ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-578/20 от 02.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2020 года (с учетом части 3 статьи 107 ГПК РФ)

Дело № 2-578/2020

УИД 51RS0003-01-2019-003475-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.

при секретаре Ковган Л.И.

с участием истца ФИО,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о взыскании денежных средств, признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с иском к УМВД России по городу Мурманску, УМВД России по Мурманской области о взыскании денежных средств, признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности.

В обоснование заявленных требований указал, что с 20 июля 2012 года проходил службу в правоохранительных органах на различных должностях рядового и начальствующего состава, в том числе с 15 сентября 2017 года – на должности следователя отдела по расследованию экономических и серийных преступлений, совершенных на территории города Мурманска, СУ УМВД России по городу Мурманску.

Приказом врио заместителя начальника УМВД – начальника СУ от 02 августа 2019 года л/с 05 августа 2019 года уволен из органов внутренних дел на основании пункта 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, занимаемой сотрудником.

Указанный Федеральный закон регулирует вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок поступления на службу, ее прохождение и прекращение, а также определение правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел и предусматривает, что к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами, применяются нормы трудового законодательства.

Статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе определяет, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Законодательство в сфере прохождения службы в органах внутренних дел не содержит ограничений либо запретов для применения в отношении сотрудников в органах внутренних дел положений статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, более того, ни в одном нормативном правовом акте вопрос предоставления таких социальных гарантий сотрудникам, увольняемым по сокращению штатов и проходившим службу в районах Крайнего Севера, не урегулирован. Следовательно, к данным правоотношениям применимы вышеприведенные нормы, закрепленные в Трудовом кодексе Российской Федерации.

После увольнения, 09 августа 2019 года, встал на учет в ГОБУ Центр занятости населения города Мурманска, состоит на учете в Учреждении до настоящего времени.

30 июля 2019 года обратился к работодателю с рапортом о выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска за 2017, 2018, 2019 годы, а также за ненормированный рабочий день за 2019 год, а также выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни согласно табелям учета служебного времени сотрудников ОВД за 2018 год. В данном рапорте также сослался на необходимость осуществить государственные гарантии при увольнении в связи с сокращением занимаемой должности в органах внутренних дел.

Письмом от 08 августа 2019 года ему была направлена копия приказа л/с о выплате денежных средств, при этом вопрос о применении гарантий, предусмотренных статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, был проигнорирован.

Таким образом, при увольнении ему не было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка и до настоящего времени не выплачивается средний месячный заработок на период трудоустройства, чем нарушены его трудовые права.

Исходя из произведенного самостоятельно расчета, задолженность по указанным выплатам составляет 246 105 рублей 60 копеек.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом для сотрудника органов внутренних дел, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, установлена пятидневная служебная неделя, 36 часов в неделю. Сотрудник органов внутренних дел может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением дополнительных дней отдыха. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Аналогичные положения содержаться в Порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденном приказом МВД России от 19 октября 2012 года , согласно которому право на компенсацию за сверхурочную работу либо за работу в условиях, отличающихся от нормальных, возникает на основании табеля учета служебного времени, заполняемого работодателем.

Согласно табелям учета служебного времени за период с 01 января по 31 декабря 2018 года размер служебного времени сверх установленной нормальной продолжительности составил 14 дней 13 часов 30 минут. Однако согласно приказу л/с ему была выплачена компенсация лишь за 5 рабочих дней.

26 августа 2019 года обратился к работодателю с заявлением об оплате оставшихся 9 дней, на что 24 сентября 2019 года получен ответ, что приказом л/с от 23 сентября 2019 года ему начислена доплата за 14 часов несения службы в ночное время.

Компенсация за 9 дней несения службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ему до настоящего времени не выплачена. Согласно самостоятельно произведенному расчету размер недополученной компенсации составляет 34 076 рублей 16 копеек.

Также указал, что приказом врио заместителя начальника УМВД – начальника СУ от 02 августа 2019 года л/с был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований части 2 статьи 21, части 3 статьи 39, части 1 статьи 73, статьи 74, части 1 статьи 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также требований Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 16 ноября 2017 года , в виде строгого выговора. Основанием для издания данного приказа послужили заключения служебных проверок от 31 июля 2019 года и от 30 июля 2019 года.

