ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-579 от 26.04.2011 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Слюдянский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Слюдянский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Слюдянка

26 апреля 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Жулидовой Н.Г.,

при секретаре Меркурьевой М.А.,

с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д. М.,

ответчика Администрации муниципального образования Слюдянский район в лице представителя ФИО2,

ответчика муниципального казенного учреждения «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» в лице представителя по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-579/11 по иску прокурора Слюдянского района в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования Слюдянский район, муниципальному учреждению «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» о взыскании в пользу ФИО4 ущерба, причиненного бездействиями органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО4 обратился в прокуратуру с заявлением о том, что в 2008 году ему не была предоставлена субсидия на твердое топливо. ФИО4, проживает в "АДРЕС". Данное жилое помещение относится к неблагоустроенному жилому фонду "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" МО.

В ходе проверки прокурором было установлено, что муниципальное образование Слюдянский район и "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" муниципальное образование представили недостоверные и неполные сведения в правительство Иркутской области для расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год для расчета субсидий по "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" сельскому поселению. При этом муниципальное образование Слюдянский район, не убедившись в достоверности представленных сведений, непосредственно направило в Правительство информацию для включения в региональные стандарты.

По вине МО Слюдянский район в региональные стандарты не был включен неблагоустроенный жилой фонд "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" муниципального образования, что повлекло за собой нарушение прав ФИО4 на получение субсидии на оплату твердого топлива.

16 июля 2010 года издано постановление Правительства Иркутской области « О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области».

Обосновывая расчет цены иска, прокурор сослался на расчет субсидий на первое полугодие 2010 года, произведенный ответчиком на основании указанного постановления Правительства Иркутской области.

Поэтому прокурор просит взыскать с финансового органа администрации муниципального образования Слюдянский район в пользу ФИО4 ущерб, причиненный бездействиями органа местного самоуправления, в размере 7864,56 рублей, т.е. субсидию за 12 месяцев 2008 года.

В судебном заседании помощник прокурора Чепурыгин Д.М. поддержал исковые требования и просил взыскать ущерб с муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов».

ФИО4 просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил письменное заявление.

Представитель Администрации муниципального образования Слюдянский район по доверенности ФИО2, представитель муниципального учреждения «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» по доверенности ФИО3 с исковыми требованиями прокурора не согласились, указав, что Закон Иркутской области № 116-оз от 10 декабря 2007 года « О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» вступил в силу 1 января 2008 года. До этого времени расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, в соответствии с жилищным законодательством относились к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселения.

Администрация МО Слюдянский район и администрация "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" сельского поселения полномочиями в области установления регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг действующим законодательством наделены не были, соответственного администрация "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" сельского поселения не передавала их органу местного самоуправления района.

Кроме того, в порядке главы 25 ГПК РФ действия администрации муниципального образования Слюдянский район прокурором или ФИО4 не обжаловались. Между тем, в случае предоставления неполной или ошибочной информации установление регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год должно быть осуществлено на уровне тарифов 2007 года. Это было указано в запросе департамента от 13.12.2007 года № ***.

Выслушав пояснения и возражения сторон, проанализировав субсидийное дело ФИО4 и другие имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в интересах ФИО4 являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ст. 159 ч.1 Жилищного Кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Закон Иркутской области « О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» № 116-оз от 10 декабря 2007 года вступил в силу с 1 января 2008 года.

До 1 января 2008 года расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством относились к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселения.

Пункт 29 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» утратил силу с 1.01.2008 г. в соответствии с Федеральным Законом № 258 от 29.12.2008 года « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Указанные вопросы отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Как установлено из пояснений сторон и материалов дела, 17 декабря 2007 года, т.е. в переходный период, в администрацию муниципального образования Слюдянский район поступил запрос за № *** из Департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области. Директор Департамента просил в срок до 19 декабря 2007 года представить за подписью главы муниципального образования информацию по муниципальным образованиям для расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год для расчета субсидий ( л.д. 9).

Из указанного поручения видно, что департамент действительно указывал, что в случае предоставления неполной или ошибочной информации становление регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год будет осуществляться на уровне тарифов 2007 года с учетом минимального индекса инфляции.

Во исполнение запроса Администрация муниципального образования Слюдянский район направила в Департамент информацию на 78 листах, в том числе и по "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" сельскому поселению муниципального образования Слюдянский район, в которую не включила сведения об индивидуальных неблагоустроенных жилых домах ( л.д. 6-7).

Ненадлежащее исполнение запроса муниципальным служащим повлекло за собой не включение в соответствующее постановление администрации Иркутской области сведений о неблагоустроенном жилищном фонде "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" муниципального образования и соответственно не установление размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий жителям данного поселения, проживающим в неблагоустроенных домах.

Из постановления Администрации Иркутской области от 26 мая 2008 года за №127-па «О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг» следует, что по "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" муниципальному образованию действительно установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг только для полностью благоустроенного жилищного фонда (без лифтов и мусоропроводов).

Документ опубликован в «Областной» газете № 64 от 11.06.2008 г.

