 г. № 2-10, решения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района от 20.09.2018 г. № 1-7, таким образом администрации Николаевского муниципального района с 23.01.2019 г. является правопреемником по всем правам и обязанностям администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, в том числе в части осуществления прав и обязанностей учредителя муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети», в связи с чем администрация Николаевского муниципального района извещает истца о прекращении трудового договора с ним и увольнении с должности руководителя муниципального унитарного предприятия «Николаевские тепловые сети» 19 июня 2019 года в связи с истечением срока трудового договора (пункт 2 части 12 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации) (л.д.9 том № 2).

Извещение вручено истцу 15.05.2019 г., о чем имеется его собственноручная подпись (л.д.9 том № 2).

19.06.2019 г. комиссией в составе: ФИО2 руководителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, ФИО3, главного специалиста сектора по кадровой работе и муниципальной службе администрации Николаевского муниципального района, ФИО1 составлен акт о том, что 19 июня 2019 года Золотарёву Н.Н., директору МУП «Николаевские тепловые сети» были вручены распоряжение от 27 мая 2019 года № 180-рл «О прекращении трудового договора и увольнении Золотарёва Н.Н.» и трудовая книжка, знакомиться, подписывать и получать распоряжение, а также получать трудовую книжку, Золотарёв Н.Н. отказался, о чем имеются подписи всех членов комиссии (л.д.10, том № 2).

19.06.2019 г. комиссией в составе: ФИО2, руководителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, ФИО3 главного специалиста сектора по кадровой работе и муниципальной службе администрации Николаевского муниципального района, ФИО1 составлен акт о том, что 19.06.2019 г. Золотарёв Н.Н., директор МУП «Николаевские тепловые сети», отказался знакомиться с актом об отказе ознакомления с распоряжением и получения трудовой книжки, о чем имеются подписи всех членов комиссии (л.д.11, том № 2).

Письмом администрации Николаевского муниципального района № 7-41/137 от 20.06.2019 г. на имя истца, истца информируют о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте (по указанному в письменном виде адресу), а также указаны соответствующие контакты администрации района для решения указанного вопроса (л.д.12 том № 2).

Письмо получено лично истцом под роспись 06.07.2019 г. (л.д.13 том № 2).

Согласно книги учета движения трудовых книжек руководителей муниципальных предприятий и учреждений и вкладышей к ним имеется запись о получении истцом трудовой книжки 18.07.2019 г. (л.д.14-15 том № 2).

Письмом главы городского поселения Никитцевой А.А. на имя истца за № 0-26/269 от 01.07.2019 г. указано, что в соответствии со ст.34 устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», а также в связи с тем, что 23.01.2019 г. администрация Николаевского муниципального района является правопреемником по всем правам и обязанностям администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», в том числе и в отношении осуществления функций и полномочий учредителя МУП «Николаевские тепловые сети», письмо истца (вх. № 0-25/25 от 18.06.2019 г.) направлено главе Николаевского муниципального района 28.06.2019 г. исх. № 0-214/67 для подготовки разъяснений и ответа (л.д.16 том № 2).

На л.д.23-26 том № 2 ответчиком представлены расписки о сдаче документов в налоговый орган для внесения изменений в устав МУП «Николаевские тепловые сети» в части учредителя от 25.06.2019 г. и 29.07.2019 г.

Приказом за подписью руководителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края за № 10.125/58 от 24.06.2019 г. «О муниципальном унитарном предприятии «Николаевские тепловые сети» утвержден Устав МУП «Николаевские тепловые сети» (л.д.27 том № 2).

На л.д.28-37 том № 2 представлен устав МУП «Николаевские тепловые сети» в утвержденной редакции от 24.06.2019 г., из которого усматривается, что предприятие учреждено в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 27 мая 2015 г. № 20-100 «О создании МУП «Николаевские тепловые сети» (п.1.1) (л.д.28 том № 2).

Согласно п.1.4 устава учредителем предприятия и собственником имущества является городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, полномочия собственника имущества предприятия осуществляет комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.28 том № 2).

Согласно п.5.1 устава руководитель предприятия (далее – директор) назначается на должность и освобождается от должности учредителем, путем заключения трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством РФ и муниципальными правовыми актами района и городского поселения (л.д.35 том № 2).

Согласно п.5.32 устава срок полномочий директора определяется трудовым договором и не может быть более 3-х лет (л.д.35 том № 2).

На л.д.41-45 том № 2 представлено положение об администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 13.12.2018 г. № 5-32, которым указано, что администрация Николаевского муниципального района в соответствии с уставом Николаевского муниципального района является исполнительно-распорядительными органом Николаевского муниципального района, деятельностью которого руководит глава Николаевского муниципального района на принципах единоначалия (л.д.41 том № 2)

Администрация является правопреемником администрации городского поселения, обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением (л.д.41 том № 2).