С привлечением к дисциплинарной ответственности не согласен, так как заключение служебной проверки не содержит в себе объективных данных, свидетельствующих о совершении дисциплинарного проступка.

Просил признать незаконными и необоснованными заключения проведенных в отношении него служебных проверок и приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскать с УМВД России по городу Мурманску в его пользу денежные средства в размере 34 076 рублей 16 копеек в качестве компенсации за 9 дней несения службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также денежные средства при увольнении в связи с сокращением занимаемой должности в органах внутренних дел в порядке статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 246 105 рублей 60 копеек.

В судебном заседании истец в обоснование заявленных требований привел доводы, указанные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что при увольнении им была получена единовременная денежная выплата, предусмотренная Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», продолжает получать ежемесячную выплату по специальному званию в течение года после увольнения, однако данные выплаты не равнозначны выплатам, предусмотренным статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, и не отменяют их, являются иной социальной гарантией. Выплата компенсации за 9 дней несения службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (что составляет количество часов переработки, отработанных 26 и 27 марта 2018 года, 27 и 28 апреля 2018 года, 6 и 7 июня 2018 года, 9, 10, 24 и 25 августа 2018 года, 29 и 30 октября 2018 года, 28 и 29 ноября 2018 года, 11, 12, 17 и 19 декабря 2018 года) до настоящего времени не произведена при том, что указанные часы отражены в табелях учета служебного времени за 2018 год. Относительно обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности пояснил, что уголовные дела, находившиеся в его производстве, не были им переданы в установленном порядке по акту перед убытием в очередной отпуск согласно устному распоряжению руководителя, также полагал, что волокиты при производстве по делам не допускал, произвел достаточные действия по расследованию преступлений, в том числе с учетом большой нагрузки на следователей, отсутствия контроля со стороны руководителей. Обратил внимание, что ему вменено нарушение по одному из уголовных дел, которое в его производстве не находилось. Полагал, что в отношении него со стороны руководства имело место предвзятое отношение. Уточнил исковые требования в части требования о выплате денежных средств при увольнении в связи с сокращением занимаемой должности в органах внутренних дел в порядке статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации и просил взыскать в его пользу денежные средства из расчета по среднему заработку за вычетом сумм, выплаченных ему из расчета по должностному окладу, произвести выплату также за 4, 5 и 6 месяцы трудоустройства, в остальной части требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика УМВД России по городу Мурманску ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что при увольнении ФИО ему приказом УМВД России по городу Мурманску от 05 августа 2019 года л/с были произведены выплаты единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные отпуска в количестве 23 календарных дней в 2017 году, 22 календарных дней в 2018 году, 26 календарных дней в 2019 году, 4 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, 5 календарных дней за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за несение службы в выходные и нерабочие праздничные дни 06 января 2018 года, 15, 16, 22 и 23 сентября 2018 года, производится ежемесячная в течение года после увольнения выплата в размере оклада по специальному званию в размере 11 440 рублей, произведен расчет за форменное обмундирование. Также приказом от 24 сентября 2019 года л/с истцу произведена компенсационная выплата за несение службы в ночное время в декабре 2018 года в размере 14 часов. Указанная выплата за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени произведена на основании табелей учета служебного времени и приказов о привлечении к выполнению служебных обязанностей. Относительно иных часов переработки, указанных в табеле за 2018 год, приказов о привлечении истца к выполнению служебных обязанностей не издавалось. В связи с указанным полагал, что требование истца о выплате компенсации за 9 дней несения службы в 2018 году является несостоятельным, как и требование о выплатах в порядке статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае к спорным правоотношениям применяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, в соответствии с которым выплаты истцу произведены и производятся в полном объеме. Также указал на пропуск истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованием о выплатах за 2018 год. Полагая, что права истца Управлением МВД России по городу Мурманску не нарушены, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика УМВД России по Мурманской области ФИО2 в судебном заседании также заявила о необоснованности исковых требований, пояснила, что основанием для привлечения ФИО к дисциплинарной ответственности послужили заключения двух служебных проверок, назначенных 18 июня 2019 года врио заместителя начальника Управления – начальника СУ ФИО3 и утвержденных им же 30 и 31 июля 2019 года. В период с 17 июня по 26 июля 2019 года ФИО находился в отпуске, по выходу из отпуска, 30 июля 2019 года, им было представлено письменное объяснение по факту волокиты по уголовным делам, а также о причинах непередачи уголовных дел руководителю перед уходом в отпуск, его объяснения были оценены при принятии решения относительно взыскания. Служебной проверкой от 30 июля 2019 года было установлено, что по трем уголовным делам истец вел расследование крайне неэффективно, нецеленаправленно, неинтенсивно, по каждому из уголовных дел в течение нескольких месяцев производил процессуальные действия всего несколько дней. Служебной проверкой от 31 июля 2019 года установлен факт непередачи им уголовных дел, находящихся в производстве, руководителю по акту в связи с убытием в отпуск. Доводы ФИО, что причиной этому послужило устное распоряжение руководителя СУ, были опровергнуты в ходе проведения проверки, кроме того, именно руководитель СУ УМВД России по городу Мурманску обратился с рапортом по данному нарушению. 05 августа 2019 года истец был ознакомлен с приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде строго выговора. Полагала, что нарушений в ходе проведения проверки не допущено, факт же допущенных следователем нарушений в ходе служебной проверки достоверно установлен, при принятии решения о дисциплинарном наказании была учтена личность сотрудника, то обстоятельство, что ранее, 14 августа 2017 года, он также был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в связи с чем исковые требования ФИО в указанной части также являются необоснованными. Обратила внимание, что все указанные в заключениях уголовные дела находились в производстве следователя ФИО, в заключении допущена описка в указании номера одного из уголовных дел.