Суд критически относится к доводам представителя ответчиков о том, что к вопросам местного значения района не относится участие в разработке региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий.

Из смысла и содержания ст.ст. 15. 15.1, 17 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не следует, что муниципальное образование Слюдянский район вправе отказаться сообщить исполнительному органу государственной власти субъекта Российской федерации показатели, характеризующие социальную сферу муниципального образования.

Тем более, как установлено из визы мэра муниципального образования Слюдянский район на письме Департамента, мэр поручил подготовить ответ на социально значимый для населения района запрос заведующей отделом контроля цен и тарифов администрации МО Слюдянский район ФИО1 ( л.д. 9).

Совокупность вышеуказанных доказательств подтверждает тот факт, что бездействиями ответчика причинены убытки ФИО4, а также подтверждает причинную связь между незаконными бездействиями должностных лиц и наступившими для ФИО4 последствиями.

Отсутствие вины, как основание ответственности, органом местного самоуправления не доказано.

Доводы ответчиков в лице представителей о том, что бездействия муниципального образования не оспорены в судебном порядке, а потому причиненный гражданину вред не подлежит возмещению, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании содержания ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ.

ФИО4, "ДАТА"года рождения, является одиноко проживающим пенсионером, инвалидом "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", имеет в собственности неблагоустроенное жилое помещение общей площадью 36,0 кв. метров, расположенное в "АДРЕС".

24 апреля 2008 года он обратился в Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по Слюдянскому району с заявлением о предоставлении субсидии на твердое топливо, предоставив копию паспорта и технического паспорта полный пакет документов, подтверждающих право на субсидию.

Это обстоятельство не оспаривалось ответчиком, объективно подтверждается субсидийным делом, исследованным в подлиннике ( л.д.12-38).

Арифметический расчет субсидии за 1 полугодие 2010 года применительно к жилой площади ФИО4, исходя из стандартов на 2010 год, представленный ответчиком, в настоящем судебном заседании представителем муниципального образования Слюдянский район и Комитета финансов не оспорен ( л.д. 8).

Данный расчет размера субсидии на одиноко проживающего пенсионера не вызывает сомнения у суда, поскольку соответствует Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации № 761 от 14.12.2005 года в редакции от 24.12.2008 года и постановлению Правительства Иркутской области от 16.07.2010года № 171-пп «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области», опубликованному в Областной газете № 85 28.07.2010 ( п. 32.8.2).

Доводы ответчиков о том, что расчет должен быть произведен на уровне тарифов 2007 года в соответствии с разъяснением Департамента на случай не предоставления информации, судом не принимается как ошибочный, не соответствующий правилам ст.ст. 15, 16 Гражданского Кодекса РФ о полном возмещении убытков, причиненных бездействием муниципального образования и фактическим обстоятельствам дела. По убеждению суда, прокурор наоборот доказал, что именно по вине ответчика в Департамент жилищной политики была направлена недостоверная информация, положенная в основу постановления о размерах региональных стандартов. В результате ФИО4 не получил субсидию на твердое топливо.

Судом учитывается, что ранее администрация муниципального образования Слюдянский район располагала информацией о наличии в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" неблагоустроенного жилого фонда. Поэтому при должном и добросовестном исполнении запроса информация о наличии в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" неблагоустроенного жилья могла быть предоставлена правильная.

Совокупность вышеуказанных доказательств подтверждает факт причинения вреда ФИО4 бездействиями муниципальных служащих администрации Слюдянского района, а также причинную связь между бездействиями и наступившими для ФИО4 последствиями.

Исходя из принципа справедливости, баланса частных и публичных интересов, суд приходит к убеждению, что расчет субсидии должен быть произведен не за 6 месяцев, а за 12 месяцев, поскольку субсидии начисляются помесячно, а региональные стандарты устанавливаются на год.

Ответчиком не представлено доказательств того, что с момента возникновения у ФИО4 права на предоставление субсидии и до окончания 2008 года изменились основания для предоставления ему субсидии. Поскольку ФИО4 не было отказано в предоставлении субсидии, суд считает установленным, что ФИО4 действовал разумно и добросовестно, полагая, что орган местного самоуправления также действует добросовестно.

В соответствии с п. 41, 45 абз. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации № 761 от 14.12.2005 года в редакции от 24.12.2008 года гражданам, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

В силу ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб).

В силу ст. 16 Гражданского Кодекса РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

На основании изложенного с МКУ «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» надлежит взыскать в пользу ФИО4 7 864, 56 рублей - не полученную в 2008 году субсидию на твердое топливо.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Слюдянского района в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования Слюдянский район, муниципальному казенному учреждению «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» о взыскании в пользу ФИО4 ущерба, причиненного бездействиями органа местного самоуправления в размере 7 864 рублей 56 копеек, удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Комитет финансов муниципального образования Слюдянский район» в пользу ФИО4 в возмещение ущерба, причиненного бездействием органа местного самоуправления, денежные средства в размере 7 864, 56 рубль.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись. Копия верна. Судья :