На л.д.50-60 том № 2 представлено положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 30.01.2017 г. № 78-434, в рамках которого установлено, что управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Николаевского муниципального района, и осуществляет полномочия, предусмотренные уставом и настоящим положением (л.д.60 том № 2).

Согласно представленной истцом выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.08.2019 г. в отношении МУП «Николаевские тепловые сети», директором предприятия указан истец – Золотарёв Николай Николаевич, учредителем юридического лица указано – городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.81-88 том № 2).

Согласно распоряжения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края за № 1 от 01.10.2018 г., подписанного главой городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Никитцевой А.А. указано, что на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 20.09.2018 г. № 1-1 «Об избрании главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» – председателя Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», Никитцева А.А. вступает в должность главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» - председателя Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края с 01.10.2018 г. на срок полномочий Совета депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края нового созыва (л.д.120 том № 2).

Частью 1 статьи 273 ТК РФ определено, что руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части 1 статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Как установлено судом из анализа материалов дела и пояснений участников процесса, с истцом как руководителем МУП «Николаевские тепловые сети» заключен срочный трудовой договор по 19 июня 2019 г., то есть между сторонами трудового договора (работодателем на момент заключения трудового договора – 20.06.2016 г. в лице администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и работником – Золотарёвым Н.Н.) было достигнуто соглашение об условиях договора, в том числе относительно сроков его действия.

Доказательств, подтверждающих вынужденный характер заключения срочного трудового договора, судом не установлено.

Из пояснений истца, данных в суде следует, что он знал и осознавал срочный характер трудового договора.

Указанным трудовым договором предусмотрен срок его действия – срочный по 19.06.2019 г., т.е. срок действия трудового договора определен в виде периода времени, и его срок истекает в конце дня указанного в договоре с предлогом «по» 19.06.2019 г., то есть указанная в договоре дата 19 июня 2019 года включается в срок, рассчитываемый при определении продолжительности действия срочного трудового договора.

Трудовым законодательством прямо предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора с руководителем предприятия, соответственно заключение срочного трудового договора с истцом действующему трудовому законодательству, не противоречит, при этом истец Золотарёв Н.Н. был предупрежден о нежелании работодателя, функции которого исполняет администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, продолжать трудовые отношения после истечения даты, указанной в срочном трудовом договоре, о чем истцом 15.05.2019 г. получено соответствующее извещение об увольнении от 15.05.2019 г. за № 7-43/9 от 15.05.2019 г. (л.д.9 том № 2), соответственно процедура оформления предупреждения об увольнении истца как руководителя со стороны ответчика полностью соблюдена и соответствует требованиям вышеуказанного в решении суда трудового законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. (с изменениями и дополнениями) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст.2 ФЗ № 161-ФЗ).

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (ч.1 ст.2 ФЗ № 161-ФЗ).

Как установил суд из пояснений участников процесса и анализа материалов дела, на момент увольнения истца 19.06.2019 г. (последний рабочий день), собственником имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Николаевские тепловые сети» являлось городское поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.71 том № 1), при этом ранее до 23.01.2019 г. исполнительно-распорядительным органом в отношении указанного имущества являлась администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, она же (администрация) исполняла функции учредителя (л.д.72-74 том № 1).

В соответствии с пп.7 ч.1 ст.20 ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. действительно предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Таковым актом является Устав городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и устав Николаевского муниципального района Хабаровского края, где определена компетенция органов местного самоуправления: городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и главы городского поселения и Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования. В силу положений ст. 44 названного Закона, Уставом муниципального образования определяется перечень полномочий органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.34 ФЗ № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Именно указанные обстоятельства и были установлены судом при рассмотрении дела по существу.

Согласно Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края, зарегистрированного в ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу от 20.02.2019 г. № RU 275100002019001, в пп.4 п.3 ст. 38 установлены полномочия администрации муниципального района, предусматривающие, что администрация муниципального района, исполняя полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от имени и в интересах городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» осуществляет действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной и иной переданной в управление городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» собственностью, а в с соответствии с пп.5 п.3 ст.38 устава администрация муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (л.д.133 том № 1).

Аналогичные правомочия установлены для администрации Николаевского муниципального района и уставом городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, зарегистрированного в ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу от 10.02.2019 г. № 275100002014001, где в ст. 20 устава указано, что администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края не образуется, исполнение полномочий администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края возлагается на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.192 том № 1), а в соответствии со ст.37 устава предусмотрены полномочия администрации городского поселения, осуществляемые администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, в том числе: пп.4 – от имени и в интересах городского поселения осуществляет действия по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимися в муниципальной собственности и иной переданной в управление городского поселения собственности; пп.5 – осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, определяет целит, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (л.д.199 том № 1).