Представитель ГОБУ Центр занятости населения города Мурманска, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав истца и представителей ответчиков, допросив свидетелей ФИО4, ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 3 указанного Федерального закона гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Из приведенного правового регулирования следует, что для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемых со службы, в том числе в связи с сокращением должности, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере, определяемом исходя из продолжительности их службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что с 20 июля 2012 года истец проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе с 15 сентября 2017 года в должности следователя по расследованию серийных преступлений отдела по расследованию экономических и серийных преступлений, совершенных на территории города Мурманска, СУ УМВД России по городу Мурманску.

На основании приказа врио заместителя начальника – начальника СУ от 02 августа 2019 года л/с ФИО на основании приказа УМВД России по Мурманской области от 31 мая 2019 года «Об организационно-штатных изменениях», личного рапорта сотрудника и представления к увольнению 05 августа 2019 года уволен по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Выслуга лет по состоянию на день увольнения составила в календарном исчислении 10 лет 05 месяцев 00 дней, в льготном исчислении 13 лет 01 месяц 23 дня.

Приказом врио начальника УМВД России по городу Мурманску от 05 августа 2019 года л/с ФИО в связи с увольнением по указанному основанию и на основании его рапорта произведена выплата денежной компенсации за неиспользованный в 2017 году очередной ежегодный отпуск в количестве 23 календарных дней, за неиспользованный в 2018 году очередной ежегодный отпуск в количестве 22 календарных дней, за неиспользованный в 2019 году очередной ежегодный отпуск в количестве 26 календарных дней и дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в 2019 году в количестве 4 календарных дней; выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные дни в количестве 5 календарных дней за несение службы в нерабочие праздничные дни 06 января 2018 года, 15, 16, 22 и 23 сентября 2018 года; выплата за форменное обмундирование согласно представленным расчетам ФКУ ЦХиСО УМВД России по Мурманской области; а также ежемесячно в течение года после увольнения, в период с 06 августа 2019 года по 06 августа 2020 года, производится выплата оклада по специальному званию «капитан юстиции» в размере 11 440 рублей.

Кроме того, на основании приказа начальника УМВД России по городу Мурманску от 24 сентября 2019 года л/с истцу произведена компенсационная выплата за несение службы в ночное время в декабре 2018 года в количестве 14 часов.

Указанные обстоятельства истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал, при этом полагал, что помимо полученных выплат ответчик обязан произвести ему выплаты, предусмотренные статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с нормой, приведенной в статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 данного Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Вместе с тем, доводы истца на наличие оснований для применения к спорным правоотношениям указанных положений трудового законодательства суд находит основанными на ошибочном понимании норм материального права.

По смыслу вышеприведенных положений Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации единовременное пособие при увольнении сотрудника органов внутренних дел и выходное пособие работника при увольнении в связи с сокращением штатов предприятия по своей правовой природе являются компенсациями, связанными с расторжением контракта и расторжением трудового договора.

Вопросы компенсации сотрудникам внутренних дел при увольнении со службы урегулированы специальным нормативным актом, а именно частью 7 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой не предусмотрена выплата увольняемому сотруднику выходного пособия, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, в связи с чем нормы статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.

В данном случае суд полагает необходимым учесть, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Вместе с тем, поскольку истцу как сотруднику органов внутренних дел, уволенному со службы по сокращению штата, государство специальными правовым актом гарантировало компенсационные выплаты, выплата единовременного пособия при увольнении истцу была произведена и производится ежемесячная выплата, предусмотренная пунктом 3 части 10 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовые основания для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО в указанной части.

Относительно требований истца о взыскании с УМВД России по городу Мурманску денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебным временем признается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53).

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 10 статьи 53).

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержден приказом МВД России от 01 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». До 02 апреля 2018 года такой порядок устанавливался приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961.

Согласно пункту 274 указанного Порядка в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

Пунктом 275 Порядка установлено, что привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни производится на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.

Согласно пункту 277 Порядка в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.

Как предусмотрено пунктом 281 указанного Порядка, выписка из правового акта (его копия), указанного в пункте 275 данного Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, указанный в пункте 276 данного Порядка, передаются сотруднику, ответственному за ведение табеля.

Заполненный табель по окончании учетного периода передается в кадровое подразделение (пункт 282).

В соответствии с пунктом 283 Порядка продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

Согласно пункту 284 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (пункт 285).

В соответствии с пунктом 286 Порядка сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.

Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII данного Порядка (пункт 287).

Согласно пункту 290 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника.

Как предусмотрено пунктом 293 Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 56 Порядка, утвержденного приказом от 31 января 2013 года № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Порядка).

Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Пунктами 61, 62, 62.1, 62.2, 63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации также установлено, что на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Компенсационная выплата, указанная в пункте 61 данного Порядка, производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах: в нерабочие праздничные дни - одинарной часовой ставки; в ночное время - 20 процентов часовой ставки.

Часовая ставка определяется путем деления размера должностного оклада сотрудника за месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

Таким образом, учет служебного времени сотрудников внутренних дел в части выполнения ими служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России и табеля учета служебного времени; предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни или замена дополнительных дней (времени) отдыха денежной компенсацией обусловлены наличием рапорта сотрудника, то есть предоставление дней отдыха или выплата компенсации носит заявительный характер. При этом выполнение служебных обязанностей в ночное время компенсируется соответствующей выплатой в отношении тех сотрудников, которые выполняют обязанности в условиях сменного режима служебного времени.

Приоритетным видом компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни является предоставление дополнительного времени отдыха в другие дни этой же недели и только если сделать это не представляется возможным, то часы (дни) суммируются, и сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Сотрудник также вправе просить о выплате ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни вместо предоставления дополнительных дней отдыха с ограничением по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

Для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Аналогичный порядок предусмотрен для выплаты сотруднику вместо предоставления дополнительных дней отдыха денежной компенсации.

В судебном заседании установлено, что ФИО в период прохождения службы по занимаемой до момента увольнения должности был установлен ненормированный служебный день (пункт 9 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 2017 года).