Из анализа положений устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, приведенного выше в решении, в рамках полномочий главы городского поселения в соответствии со ст.34 устава, глава городского поселения не наделена полномочиями по изданию постановлений и распоряжений, касающихся возможности расторжения трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий, полномочия главы городского поселения определены фактически только как председателя Совета депутатов, касающиеся деятельности данного представительного органа, что соответствует ч.2 ст.34 ФЗ № 131-ФЗ (л.д.197 том № 1).

Это же подтверждается и самим распоряжением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края за № 1 от 01.10.2018 г., подписанного главой городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Никитцевой А.А., в котором указано, что на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 20.09.2018 г. № 1-1 «Об избрании главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» – председателя Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», Никитцева А.А. вступает в должность главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» - председателя Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края с 01.10.2018 г. на срок полномочий Совета депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края нового созыва (л.д.120 том № 2).

Уставом Николаевского муниципального района Хабаровского края определены полномочия главы Николаевского муниципального района как высшего должностного лица района, к исключительной компетенции которого отнесено вынесения постановлений и распоряжений, включая иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, другими федеральными законами (л.д.126-127 том № 1).

Как следует из материалов дела, Устава городского поселения «Город Николаевск-на-амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрации городского поселения не имеется, она не создана как исполнительно-распорядительный орган, исполнение полномочий администрации городского поселения возлагается на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края (ст.20 устава, л.д.192 том № 1).

Как ранее указано в решении, согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местная администрация, т.е. исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, которая в рамках Устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, не создана.

Как установил суд, с 23.01.2019 г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района прекратило свою деятельность как юридическое лицо в связи с реорганизацией путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, что достоверно установлено судом как из пояснений участников процесса, так и анализа материалов дела.

Действительно, правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию (п.5 ст.20 ФЗ № 161-ФЗ).

Вместе с тем в соответствии со ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Указанные обстоятельства установлены судом с достоверностью, о чем свидетельствует ранее вынесенное решение Совета депутатов № 1-7 от 20.09.2018 г. в пределах их компетенции (л.д.211 том № 1).

В соответствии с ч.3 ст.57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В соответствии с ч.4 ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Указанные изменения о прекращении деятельности юридического лица, реализующего полномочия собственника имущества МУП «Николаевские тепловые сети» - администрации городского полномочия «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района как исполнительно-распорядительный орган, входящий в структуру органов местного самоуправления, в силу требований ст.37 ФЗ № 131-ФЗ, прекратило свою деятельность как юридическое лицо с 23.01.2019 г., о чем внесены записи в ЕГРЮЛ 23.01.2019 г.

В соответствии с ч.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года « 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.

Таким образом к администрации Николаевского муниципального района перешли все права и обязанности администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского района Хабаровского края и соответствующие изменения внесены в уставы обоих администраций, данные изменения зарегистрированы в установленном законом порядке, прошли правовую экспертизу и признаны действующими, соответствующие закону, никем не отменены и противоречащими закону не признаны, в том числе положениям пп.7 ч.1 ст.20 ФЗ № 161-ФЗ в системной взаимосвязи с положениями ст.38 ФЗ № 131-ФЗ и положениями ст.ст.57,58 ГК РФ о правах и обязанностях юридического лица, к которому присоединилось другое юридическое лицо.

Утверждение истца о том, что собственником имущества МУП «Николаевские тепловые сети» по настоящее время является городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, соответственно распоряжение главы Николаевского муниципального района о расторжении с ним трудового договора, не законно, основано на ошибочном толковании действующего законодательства РФ, анализ которого во взаимосвязи с приведенной судом мотивировкой позволяет главе Николаевского муниципального района Хабаровского края выносить соответствующие распоряжения.

Таким образом к компетенции главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края не отнесены полномочия по распоряжению муниципальным имуществом и по осуществлению от имени муниципального образования прав собственника имущества унитарного предприятия МУП «Николаевские тепловые сети», а также полномочия по вынесению соответствующих распоряжений о прекращении действий трудового договора с руководителями унитарных предприятий и учреждений.

Такими полномочиями в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьей 38 устава Николаевского муниципального района Хабаровского края наделена администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), от имени которой распоряжения подписываются главой муниципального района.

На момент подписания данного распоряжения, в ЕГРЮЛ изменения об учредителе – управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края не были внесены, а любые изменения вступают в силу только после их государственной регистрации, о чем ранее отмечено в решении, соответственно в связи с тем, что исполнительно-распорядительный орган учредителя данного МУП «Николаевские тепловые сети» - городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице администрации, прекратило свою деятельность с 23.01.2019 г., а изменения в Устав предприятия не были внесены, данное распоряжение было подписано управомоченным должностным лицом, а именно за подписью главы Николаевского муниципального района Хабаровского края.

При таких обстоятельствах исковые требования истца о восстановлении на работе и сопутствующие требования этому, в том числе о взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению полностью и в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Золотарёва Николая Николаевича к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Главе администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, главе городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2019 года.

Судья Е.Н. Головина