Пунктами 19, 20 Правил внутреннего служебного (трудового) распорядка УМВД России по городу Мурманску, утвержденных приказом УМВД России по городу Мурманску от 01 июля 2013 года, определено, что для сотрудников Управления общая продолжительность служебного времени составляет не более 40 часов в неделю, а для сотрудников женского пола - 36 часов в неделю. Устанавливается пятидневная служебная неделя с понедельника по пятницу. Сотрудникам предоставляется еженедельный непрерывный отдых в субботу и воскресенье. Служебный день при 40-часовой служебной неделе устанавливается с 09 часов 00 минут до 18 часов 15 минут, а в пятницу – с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, с перерывом 1 час (с 13 до 14 часов).

Согласно пунктам 22, 23 Правил в случае необходимости отдельным подразделения УМВД может быть установлен иной режим рабочего времени путем издания приказа начальника УМВД на основании мотивированных ходатайств руководителей подразделений. В зависимости от служебной необходимости, складывающейся оперативной обстановки и по ходатайству руководителя службы или подразделения сотрудникам может устанавливаться скользящий график (гибкий график) службы на определенный период либо до особого распоряжения, который утверждается соответствующим приказом начальника УМВД.

Пунктом 26 Правил предусмотрена возможность в случае необходимости привлекать сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в установленном порядке.

Учет служебного времени, времени сверхурочной службы, а также служебного времени в соответствии с графиком сменности сотрудников, производится путем суммирования учета рабочего времени, при этом учетный период устанавливается равным одному кварталу (пункт 31).

В силу пункта 32 Правил руководители подразделений УМВД обязаны организовать и вести учет служебного времени подчиненных сотрудников. Учет служебного времени осуществляется на основе табелей учета.

Табели учета служебного времени составляются, утверждаются и представляются для начисления денежного довольствия в финансовое подразделение УМВД (пункт 33).

Оплата денежного довольствия производится в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность соответствующей категории лиц (пункт 34).

Согласно пункту 35 Правил выполнение служебных обязанностей сотрудником сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность соответствующей категории лиц.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в спорный период истцу была установлена пятидневная 40-часовая служебная неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), а также ненормированный рабочий день.

Из материалов дела следует, что в 2018 году истец привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в ночное время и в выходные дни.

На основании поданных истцом рапорта от 30 июля 2019 года и заявления от 26 августа 2019 года, приказов руководителей УМВД России по городу Мурманску о привлечении к выполнению служебных обязанностей в выходные дни сотрудников УМВД России по городу Мурманску от 29 декабря 2018 года и от 13 сентября 2018 года , распоряжения УМВД России по Мурманской области от 16 ноября 2018 года р, а также табелей учета служебного времени за 2018 год ФИО приказами от 05 августа 2019 года л/с и от 24 сентября 2019 года л/с произведена выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные дни за несение службы 06 января 2018 года, 15, 16, 22 и 23 сентября 2018 года; за несение службы в ночное время в декабре 2018 года в количестве 14 часов; за неиспользованный в 2019 году дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в 2019 году в количестве 4 календарных дней. Кроме того, из справки, представленной УМВД России по городу Мурманску, следует, что в период с 17 июня 2019 года по 26 июля 2019 года истцу был предоставлен очередной отпуск за 2018 год, включая дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2018 года в количестве 07 календарных дней на основании приказа УМВД России по городу Мурманску от 18 июня 2019 года л/с.

Истец, не оспаривая указанные обстоятельства, полагал, что компенсация фактически отработанного им служебного времени произведена ему ответчиком УМВД России по городу Мурманску не в полном объеме, указав, что привлекался к несению суточных дежурств также 26 - 27 марта 2018 года, 27 – 28 апреля 2018 года, 6 – 7 июня 2018 года, 9 – 10 и 24 – 25 августа 2018 года, 29 – 30 октября 2018 года, 28 – 29 ноября 2018 года, а также 11 – 12 и 17 – 19 декабря 2018 года, что отражено в табелях учета служебного времени за соответствующие месяцы 2018 года.

В представленных в материалы дела табелях учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации – подразделения отдела о расследованию экономических и серийных преступлений, совершенных на территории города Мурманска, СУ УМВД России по городу Мурманску содержатся отметки о выполнении ФИО служебных обязанностей с 08.00 до 24.00 часов 26 марта 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 27 марта 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 27 апреля 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 28 апреля 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 06 июня 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 07 июня 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 09 августа 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 10 августа 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 24 августа 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 25 августа 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 29 октября 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 30 марта 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 28 ноября 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 29 ноября 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 11 декабря 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 12 декабря 2018 года; с 08.00 до 24.00 часов 17 декабря 2018 года и с 00.00 часов до 08.00 часов 18 декабря 2018 года. 19 декабря 2018 года являлось для истца служебным днем с 09.00 до 18.15 часов.

Количество часов выполнения служебных обязанностей в ночное время, согласно данным табелям, составило в марте 2018 года 8 часов, часов сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 7.45 часов; в апреле 2018 года количество часов службы в выходные и нерабочие праздничные дни – 1 час, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 7.45 часов; в июне 2018 года количество часов в ночное время – 8 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 7.45 часов; в августе 2018 года количество часов в ночное время – 8 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни – 1 час, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 15.30 часов; в ноябре 2018 года количество часов в ночное время – 8 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 7.45 часов; в декабре 2018 года количество часов в ночное время – 16 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – 15.45 часов.

Вместе с тем, оснований для признания этих доводов истца и требований об оплате указанных им дней обоснованными суд не усматривает, учитывая, что в материалах дела отсутствует совокупность доказательств, подтверждающих привлечение ФИО к выполнению должностных обязанностей в указанные дни, в том числе приказов руководителя УМВД России по городу Мурманску об установлении истцу служебного времени, отличающегося от обычного графика его работы, в том числе в ночное время и выходные дни, как одного из условий для предоставления сотруднику органов внутренних дел социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Представитель ответчика факт привлечения истца к несению суточных дежурств в вышеуказанные дни 2018 года не подтвердил, пояснив, что соответствующие приказы начальником Управления не издавались, иных оснований для осуществления сотрудниками Управления служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не имеется.

Не усмотрено таких оснований и исходя из показаний свидетеля ФИО4, пояснившей в судебном заседании, что в период с октября 2017 года по 30 апреля 2019 года исполняла обязанности начальника отдела по расследованию экономических и серийных преступлений, совершенных на территории города Мурманска, СУ УМВД России по городу Мурманску, в ее обязанности входило и ведение табелей учета служебного времени подчиненных сотрудников. Сведения в табели вносила по сведениям, содержащимся в графиках дежурств отделов полиции Октябрьского и Ленинского округов города Мурманска, в соответствии с которыми подчиненные ей сотрудники привлекались к несению суточных дежурств в соответствующих округах. Графики дежурств составлялись в конце текущего месяца на следующий месяц. Издавались ли руководителем Управления приказы о привлечении сотрудников к несению дежурств, ей не известно, такие приказы ей не предоставлялись, возможно имели место устные распоряжения. Также пояснила, что не помнит, обращался ли ФИО с рапортами о предоставлении отгулов за отработанное время.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия надлежащих доказательств, свидетельствующих о привлечении истца к работе сверх установленного служебного времени, в ночное время и выходные дни в спорные периоды, в том числе не представлены правовые акты, на основании которых сотрудник привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время и выходные дни, а из содержания представленных в материалы дела доказательств указанные обстоятельства объективно не следуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО в указанной части требований.

Суд также учитывает, что, как установлено в ходе рассмотрения дела, Правилами внутреннего служебного (трудового) распорядка УМВД России по городу Мурманску сменный график службы сотрудникам отдела, в котором работал истец, установлен не был.

Привлечение истца к дежурствам было возможным в связи с особым режимом его службы, в соответствии с которым отдельные сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих служебных обязанностей за пределами установленной для них продолжительности служебного времени.

Кроме того, суд соглашается с представителем ответчика УМВД России по городу Мурманску, к которому ФИО заявлены указанные требования, о пропуске истцом срока обращения в суд по служебному спору, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в три месяца со дня, когда сотруднику органов внутренних дел стало известно или он должен был узнать о нарушении своего права.

В данном случае суд учитывает, что спор в указанной части в целом не связан с увольнением истца, основан на правоотношениях, возникших в период прохождения истцом службы в органах внутренних дел.

Исходя из спорного периода, затрагивающего прохождение истцом службы в марте, апреле, июне, августе, октябре, ноябре и декабре 2018 года, право на предоставление дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации могло быть реализовано истцом путем подачи соответствующего рапорта в 2018 году. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение такой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с соответствующими рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха либо выплате денежной компенсации за указанные в иске дни истец вплоть до своего увольнения 05 августа 2019 года не обращался, на наличие таких обращений истец в судебном заседании не ссылался, напротив, опроверг указанное обстоятельство.

Суд также учитывает, что нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение с рапортом о выплате такой компенсации. Прекращение служебных отношений также не изменяет применение вышеуказанного порядка.

Количество часов за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни образовалось, по мнению истца, в период с марта по декабрь 2018 года, следовательно, о предполагаемом нарушении своего права на получение дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации истец должен был узнать не позднее дня окончания каждого учетного периода, установленного в УМВД России по городу Мурманску в один квартал, и в любом случае не позднее 29 декабря 2018 года.

Таким образом, установленный частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок для обращения в суд истек 29 марта 2019 года, тогда как с иском в суд истец обратился лишь 05 ноября 2019 года, то есть с пропуском срока, установленного нормой специального права, направленной на достижение оптимального и своевременного согласования интересов сторон служебных правоотношений.

Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с данными требованиями истцом суду не представлено и судом таких доказательств не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска в указанной части.

Не усматривает суд правовых оснований и для удовлетворения исковых требований ФИО в части требований об оспаривании привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании установлено, что приказом врио заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по Мурманской области от 02 августа 2019 года л/с за нарушения требований части 2 статьи 21, части 3 статьи 39, части 1 статьи 73, статьи 74, части 1 статьи 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, выразившихся в непринятии возможных мер к своевременному сбору, проверке и оценке доказательств по уголовным делам , , путем проведения следственных и процессуальных действий, необеспечении в полном объеме требований уголовно-процессуального законодательства о полноте, объективности и всесторонности расследования, повлекшие необоснованные продления срока предварительного следствия и затягивание расследования по данным уголовным делам, а также за нарушение требования пункта 11 Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 16 ноября 2017 года , выразившееся в непередаче находящихся в производстве уголовных дел , , начальнику подразделения при убытии в очередной отпуск с 17 июня 2019 года, на ФИО наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.

Основанием привлечения ФИО к дисциплинарной ответственности послужили результаты служебных проверок, оконченных и утвержденных 30 и 31 июля 2019 года.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательства акты Российской Федерации за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 – 51 данного Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Как установлено частями 1, 2 статьи 47 указанного Федерального закона служебной дисциплиной признается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 49 указанного Федерального закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу части 1 статьи 50 указанного Федерального закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с положениями статьи 51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

В соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделения МВД России утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года .

Из материалов дела следует, что 18 июня 2019 года начальник СУ УМВД России по городу Мурманску обратился с рапортом на имя врио заместителя начальника УМВД России по Мурманской области – начальника СУ, указав, что в производстве отдела СУ УМВД России по городу Мурманску находятся уголовные дела , , , которые находились в производстве следователя СУ УМВД России по городу Мурманску ФИО В ходе изучения указанных уголовных дел установлено, что расследование по ним проводилось неинтенсивно, допущена волокита, что повлекло затягивание расследования. С целью выяснения причин, характера и обстоятельств выявленных нарушений просил назначить проведение служебной проверки.

Также на имя руководителя был подан рапорт о нарушении ФИО пункта 11 Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях, подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 16 ноября 2017 года .

В ходе проведения назначенных служебных проверок было установлено, что ФИО в период с 17 июня по 26 июля 2019 года предоставлен очередной отпуск; взяты письменные объяснения у старшего следователя отдела СУ УМВД России по городу Мурманску ФИО5; по выходу ФИО из очередного отпуска, 30 июля 2019 года, им также были даны объяснения; изучен характеризующих материал в отношении ФИО

В письменных объяснениях, данных в ходе проведения служебной проверки, а также в судебном заседании ФИО в обоснование причин допущенных нарушений сослался на большую нагрузку при исполнении служебных обязанностей, отсутствие должного контроля за исполнением сотрудниками служебных обязанностей со стороны руководителя, которым уголовные дела не изучались и не давались указания по расследованию уголовных дел, что могло существенно улучшить качество расследования. Полагал, что предпринятые им меры по расследованию уголовных дел в сложившейся обстановке были достаточными. Также указал, что уголовные дела не были переданы им по акту до убытия в отпуск по устному указанию руководителя.

Вместе с тем, из письменных объяснений ФИО5, а также показаний, данных в судебном заседании при допросе его в качестве свидетеля, следует, что при принятии им к своему производству уголовного дела , находившегося в производстве следователя ФИО до убытия в очередной отпуск, и его изучении им было установлено, что по вине ФИО не был выполнен ряд следственных и процессуальных действий, необходимость в проведении которых имелась на первоначальной стадии расследования уголовных дел в связи с тем, что их проведение требует значительных временных затрат, и указанные недостатки в проведении предварительного следствия не позволят окончить расследование уголовного дела в кратчайший срок и послужат причиной для возбуждения перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия.

В ходе проведения служебной проверки по нарушениям, допущенным ФИО в ходе проведения предварительного расследования по вышеуказанным уголовным делам, приведенным в заключении от 30 июля 2019 года, установлено, что ФИО допущены нарушения требований части 2 статьи 21, части 3 статьи 39, части 1 статьи 73, статьи 74, части 1 статьи 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, выразившиеся в непринятии возможных мер к своевременному сбору, проверке и оценке доказательств по уголовным делам , , путем проведения следственных и процессуальных действий, необеспечении в полном объеме требований уголовно-процессуального законодательства о полноте, объективности и всесторонности расследования, повлекшие затягивание расследования уголовных дел, в связи с чем предложено рассмотреть вопрос о наложении на следователя ФИО дисциплинарного взыскания.

Из заключения от 31 июля 2019 года следует, что в ходе проведения служебной проверки установлено допущенное следователем ФИО нарушение требования пункта 11 Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 16 ноября 2017 года , выразившееся в непередаче находящихся в производстве уголовных дел , , начальнику подразделения при убытии в очередной отпуск с 17 июня 2019 года, в связи с чем предложено рассмотреть вопрос о наложении на ФИО дисциплинарного взыскания.

С заключениями служебных проверок и приказом о наложении дисциплинарного взыскания ФИО был ознакомлен, что подтверждается его подписью в ознакомлении с данными документами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные данным Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Согласно части 3 статьи 39 данного Кодекса указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

В силу части 1 статьи 73 указанного Кодекса при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Согласно статье 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

В качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.

В силу части 1 статьи 86 указанного Кодекса собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 16 ноября 2017 года , следователь (дознаватель) в связи с временной нетрудоспособностью, временным отстранением от служебных обязанностей, переводом в другое подразделение или увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, убытием на обучение, в отпуск, в командировку, не связанную с расследованием уголовного дела, незамедлительно передает находящиеся в его производстве уголовные дела, а также уголовные дела, указанные в пункте 17 данной Инструкции, начальнику подразделения, о чем составляется акт, который подписывается начальником подразделения.

Нарушения вышеуказанных положений нормативных правовых актов ФИО нашло свое подтверждение в ходе проведения служебных проверок, обстоятельства этих нарушений подробно приведены в заключениях, составленных по результатам их проведения, объективность и полнота служебных проверок сомнений не вызывают.

При наложении дисциплинарного взыскания учтены тяжесть совершенных проступков и обстоятельства, при которых они были совершены.

Объявление ФИО строгого выговора, по мнению суда, соразмерно тяжести допущенных им нарушений, в том числе с учетом специфики служебной деятельности подразделения органа внутренних дел.

Установленные порядок и срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконными и необоснованными заключений, составленных по результатам служебных проверок, и приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, поскольку фактов нарушения прав и законных интересов истца ответчиками в ходе рассмотрения дела не установлено, суд отказывает в удовлетворении иска ФИО в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о взыскании денежных средств, признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.С. Кузнецова